Анализ экономической эффективности гимназии в условиях введения стандартов нового поколения директор моу гимназии №32 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Анализ эффективности использования основных фондов гимназии №1518 1 329.38kb.
Директор моу гимназии №23 1 81.82kb.
Н. Н. Соколова правила для учащихся Академической гимназии Государственного... 1 33.56kb.
Художественного образования в контексте реализации стандартов нового... 1 149.59kb.
Лист дела Посещение и осмотр Гимназии 1 16.42kb.
Научно-методической работы гимназии на 2010-2011 г 1 275.49kb.
Елизавета федоровна литвинова 1 81.44kb.
Хроника ярвеской русской гимназии зима из окон нашего дома 1 117.79kb.
Материально техническая база Гимназии №1 Адрес 236022 город Калининград... 1 44.75kb.
Цель мбоу «Гимназия №11 им. С. П. Дягилева» г. Перми в рамках проекта... 3 479.47kb.
Использование учебников при переходе на фгос 2го поколения 1 89.26kb.
Экономическая эффективность ликвидации цтп 1 76.83kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Анализ экономической эффективности гимназии в условиях введения стандартов нового - страница №1/1

Анализ экономической эффективности гимназии в условиях введения стандартов нового поколения
директор МОУ гимназии №32

Белякова В.Н.


Современная школа сегодня призвана решить задачи качественного образования и экономической эффективности. Именно поэтому в условиях нормативно-подушевого финансирования, необходимости получения не только количественных, но и качественных результатов мы начинаем оперировать такими экономическими категориями как экономический эффект, экономический результат и экономическая эффективность.

Экономический результат - это "абсолютное значение (не обязательно в стоимостной форме) какого-либо показателя, характеризующего степень активности в той или иной сфере деятельности. Для образовательного учреждения такими показателями являются величина привлеченных бюджетных средств, количество учащихся.

Под экономическим эффектом понимают разницу между результатами экономической деятельности и затратами, произведенными для их получения. В образовательных учреждениях экономический эффект выражается через такой показатель, как доход. Причем, доход бюджетного учреждения в данном случае классифицируется как неналоговый доход бюджета, а автономного учреждения - как доход.



Экономическая эффективность определяется соотношением полученного результата или эффекта в стоимостной форме с затратами различного рода ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных) по его достижению. То есть речь идет об уровне эффективности использования ресурсов. При определении экономической эффективности следует более активнее (по сравнению с прошлым уч.годом) привлекать педагогическую, родительскую и ученическую общественность.

Считаем, что любое образовательное учреждение, если является конкурентоспособным, может привлекать внебюджетные средства за счет образовательных услуг, научно-методической деятельности, деятельности по обеспечению образовательного процесса, функционировать как ресурсный центр при КОИРО.

Основным фактором, определяющим экономическую эффективность образовательного учреждения, является экономический потенциал - совокупность ресурсов (трудовых, материальных, финансовых, информационных, интеллектуальных и др.), имеющихся в распоряжении учреждения, а также, способности его педагогов и руководителя к использованию ресурсов в соответствии с целью деятельности учреждения и получению максимально возможного дохода.

Таким образом, экономический потенциал гимназии, как образовательного учреждения, характеризуется несколькими важными чертами. Во-первых, он определяется его реальными возможностями (мониторинг внутренней и внешней среды). Во-вторых, характеризуется объемом ресурсов (НПФ, материально-техническая база, интеллектуальная собственность и др.). В-третьих, способность администрации к использованию возможностей и ресурсов (предпринимательская активность).

В связи с этим модель экономического потенциала для образовательного учреждения можно представить так:
человеческий капитал +основной капитал +

+норматив подушевого финансирования * количество учащихся
Модель экономического потенциала гимназии определяется объемом и качеством имеющихся у него ресурсов: численностью педагогов и их профессиональными способностями, состоянием основных фондов, проектными и инновационными способностями. В сумме это образует совокупную хозяйственную способность образовательного учреждения, которая по сравнению с аналогичными параметрами другого образовательного учреждения отражает уровень его конкурентоспособности. Создание оптимальных условий пребывания учащихся, зон развития – необходимое условие полноценного функционирования современного образовательного учреждения.

В утвержденной постановлением правительства №322 методике оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти РФ при расчете объема неэфективных расходов в разделе «Образование» используется два показателя: число учащихся на учителя и корректирующий коэффициент сетевых нормативов для субьектов РФ. Общий принцип расчета неэффективных расходов в методике: сравнение фактической численности учителей (числа классов) с нормативной численностью (числом классов) и перемножение "избыточных" учителей (классов) на среднюю заработную плату учителей (или стоимость содержания одного класса). В связи с этим основным становится вопрос о нормативной или целевой численности учителей или нормативном числе классов. В качестве целевой нормы методикой предлагается 15 учащихся на одного учителя. Минрегионразвития, который реализует работу по оценке эффективности применяет это соотношение в качестве целевого. В гимназии этот коэффициент составляет 15,85. Следовательно, оптимизация штатного расписания, тщательный взвешенный подход к расстановке кадров, обновление нормативной документации, СОКО и НСОТ – главные пути повышения эффективности деятельности учреждения. Механизмами же являются: формульное финансирование; оплата и уроков и результатов (переходность этого механизма); соответствие образовательных программ ведущим деятельностям; общественная оценка качества.

При переходе на ФГОС-2 требуется тщательный расчет стимулирующей части ФОТ предусмотренный на качественную организацию внеаудиторных занятий, преподавание метапредметных курсов, следовательно, возникает вопрос о формировании системы показателей для экономической оценки деятельности образовательного учреждения. Для оплаты тьюторского сопровождения, индивидуально-групповых консультаций, нужна гибкая система стимулирования, новая критериальная база оценки качества труда учителя. Творческие группы учителей разрабатывают новые должностные инструкции учителя (реализуюшего ФГОС)

Сама гимназия способна создать для себя исходную базу, выделить приоритетные показатели, уровень которых будет являться критерием для формирования значений всех остальных взаимосвязанных показателей системы.

В качестве составляющих могут быть использованы группы показателей, отражающих:

- интересы потребителей;

- интересы учредителя;

- интересы трудового коллектива.

В группу показателей, отражающих интересы потребителей, могут входить:



- качество обслуживания;

- уровень цен на сопутствующие платные услуги;

- объем внебюджетных средств.

Учредитель ожидающий эффективную отдачу вложенных средств, заинтересован в показателях, которые характеризуют:



- эффективность использования ресурсов;

- снижение доли неэффективных расходов.

В группу показателей, отражающих интересы коллектива, могут входить:



- система управления;

- психологическая атмосфера;

- выявление мотивации педагога (в т.ч. стимулирующая доплата);

- повышение престижа учреждения;

- общественная оценка качества образовательной услуги.

Учреждение, получившее статус автономного, не только способно системно оценивать, но и заинтересовано в росте экономических показателей. Но экономические и образовательные результаты тесно связаны между собой. Участие в инновационной деятельности, стабильные качественные показатели, удовлетворенность качеством образовательных услуг родительской общественностью и социумом, в свою очередь, привлекают в условиях НПФ, финансовые средства.



Расчет экономической эффективности МОУ гимназии №32

Показатели

За отчетный период (2010 г.)

За предшествующий период (2009 г.)

Отклонение (+;-)

Примечание

1. Объем бюджетного финансирования

47738005

39128713

+6364022

Положительная динамика – гранты «СУПЕРШИК», конкурс «Роялти» - поощрение учителей

Результат

2. Количество учащихся

1106

1075

+31

Положительная динамика

Эффект

3. Объем привлеченных средств

2044290

1752699

+291591

Положительная динамика – грант «ЛУКОЙЛ»

Бюджетный эффект

4. Сумма налогов

52960

51960

1000

Увеличение налоговых отчислений свидетельствует о положительном

бюджетном эффекте



Экономическая эффективность

5. Эффективность реализации основной программы (эффективность использования бюджетных ресурсов)

41132,67

36398,80

+4733,80

Увеличение затрат на содержание одного

ребенка свидетельствует о

положительной динамике.

Конкурсная финансовая поддежка.



6. Эффективность реализации доп. образ, программы

1848,36

1630,42

+217,94

Увеличение дохода (привлеченных

средств) на одного ребенка;

свидетельствует о положительной

динамике


7. Экономическая эффективность ОУ (%) (п. 7: п. 6 х 100)

4,50

4,48

+ 0,02

Увеличение свидетельствует о

положительной динамике



Готовясь к предлагаемым законопроектом изменениям, каждый современный руководитель должен решить вопрос о выборе типа учреждения (казенное, автономное, бюджетное). Основными критериями разделения являются: новые формы взаимоотношений между учредителем и учреждением; степень свободы распоряжения финансовыми средствами на уровне учреждения. Повышение эффективности расходов бюджетных средств; плановое, грамотное управление ресурсными и финансовыми потоками, минимизация финансово-хозяйственных рисков - актуальные задачи, которые стоят сейчас перед школами. Анализ расчета экономической эффективности позволил построить программу развития (в условиях перехода на автономию с учетом апробации ФГОС-2) на принципах:

  • переход от управления затратами к управлению результатами;

  • непрерывное повышение эффективности бюджетных расходов;

  • переход от содержания учреждений по смете к финансированию заданий учредителя, включая критерии и показатели оценки качества услуг;

  • изменение порядка распоряжения внебюджетными средствами, полученными от деятельности, приносящей доход.

Основными рисками программы развития обозначены: недостаточная готовность коллектива, администрации к самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности; возможная нехватка знаний влечет за собой определенные погрешности; «волокита» (длительное оформление документации, оповещение общественности об изменениях в учредительных документах), нежелание или неготовность родительской общественности глубже вникать в процесс финансово-хозяйственной деятельности гимназии. Главное, чтобы переход в новый тип бюджетных учреждений (автономию) не был формальным, чтобы каждый участник образовательного процесса был заинтересован в экономических эффектах и результативности гимназии.