Александра Родионова Спасские мхи - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Александра Родионова Спасские мхи - страница №1/1

Александра Родионова
Спасские мхи
Спасские мхи. Стоит странная гулкая тишина. Свист ветра да крик редкой птицы – вот и вся музыка болотной жизни. Мох глушит все. Так было здесь и тысячу, и пятьсот лет назад, и вот сейчас. Только инверсионный след самолета напоминает, что где-то есть огромные города и заводы, что на планете есть люди. В мшистых берегах пугающе темнеет Спасское озеро. На небольшом сухом пригорке сиротливо стоят останки Спас-оскуйского погоста. Словно на острове в болотном океане. В какую сторону ни глянь – везде человеческое жилье отстоит на десятки километров. Когда-то колокольный благовест Преображенского храма разносился по болотным просторам, достигая дальних деревень.

«У Спаса во мхах»

Спас-оскуйский погост расположен на краю болота Спасские Мхи в двадцати километрах от Малой Вишеры. Вокруг раскинулись дремучие леса и болотные топи. Сейчас уже никто и не упомнит, когда и кем был основан этот небольшой мужской монастырь у озера на краю обширных болот. Впервые Спас-оскуйская пустынь упоминается в конце XVI века в писцовых книгах Нагорной части Новгородской Обонежской пятины. В писцовых книгах Новгородской Земли описание велось по пятинам – пятым частям Новгородской земли – Водская, Обонежская (она тянулась между рек Волхов и Мста до Онежского озера и далее), Бежецкая, Деревская и Шелонская. Это были самые крупные административно-территориальные единицы Новгородской земли. Пятины делились на половины, а те в свою очередь на погосты – самые мелкие административные единицы. Обонежская делилась на Нагорную (именно к ней относится территория Маловишерского района) и Заонежскую.

«Оскуйская или Оскуйская-Спасская, мужская пустынь, ныне погост Спасо-Оскуйский или Спасский Новгородской губернии, Тихвинского уезда, в 98 верстах к юго-запад от Тихвина, близ границы Новгородского уезда, среди болот, известных под именем Спасских мхов, при оз. Спасском, из которого вытекает речка Озерянка, впадающая в р. Оскую слева. Уже существовал в 1583 г., когда по писцовым книгам Обонежской пятины значилась под именем «Преображения Спасова Оскуей в погосте Спасском на Коломне» – писал старший редактор центрального статистического комитета МВД Российской империи Василий Васильевич Зверинский (1835–1893) в конце XIX века в энциклопедическом (по иному не назовешь) труде «Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи».

Во время Смутного времени в 1611 г. на ослабленную распрями и безвластием территорию Новгородской земли вторглись шведские войска. Они захватили Новгород и ряд городов, которые удалось вернуть назад по Столбовскому мирному договору только в 1617 г. По некоторым данным, в эти годы Спасо-оскуйская пустынь была ограблена шведским войсками, а монахи перебиты. По переписи 1615 г., произведенной после шведского разорения, здесь тем не менее значится «монастырь на Оскуи два храма, Спас да Никола чудотворец деревяны». В эти годы пустынь была приписана к новгородскому Свято-Духову монастырю. В начале XVII века на Спасе стояли два деревянных храма – Преображенский и Никольский. Причем, последний был срублен в 1760 г.

А уже в 1764 г. в царствование Екатерины II с целью изъятия церковных владений и упразднения части монастырей прошла так называемая секуляризационная реформа. В Российской империи на тот момент насчитывалось 954 монастыря, из них 418 упразднили. Из оставшихся монастырей 226 стали получать денежное содержание от государства, остальные 310 объявлялись выведенными за штат и должны были существовать на пожертвования. Через несколько лет часть из них также была упразднена. Не миновала эта участь и Спас-Оскуйскую пустынь. В 1764 г. при составлении монастырских штатов она была упразднена. Братия из нее была переведена в другие монастыри, а церкви преобразованы в приходские.

Известно, что примерно в 1810–1811 годах на Спасо-оскуйском погосте («У спаса во мхах») с отшельником Емельяном около года подвизался известный в Новгородской губернии подвижник веры и благочестия старец Амфилохий (около 1770–1865, память 9 августа), воссоздавший в глухих лесах и болота Свято-Троицкий Реконский монастырь. Правда, вскоре они покинули обитель в поисках уединения, поскольку «известия о подвигах двух пустынников стали распространяться среди окрестных жителей».

В 1852 г. вместо деревянного Преображенского храма была выстроена кирпичная церковь – ее руины сегодня являются приметным ориентиром для глаза на болотном просторе. Она была выстроена в псевдорусском стиле по проекту, близкому к типовым. Любопытной особенностью колокольни является то, что шатер ее сложен из кирпича. В XIX веке строители предпочитали ставить не каменные шатры, а каркасные конструкции, обшитые железом, однако для церкви Спасского погоста по каким-то причинам сделали исключение. Бывший монастырский двор был окружен каменной оградой с коваными решетками, рядом стояли дома причта. В начале XX века в Спас-оскуйской церкви, как говорится в Списках населенных мест Новгородской губернии за 1911 г., было три церкви и часовня. Числилось три жилых строения, в которых жили 9 человек (5 мужчин и 4 женщины

После революции церкви Спас-оскуйского погоста действовали до 1938 г. 15 февраля 1938 года оба служивших тут священника – Николай Александрович Бельский и Михаил Петрович Георгиевский – были арестованы. В марте 1938 г. Особая Тройка управления НКВД Ленинградской области вынесла отцу Николаю и отцу Михаилу смертный приговор. Спасский погост опустел. Оказавшееся без всякого присмотра церковное хозяйство постепенно было разорено дотла. Через какое-то время была полностью разрушена деревянная Никольская церковь. Долгие годы запустения сказались на состоянии каменного Преображенского храма. Сегодня алтарная часть разрушена до фундамента, обрушился свод основного объема. Относительно цела колокольня, лишившаяся главки.



Старая Аракчеевская дорога
В начале XIX века прямо через Спас-Оскуйский погост прошла главная транспортная артерия края – почтовый тракт, построенный графом Алексеем Андреевичем Аракчеевым (1769–1834). Дорога эта, по тем временам бывшая верхом технического совершенства, соединяла город Боровичи с селом Грузино, где у Аракчеева было имение. Построена она во время организации военных поселений, которые были созданы по инициативе Александра I в целях подготовки обученного резерва войск без увеличения расходов на армию. Идея организации военных поселений довольно часто приписывается Аракчееву, но это совсем не так. Напротив, он вместе с другими военачальниками высказывал категорическое несогласие с организаций военных поселений, так как это могло привести к ослаблению боеспособности войск. Говорят, что Аракчеев даже на коленях отговаривал Александра от этой затеи. Однако Александр I был непреклонен и категорически заявил, что поселения будут устроены, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова. Указ о военных поселениях был подписан 9 июля 1817 г. Поместье Аракчеева – Грузино было сделано центром поселений Новгородской губернии, где был размещен Гренадерский корпус в составе трех дивизий (18 пехотных полков и 3 артиллерийские бригады). С 1819 г. Аракчеев стал начальником штаба над военными поселениями, а в 1821–1826 гг. он был главным начальником Отдельного корпуса военных поселений.

Дороги граф Аракчеев умел строить. В его имении Грузино и других 32 деревнях, принадлежавших ему, были лучшие в России дороги. Не случайно же император лично написал ему: «Граф Алексей Андреевич! Устройство и порядок, которые я самолично видел в деревнях ваших при посещении вас на обратном пути моем из Твери, доставили мне истинное удовольствие...».

На дошедших до нашего времени картах и планах Спас-оскуйская пустынь впервые была отображена на планах Комиссии Генерального межевания, учрежденной в целях «покоя и тишины всем поселянам» Екатериной II в 1765 г. До этого описание и межевание производились неточно, часто основывались только на словесных показаниях владельцев. Иногда целые села пропускались или заносились в книги под другим названием или за другим владельцем. При этом карты XVI и XVII веках размножались рукописно в единичных экземплярах, поэтому большинство из них стало жертвой времени – пожары, войны, мыши и небрежное хранение в архивах сделали свое дело.

План генерального межевания со Спас-оскуйской пустынью составлен в 1790 г. Масштаб – 1 верста в дюйме (в 1 см – 420 м). Карта выполнена от руки 225 лет назад, но точность довольно высокая. Много мельчайших деталей, интересных объектов, которые и на современных картах не всегда встретишь. От времени она сильно обветшала, поэтому довольно трудно рассмотреть подробности.

Рассматриваешь старые карты Новгородской губернии 100 и 150-летней давности, и открываются поразительные вещи – сколько в России было дороги и как разумно все они были проведены. Откуда же тогда взялось это выражение, что в России две беды – дураки и дороги, приписываемое историку и писателю Николаю Михайловичу Карамзину? Скорее всего, это один из перестроечных мифов 1980–1990-х гг. Дорожная сеть для гужевого транспорта (а другого тогда, считай, и не было) была хорошо продуманной и поддерживалась в прекрасном состоянии. По воспоминаниям стариков, лесные дороги имели тележную колею (зимой санные ледяные желобки). Мосты, мосточки и пешеходные лавины по болотам поддерживались в прекрасном состоянии – потому что это был вопрос благополучия людей.

Одни наплавные дороги по болотам чего стоят, которые прошли от Спасо-Оскуйского погоста до Зайкова и Фалькова. Когда идешь посуху посреди самых топей, возвышаясь на метр с лишним, то непременно удивляешься продуманности и разумному устройству дорожного хозяйства в былые годы. Невольно проникаешься чувством благодарности тем людям, которые все это строили и поддерживали в надлежащем состоянии.

Потом пришла пора моторов – автомобили и тракторы вдрызг разбили дороги, которые были приспособлены только для конных экипажей. В считанные годы дороги были превращены в бездорожье. Вот так, в 50-х – 60-х годах и возникла проблема российского бездорожья, которая в итоге и привела к тому, что окрестные деревни были объявлены неперспективными, и весь этот край постепенно совсем запустел. И вот уже только старые пажити и проплешины на месте бывших деревень, которые неумолимо затягиваются чернолесьем, напоминают о былой жизни.

После Великой Отечественной войны в 1960-х годах началась по сути дела борьба с русским крестьянством, выразившаяся в ликвидации так называемых «бесперспективных деревень» в соответствии с экономическими теориями академика Т. И. Заславской. В итоге это привело к тому, что из населенных пунктов Межниковской волости, входивших в приход Спас-оскуйской пустыни, не осталось ни одного – значатся только урочища.

Вот рядом с домовыми камнями стоят осыпанные майским цветом яблоньки. И дома уже многие десятки лет нет, и хозяев тоже – а они, вот поди ж ты, цветут себе и цветут. Кто-то посадил их, лелеял, мечтал о том, как дети и внуки будут вкушать плоды. Но ничего не стало. Пережили яблони и людей, и дом, и саму деревню, уютно приютившуюся на солнечной стороне косогора. В освоение этих земель вложен многовековой, если не тысячелетний, труд людей. И так легко потомки попрали труд своих предков.
Есть ли будущее у заказника «Спасские мхи»?

Место это знаменательно не только своим прошлым. Спасские мхи – крупная, хорошо сохранившаяся верховая болотная система с лесными островами и озерами площадью 32 тысячи гектаров. На болоте 11 озер – самые крупные Спасское (171 га) и Большое Сохлое (162 га). Здесь гнездится несколько видов птиц занесенных и предложенных к занесению в Красную книгу РФ. В центральной и северной частях болота гнездятся две пары орла-беркута. Здесь находится одно из двух мест гнездования в Новгородской области сокола-сапсана. Правда, гнездятся здесь они не ежегодно. Гнездовой участок находится в западной части болотного массива. В Спасских мхах также гнездятся чернозобая гагара, черный аист, серый сорокопут среднерусская белая куропатка, большой кроншнеп и южная золотистая ржанка.

С этой болотной системой связана история успешной реакклиматизации бобра, в Новгородской области, который когда-то был полностью утрачен на территории области. В южной части болота в 1952 г. был организован государственный видовой охотничий заказник для воспроизводства бобра. В результате этой работы с 1974 г. уже был начат промысел этого ценного пушного зверя.

Спасские мхи поддерживают высокую численность ряда охотничье-промысловых видов фауны, в особенности глухаря, тетерева, зайца-беляка, белки и бобра. Внешние и внутренние суходолы являются местообитаниями лося, кабана, медведя, барсука, рыси, рябчика и др.

В 1979–1988 гг. Северо-западное производственное геологическое объединение «Севзапгеология» проводило комплексные исследования система Спасских болот и она была признана средообразующей водоохранной территорией, местом обитания ценных промысловых и редких видов растений и животных. В 1993 г. ВНИИ «Природа» разработал проект комплексного заказника «Спасские мхи», который был утвержден Администрацией Маловишерского района. В конце 1994 г. постановлением Новгородской областной Думы был образован комплексный государственный природный заказник регионального значения «Спасские мхи».

Однако в 2008 г. заказник по надуманным причинам он был ликвидирован, как и еще восемь таких же особо охраняемых природных территорий Новгородской области. В 2011 г. областные власти образумились и сейчас система региональных ООПТ воссоздана, в том числе и государственный природный комплексный заказник регионального значения «Спасские мхи» на площади 40 800 га.



Однако само по себе создание заказника еще не решает всех проблем это природной и историко-культурной территории. Предупреждающие аншлаги и таблички, думается, не остановят браконьеров и разрушительных набегов современных вандалов на комплекс Спас-оскуйского погоста. Непонятно, кто будет контролировать режим охраны заказника и многие правильные слова и мысли проекта положения о заказнике «Спасские мхи». Поэтому если думать о сохранении единого природного историко-культурного комплекса и развитии туристического кластера в этой зоне, необходимо предпринимать усилия по повышению охранного статуса территории.