«Актуальные формы профилактики и коррекции девиантного образа жизни несовершеннолетних» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Системный подход по профилактике безнадзорности и правонарушений... 3 685.65kb.
Место проведения: аудитория. Продолжительность занятия 2 452.79kb.
«Реализация законодательства в сфере защиты прав и законных интересов... 1 17.93kb.
Программа «Вуз здорового образа жизни» 1 159.98kb.
Психология девиантного поведения 1 67.82kb.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений... 1 39.19kb.
Три кита здорового образа жизни 1 19.12kb.
Методические рекомендации по реализации программ повышения квалификации... 10 3502.18kb.
Создание Комиссии по делам несовершеннолетних уходит корнями в первые... 1 172.59kb.
О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому... 1 56.27kb.
«Электронный консультант» Консультирование граждан по вопросам, профилактики... 1 145.3kb.
Лекция «психологические аспекты формирования здорового образа жизни... 1 136.34kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

«Актуальные формы профилактики и коррекции девиантного образа жизни несовершеннолетних» - страница №1/1

«Актуальные формы профилактики и коррекции девиантного образа жизни несовершеннолетних»

Девиантный образ жизни несовершеннолетних - это образ жизни основанный на девиантном поведении - отклонении от общепринятых норм поведения - нравственных и правовых; включающем антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные (противоправные) и аддиктивные (аутоагрессивные) поступки (Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под общ.ред. С.Ю.Циркина - 2001г.). Отклонения в поведении бывают патологические и непатологические. Патологические отклонения в поведении, как правило, являются результатом патологий психического развития несовершеннолетних и нервно-психических заболеваний, в основе которой лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. Такие дети и подростки нуждаются в квалифицированной психоневрологической помощи. Однако большинство детей с поведенческими девиациями составляют социально дезадаптированные (с нарушенным взаимодействием индивидуума со средой, характеризующимся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям) и криминально направленные несовершеннолетние, воспитывающиеся в функционально несостоятельных семьях. Нарушения поведения таких детей носит социально-педагогический характер.

Социальная дезадаптация подростка представляет собой сложное вторичное социально-личностное явление, результат нарушенного взаимодействия личности и среды. Под «средой» мы понимаем особенности психологического климата в педагогическом коллективе, личностных характеристик педагогов, психогигиенических факторов учебного процесса, взаимоотношений в семье, а также состояние психического здоровья родителей и самого учащегося, его взаимоотношения со сверстниками и т. п. Любой из перечисленных факторов может создать предпосылки для формирования девиантного образа жизни, в происхождении которого участвует, как правило, комплекс факторов.

Главную роль в социализации ребенка мы отводим семье и школе. Неблагоприятное воздействие на социализацию ребенка семейного фактора происходит при бедности или неблагоприятных жилищных условиях; в неблагополучных семьях с тяжелым эмоциональным климатом, низким интеллектуальным и культурным уровнем членов семьи, с примитивностью их запросов, бездуховностью; при трудовой незанятости родителей или, наоборот, при их чрезмерной занятости; при алкоголизме, наркомании одного или обоих родителей; при наличии делинквентного члена семьи или инвалидов, в том числе и по психическому заболеванию. Способы воспитания имеют исключительное значение в этом смысле. Так, к социальной дезадаптации приводят уродливые способы воспитания - отторжение ребенка родителями, заброшенность, запущенность, пренебрежение ребенком, или, наоборот, чрезмерная опека, заласкивание, вседозволенность, или жестокое, чрезмерно требовательное и холодное отношение родителей, или противоречивость требований и форм поощрения и наказания (при наличии в семье нескольких взрослых, выполняющих роль воспитателей).



Школьный фактор - отсутствие индивидуального подхода к ребенку, неадекватность воспитательных мер, непонимание душевного состояния школьника; несправедливое, грубое, оскорбительное отношение учителя, занижение оценок, отсутствие своевременной помощи при пропуске занятий, вымогательство, психическое и физическое насилие - все это порождает в подростке агрессию, внутренний протест и стремление к противостоянию.

Социальный фактор приобретает особое значение в период социально-экономической и политической нестабильности общества. Так в последние годы отмечается утрата прежних идеалов при отсутствии новых, стремление к обогащению при потере интереса к приобретению специальности и профессионализма; появление множества значимых для подростка сверхдорогих соблазнов; безнаказанность спекуляции, воровства, взяточничества и коррупции. Значительную роль в становлении личности играют средства массовой информации с пропагандой секса, зла, насилия, криминально образа жизни и т.п.

Огромное значение в социализации ребенка имеет непосредственно средовый фактор: влияние компаний сверстников, «улицы», легкость свободного от занятий и обязанностей образа жизни, искаженный образ «лидера», «кумира», доступность алкоголя, наркотиков, легкость заработка, острота новых ощущений и впечатлений, романтический ореол правонарушений делают свое пагубное дело в разрушении социализации детей и подростков и в формировании девиантного образа жизни.

В настоящее время нездоровая экологическая обстановка в стране также не способствует успешной социализации подрастающего поколения. Таким образом, негативное воздействие оказывает и соматической фактор, тяжелые физические заболевания, в том числе и инфекционные, оставляющие после своего завершения длительные состояния повышенной утомляемости, истощаемости, слабости; хронические соматические заболевания, требующие длительного и частого лечения в больницах, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы, зрения, слуха, речи.

С соматическим фактором тесным образом связан и психические фактор: тяжелые психические заболевания, приводящие к инвалидности встречаются относительно редко. Но не только они способны вызвать тяжелые формы социальной дезадаптации. В преобладающем большинстве случаев, по словам И. М. Новчука, к формированию девиантного образа жизни несовершеннолетних приводят мягкие, пограничные психические расстройства.

Кроме того, сам по себе возрастной фактор (подростковый период) создает условие для возникновения социальной дезадаптации - особенности подросткового периода, в той или иной мере присущие каждому психически здоровому подростку, поэтому нельзя не учитывать как предпосылку социальной дезадаптации, возрастную зону риска.

К коррекционно-профилактическому фактору мы относим наличие или отсутствие, а также особенности функционирования службы социально- психологического сопровождения образовательного учреждения, способной своевременно выявить признаки декомпенсации и предотвратить наступление тяжелых форм социальной дезадаптации у школьников; квалификация и уровень слаженности взаимодействия специалистов такой службы.

В процессе общения с окружающими людьми наши дети уже попали в ситуацию, которая обусловила у них определенное отношение к миру, людям, к самому себе, как правило, негативное. У каждого подростка путь формирования своей личности был разным и непростым. Вот почему коррекция и профилактика девиантного образа жизни несовершеннолетних выделено нами в приоритетное направление работы.



В результате многочисленных исследований психологи пришли к выводу, что основными условиями и причинами возникновения девиантного поведения подростков являются:

Индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних, способствующие формированию девиаций поведения, нарушения в
эмоционально-волевой сфере.

Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к
взрослости,
на фоне противоречий физиологического и психического
развития (отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с
окружающими и противоречивость в действиях и поступках).

Акцентуации характера подростка как крайний вариант нормы, при
которой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, при
этом существует избирательная уязвимость в отношении определенного
рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной
устойчивости к другим. При определенном стечении обстоятельств такие
подростки неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления
окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной
ситуации. Как отмечают специалисты (П.Б.Ганнушкин, К.Леонгард,
А.Е.Личко и др.), акцентуации характера необязательно связаны с
девиантным поведением подростков, но такие подростки обладают
меньшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды. Ряд
типов акцентуации характера провоцируют девиантное поведение
несовершеннолетних.

Негативное влияние стихийно-группового общения в
формировании личности подростков -
процесс освоения общественных
норм и ценностей у подростков с девиантным поведением происходит
через неформальную группу. Отверженность в семье, изоляция в классном
коллективе вынуждают подростков искать среду обитания вне больших,
организованных коллективов, в кругу себе подобных, в сфере стихийно-
группового общения. Последнее же является важным фактором
социализации несовершеннолетних, здесь подростки находят условия и
возможности для собственной самореализации и самоутверждения.
Стихийно-групповое общение ведет к усилению девиантного поведения,
но, как показывают практика и научные исследования, все зависит от
характера и направленности группы: если групповое общение имеет
антиобщественную, криминальную направленность, то и характер
девиантного поведения подростка будет углубляться, а его деятельность
приближаться к криминальной, общественно опасной.

Социально-педагогические причины, среди которых выделяются
семья (родительская) и школа. Противоречивость семейного общения и
отношений в подростковом возрасте особенно остро проявляется в
функционально несостоятельных семьях, не выполняющих или
выполняющих формально свою ведущую функцию - воспитание
полноценного человека. К таким семьям относятся: криминальные,
конфликтные, педагогически несостоятельные, педагогически пассивные,
антипедагогические. Но и в функционально-состоятельных семьях отказаться от работы в одном из направлений, остальные утрачивают эффективность.

На основании вышеизложенного считаем наиболее актуальными следующие формы профилактики и коррекции девиантного образа жизни несовершеннолетних:



Социально-психологическая коррекция представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии и поведения, а также на развитие личности несовершеннолетних с помощью специально организованных средств социально-психологического воздействия и направлена на оптимизацию психологических функций, обеспечивающих адаптивное поведение несовершеннолетнего, а также формирование навыков эффективного социального взаимодействия. Т.о. социально-психологическая коррекция включает в себя 4 основные компонента: психокоррекция, коррекция агрессивного и разрушительного поведения, тренинги личностного роста, общения, социальных навыков и социальной активности.

Психокоррекция представляет собой психологическое вмешательство, направленное на помощь в разрешении эмоциональных, поведенческих, личностных и межличностных проблем и повышение самооценки и качества жизни несовершеннолетних. Основной формой является групповая психокоррекция и лишь в отдельных случаях индивидуальная. Основной целью групповой психокоррекции является включение психодинамических процессов и достижение катарсического отреагирования инфантильных конфликтов, в результате чего наступает гармонизация индивидуального и социального функционирования личности подростков. В процессе групповой психокоррекции решаются следующие задачи:

1. Осознание подростками явлений созависимости, идентификации


собственных чувств, мыслей, потребностей, избавление от страха сильных
чувств и избегания близких отношений, проработка чувства стыда.
2. Принятие на себя ответственности за свои мысли, чувства и поведение.

3. Избавление от хронического чувства собственной неполноценности.


4. Повышение самооценки, формирование чувства собственной компетенции.

5. Принятие собственной уникальности.

6. Получение подтверждения принятия средой сверстников.

Психокоррекция включает в себя элементы психотерапии (различных подходов), арттерапии, сказкотерапии, игровой терапии, психодрамы, внушение, самовнушение и т.д.



Коррекция агрессивного и разрушительного поведения представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление агрессивного и разрушительного поведения детей и подростков в возрасте от 7 до 14 лет. Комплекс направлений коррекционной работы позволяет осуществить целостный системный подход к исправлению агрессивного и разрушительного поведения:

  1. Обучение отреагированию (выражению) собственного гнева и в целом
    всей негативной ситуации приемлемым способом.

  2. Обучение навыкам контроля и управления собственным гневом.

  3. Обучение конструктивным поведенческим реакциям, снятие
    деструктивных элементов в поведении.

  4. Снижение уровня личностной тревожности.

  5. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей,
    развитие симпатии.

Цель тренинга личностного роста - создать условия для личностного роста несовершеннолетних с девиантным поведением и группы риска (необходимых, но недостаточных). Тренинг личностного роста ориентирован не на индивидуально-психологические проблемы подростков, а на нормативные возрастно-психологические проблемы и задачи. По своим задачам и, возможностям он должен быть адекватен проблемам определенной возрастной группы, главным образом это подростки 14 - 16 лет.

Ведущим видом деятельности для подростков является общение, однако далеко не все подростки умеют грамотно общаться, в этот период они еще только учатся общаться и делают это, как правило, с помощью проб и ошибок. Опасность состоит в том, что именно в этом возрастном периоде риск закрепления внеконструктивной модели общения очень велик. Сформировать навыки и умения конструктивного общения поможет тренинг общения для подростков. В процессе коммуникативного тренинга подростки изучают психологические закономерности, механизмы и способы межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми.



Тренинг социальных навыков направлен на: 1) формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек, в том числе и употребления ПАВ; 2) формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.

Выбирая способы реализации целей, авторы ставили перед собой задачу не столько передачу знаний, сколько создания стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения. При этом соблюдалась определенная последовательность: сначала у учащихся формируется представление о предмете или явлении, затем вырабатывается соответствующее отношение к нему и далее осваиваются адекватные способы поведения в данной ситуации.

Основная цель тренинга социальной активности - пробудить у несовершеннолетних социальную активность, дать им опыт социально активного поведения. Тренинг рассчитан на несовершеннолетних подросткового и старшего подросткового возраста. По мере решения основных задач тренинга несовершеннолетние обучатся ряду полезных вещей: проявлять энтузиазм и заражать им других, быть строго дисциплинированным и собранным, уметь слушать других, понимать и строить свои отношения со временем и обществом, корпоративной культуре, достижению желаемого будущего, реализации своих творческих возможностей, добыванию знаний социально активным методом, сознательному преодолению инерции и лени и т.д.

Данный тренинг должен являться завершающим звеном социально-психологической коррекции, т.к. может быть эффективен и полезен только при условии предварительной успешной коррекции основных проблем подростков «группы риска».

Основной целью правового просвещения несовершеннолетних является формирование правосознания несовершеннолетних, что достигается путем решения следующих задач: ликвидация мнимой осведомленности несовершеннолетних в уголовном законодательстве, формирование навыков сопоставления своего поведения с требованиями Закона, формирование умения применять правовые знания в конкретных ситуациях. Правовое просвещение несовершеннолетних включает в себя популярные лекции правового характера, встречи со специалистами (инспекторами, судьями, специалистами отделов по делам несовершеннолетних и защите их прав и т.п.), учебные дискуссии и деловые игры правового характера.

Правовое просвещение родителей несовершеннолетних включает в себя популярные лекции и деловые игры правового характера, целью которых является формирование реального представления о правовой ответственности несовершеннолетних, требованиях Закона в отношении несовершеннолетних, предусмотренных наказаниях в отношении несовершеннолетних и их родителей, их правах и обязанностях, а также о правовых процедурах и органах.



Основной целью психолого-педагогической работы с семьей является оптимизация родительско-детских отношений, достижение которой возможно в результате решения следующих задач:

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, с
    целью повышения их психолого-педагогической грамотности. Очень важно переключить внимание родителей с фиксации негативного
    поведения ребенка на собственные неконтролируемые негативные
    эмоциональные состояния, так как умение родителей владеть собой
    является лучшим гарантом адекватного поведения детей, а также помочь
    родителям овладеть приемами конструктивного, позитивного общения с
    детьми и подростками (особенно подростками!!!) в целях исключения
    ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны
    несовершеннолетних или погашения уже имеющейся. Основной формой
    решения данной задачи является проведение тренинга взаимодействия
    с детьми и подростками.
    Тренинг позволит родителям поверить в свои
    силы, здравый ум и житейский опыт, поверить, что процесс воспитания под
    контролем и проблемы будут благополучно разрешены, а в случае
    необходимости они не останутся один на один с проблемой. Главная цель
    тренинга - счастливые родители.

  2. Часто родители девиантных детей имеют проблемы со своей собственной
    самореализацией, поэтому оказание им помощи в их самореализации
    является неотъемлемой частью медико-психологической и социально-
    педагогической реабилитации несовершеннолетних. Для решения этой
    задачи лучше всего подходит тренинг личностного роста. Его цель -
    создать условия для личностного роста родителей несовершеннолетних,
    находящихся в социально опасном положении, (необходимых, но
    недостаточных). Тренинг личностного роста для родителей должен быть
    ориентирован не на индивидуально-психологические проблемы взрослых,
    а на нормативные возрастно-психологические проблемы и задачи. По
    своим задачам и возможностям он должен быть адекватен проблемам
    родительской группы и создавать условия для их личностного развития.

  3. Организация семейного клуба. В обычной жизни родители имеют мало
    возможностей для обмена опытом воспитания своих детей и
    взаимодействия с ними, в связи с этим мы считаем, что организация
    неформального общения родителей проблемных детей за круглым столом
    или чаепитием с привлечением специалистов разного профиля (психологи,
    педагоги, юристы и т.д.) является очень важным шагом в оптимизации родительско-детских отношений. Участие во встречах семейного клуба поможет решить многие семейные проблемы и проблемы родительско-детских отношений.

  4. Индивидуальная консультативная помощь семье в решении проблем взаимодействия с несовершеннолетним ребенком, а также в решении собственных психологических проблем.