А. В. Нестеров На наш взгляд, понятия действие и деятельность нельзя рассматривать как синонимы или считать, что деятельность есть с - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Деятельность учителя Деятельность учащихся в I «Вхождение» в тему... 1 82kb.
1 Цель и нормативные документы для разработки опоп аспирантуры по... 1 196.47kb.
Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на... 2 676.71kb.
Защита прокурором трудовых прав граждан в гражданском судопроизводстве 1 362.25kb.
Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на... 1 289.99kb.
Программа проведения аттестационных испытаний при поступлении на... 1 121.09kb.
Почему проваливаются hr-проекты 1 135.23kb.
Законности специальность 12. 00. 11 «Судебная деятельность, прокурорская... 1 349.55kb.
Актуальность проблемы 1 45.79kb.
Г. П. Щедровицкий и Н. Г. Алексеев о возможных путях исследования... 1 138.07kb.
Адвокатская деятельность в Древнем Риме 1 45.76kb.
Учебное пособие для вузов. М.: ЧеРо, 1997. Леонтьев А. Н. Деятельность. 1 143.54kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

А. В. Нестеров На наш взгляд, понятия действие и деятельность нельзя рассматривать - страница №1/1

О деятельности
А. В. Нестеров
На наш взгляд, понятия действие и деятельность нельзя рассматривать как синонимы или считать, что деятельность есть совокупность действий. В соответствии глоссарий.ру деятельность – специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира. Различают материальную и духовную деятельность и выделяют следующие основные элементы деятельности: осознание деятельности в виде мотива, оценка наличной ситуации, формулирование цели, выработка решения как цепи последовательных преобразований наличной ситуации в целевую ситуацию, выбор средств деятельности, реализация решения. Если в этом определении заменить слово деятельность на слово действия, то практически ни чего не именится.

Существует несколько теорий деятельности: А. Н. Леонтьева, Г. П. Щедровицкого и др. Кроме того, в энциклопедиях выделяют следующих ученых: Кракера и Герцога. Последние авторы считают, что деятельность человека произвольна, целеориентирована и сознательна, в рамках которой человек способен выбирать из альтернатив собственные цели, принимать решения, а действия, осуществляемые на этой основе – основательны и рациональны. Л. Мизес [2] считал, что «Деятельность суть воля, приведенная в движение и трансформированная в силу; стремление к цели; осмысленная реакция субъекта на раздражение и условия среды; сознательное приспособление человека к состоянию Вселенной, которая определяет его жизнь».

Совершенно по-другому описывает деятельность Г. П. Щедровицкий [5]. По его мнению, деятельность как социальное явление охватывает людей, они принадлежат деятельности, т. е. деятельность не есть свойство человека, а есть свойство некоторого класса. При этом, он обращал внимание на то, что в в природе нет объектов, а они есть в нашей деятельности. Объект деятельности – всегда некотороя обобщенная конструкция, которую мы создаем и ей манипулируем. Мы вслед за М. Вебером будем отделять социальное действие от действия, направленного на неодушевленный объект.

В юриспруденции только перечисляют действия и деятельность, но законодательно эти понятия не определены, в частности в [1] приведены разъяснения по поводу оказания правовых услуг. Из данного письма можно сделать вывод, что под конкретной деятельностью по договору оказания возмездных услуг, понимается круг возможных действий исполнителя, который может быть определен на основании предшествующих заключению договора переговоров и переписки, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев делового оборота, последующего поведения сторон и т. п. (ст. 431 ГК РФ). Таким образом, если договор предусматривает выполнение конкретной деятельности, то исполнитель может выбрать из данного конкретного вида деятельности определенные действия, удовлетворяющие условиям договора. Однако, в любом случае исполнитель должен фактически совершить хотя бы одно действие. Как видно из данного письма судебная практика пока еще не выработала четких критериев деятельности в рамках договоров на оказание услуг и фактически сводит ее к действиям.

Некоторые косвенные свойства деятельности можно найти в КоАП, в частности, законодатель в ст. 3.12 считает, что административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности соответствуюих лиц, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Таким образом законодатель фактически сводит деятельность к действиям, в том числе эксплуатационным действиям, а также действиям в рамках работ и услуг.

Классик теории обязательственного права Ф. К. Савиньи [4] в неявном виде разделял действия и деятельность следующим образом. Категория действий представляет собой единичные и одномоментные действия, например, денежный платеж, а деятельность есть непрерывные и неопределенной продолжительности действия, например в рамках доверенности или товарищества. При этом он считал, что действия имеют имущественную ценность или способны к денежной оценке.

Когда мы говорим о действии, то необходимо помнить, что действовать может и автомат, поэтому действие человека еще называют деяние. Особенностью деяния является то, что человеку свойственно потенциальное действие, которое выражается не только в возможности совершения реального действия, но и в бездействие. Сочетание категорий деяние и бездействие образуют категорию поступок. Поведение как действие присуще как человеку, так и автомату, а его особенность заключается в том, что это действия элемента в окружении, приводящие к последствиям. Взаимодействие также присуще автомату и человеку, однако, для общественных отношений взаимодействие может быть выражено в виде помощи.

В последнее время человек практически всегда при осуществлении действий использует инструменты и делает это, как правило, автоматически, либо инструменты делают это автоматически по командам человека. В качестве сопродуцента индивида при продуцировании действия могут выступать окружение, взаимодействующий другой индивид и инструмент. При этом индивид-элемент должен быть целеустремленным индивидом, т. е. проявить свойства целеустремления (показать способность выбирать задачи и средства их решения, в частности, способы продуцирования и продукты) в одинаковом окружении или в различных окружениях. Инструмент в данном тексте есть сопродуцент, у которого нет выбора, и его сопродуцирование продуцируется продуцентом. Таким образом, мы выделяем объект в окружении, в который как в систему может входить как минимум два элемента-индивида, каждый из которых может обладать своей целью.

Действие всегда направлено на конкретный элемент, а деятельность субъекта направлена на обобщенный объект, т. е. представляет некоторую форму воздействия субъекта на обобщенный объект. Реальное действие всегда подразумевает, что нечто должно измениться и изменяется во взаимодействующих элементах, как правило, во внешнем по отношению к субъекту элементе. Реальная деятельность не обязательно должна закончится такими изменениями. Она может привести к изменению в окружении, например, может измениться отношение наблюдателя к субъекту, выполняющему какую-либо деятельность, или других субъектов к нему в данном окружении. Мы можем начать рассматривать данный объект как другой объект.

Действия происходящие с субъектами и их окружением можно разделить на 1) внешние события, не зависящие от субъектов, 2) действия, совершаемые субъектом, последствия которых не были им предусмотрены, 3) действия совершаемые субъектом, последствия которых были им предусмотрены. При этом в понятие субъекта входит множество людей, каждый из которых может иметь свою собственную цель, отличную от цели субъекта. Таким образом, можно выделить внешние и внутренние воздействия на субъекта, которые связаны с источниками изменения или предпосылками, а также последствия событий и действий субъекта.

В отличие от действия, которое может быть неосознанным, деятельность субъекта всегда осознана, хотя иногда может выполняться автоматически. Кроме того, действия могут быть спонтанными и иррациональными, а деятельность всегда рациональна и планируема. Среди действий человека выделяют прием (осмысленное действие, совершаемое автоматически), навыковое действие (неосознанное автоматическое действие), интуитивное действие.

В этой связи, мысленные действия человека как таковые всегда есть действия, осуществляемые по логическим правилам, с идеальными и абстрактными объектами, т. к. они осуществляются в мозге человека и неотчуждаемы, пока не выражены. Если мысль человека направлена на конкретный внешний объект, то такое мыследействие можно назвать собственно мыследействие. Если мыследействие человека направлено на самого мыслящего человека, то такое мыследействие можно назвать рефлексией. Если мыследействие направлено на обобщенный объект, то такое мыследействие можно назвать мыследеятельностью. Здесь обобщенный объект может быть обобщенным реальным, идеальным, абстрактным объектом.

Например, когда человек что-то проектирует или создает, т. е. желает воздействовать или воздействует на элементы материально-вещественной природы, то в первую очередь в его мозге происходит создание и преобразование образов данных элементов. При этом образ может быть обобщенным или конкретным. Обобщенный образ может содержать совокупность свойств множества различных элементов и не соответствовать ни одному конкретному из них. Например, средняя успеваемость учеников по классу равна 4.32. Конкретный объект представляет собой объект, с явно выделяющимися, индивидуализирующими его свойствами, например, гражданин Иванов И. И. с конкретным паспортом, т. е. элемент, имеющий конкретные значения свойств во времени, в геометрическом и элементном пространствах. Кроме того, выделяют отдельные объекты, которые позволяют отделить некоторую конечную группу элементов в некоторую совокупность, для осуществления с ней взаимодействия.

Таким образом, на наш взгляд, к деятельности можно отнести действия субъекта, в частности, человека, конечной или неопределенной совокупности людей, когда они оперируют обобщенными объектами (создают их и осуществляют их изменения). Не каждый субъект способен и имеет возможность оперировать с обобщенными объектами. Деятельность как свойство субъекта определяется наличием воли, целеустремленностью и сознательностью. Для того, что бы осуществлять деятельность человек должен пройти обучение, при этом считается, что сообщество и общество допускает к самостоятельной деятельности в сообществе и обществе конкретного человека только после определенной квалификационной аттестации. Таким образом, к деятельности надо относить совокупность осмысленных, рациональных и планируемых действий субъекта над обобщенным объектом, удовлетворяющих определенным квалификационным требованиям. В этой связии, деятельность – происходящие с субъектом действия, сопродуцированные данным субъектом, социальным универсом (сообществом), к которому принадлежит данный субъект, и другим действием.

К объектам деятельности относят объекты практики, познания и оценки. Ни чувственные данные (объекты практики), ни логические данные (объекты познания) не могут характеризовать полезность элемента для деятельности субъекта, поэтому используются прагматические данные (объекты оценки). Объекты оценки характеризуются не только степенью воздействия рассматриваемого объекта на цель, но и самой целью, а прагматическая информация извлекается не только из данного объекта, но и цели.

Если посмотреть на человека из Космоса, то можно прийти к выводу, что конечной целью человека является естественная смерть. Однако на его пути есть другие цели, которые он выбирает сам. Естественный конец цикла жизни есть следствие причины, которая называется рождение человека. Движение по этой причинно-следственной связи отвечает на вопрос, почему происходят данные изменения. Человек как целеустремленный индивид может выбирать цель из класса целей в некотором окружении из класса окружений, при этом отвечать на вопрос зачем. Фактически он выбирает способ действия. Существуют три типа способов действий или целей как продукта его выбора: конечный результат, процесс движения, познание. Например, спуск с горы можно осуществить тремя способами: на фуникулере, на лыжах, пешком с остановками во всех красивых местах.



Субъект сенсорно принимает входные объекты как отдельные случайно поступающие, либо как обособленные по какому либо правилу в виде выборки из входной совокупности. При умственной обработке входных принятых объектов (объектов практики) сознание человека работает с выделенными объектами, которые поняты человеком (объекты познания). Весь процесс заканчивается действием человека в виде реакции или/и отклика или/и акта, при этом в формировании действия человека принимает участие как осознанный механизм, так и бессознательные (скрытые) врожденные или/и приобретенные механизмы. Любое движение субъекта состоит из совокупности элементов движений и после каждого такого элемента субъект может оценить на сколько единиц он продвинулся к цели или отклонился от нее. При этом он может выбрать как способ движения из класса целей, т. к. его окружение может меняться, так и вид движения в зависимости от издержек на движение. Если расстояние до цели и величина издержек уменьшаются, то действия продолжаются, если же общий показатель взвешенного расстояния до цели увеличивается или остается постоянным, то субъект производит выбор из доступных возможных вариантов следующего движения такого движения, которое приближает его к цели с наименьшими издержками. Таким образом, деятельность человека всегда характеризуется целенаправленностью, осмысленностью и оценкой текущего состояния. Входное (внешнее или внутреннее) воздействие может либо вызвать выходное действие, либо нет. Если воздействие не вызывает внешней реакции (вырожденная реакция), то можно говорить об отражении, если же появляется внешняя реакция, то можно говорить об отображении. Например, воздействие на человека может отразиться в нем, но не будет доступно другим людям, пока оно не будет выражено в звуке, жесте и т. д. Отображение всегда может быть отчуждаемо от субъекта в процессе его воплощения. Это воплощение может быть проявлено в виде реакции, отклика, акта. При этом реакция есть неосознанное действие, например, в виде интуитивного (врожденного) действия или/и приобретенного (автоматического) действия. Отклик есть осознанное действие, когда человек понял воздействие и может повторить отклик, т. е. воспроизвести данное действие на аналогичное воздействие. Акт есть обобщенное действие, когда человек оценил воздействие и может выбрать действие из класса действий, для того, чтобы данное действие приблизило его к цели. При этом достаточное количество людей будет адекватно действовать на одно и то же воздействие. Человек реагирует (вынужденно изменяется) на внешние или внутренние события, например, ему приказывают упасть или внутренний голос ему говорит «упади» и он падает. Человек откликается (сознательно сопродуцирует свое изменение), если ему предлагает другой человек упасть и он соглашается. Однако человек может изменяться и на изменения в окружении, например, человек увидел приближающуюся грозу и укрылся в доме. Кроме того, человек может изменяться на изменение самого окружения, например, если человек поднялся на гору в новое окружение и ему стало плохо, то он срочно спускается с горы.

Когда мы говорим, что человек применяет операции для продвижения к цели, то подразумеваем, что он планирует действия и в плановом порядке их реализует. Планирование представляет собой описание операций в виде метода, где метод есть совокупность запланированных действий (операций) реально приводящих к искомому результату. Однако в реальности изменения в окружении или других факторов может привести к тому, что выполнение действий не будет приводить к уменьшению расстояния до цели. В таких случаях применяется способ – совокупность предполагаемых действий, потенциально могущих привести к искомому результату. В научной деятельности известно так называемое озарение, в искусстве – вдохновение, т. е. интуитивные действия, приводящие к положительному результату. В зависимости от объекта деятельности, интуитивные действия могут применяться только к объектам познания. В других сферах деятельности, в частности, в сфере практической и оценночной деятельности данные виды действий не должны применяться, т. к. они могут не воспроизводиться по желанию субъекта. В операционной действительности мы выделяем объект, средства, с помощью которых можно манипулировать объектом, и метод, т. е. действия, которые реализуются с помощью средств. Когда мы описываем действие, то говорим, например, следующее: транспортировать (функция в виде глагола) товар (объект) на автомобиле (средство), т. е. необходимо изменить состояние объекта как носителя в некоторой среде (канале, пространстве). При этом не имеет значение, кто (какой элемент) это делает, т. к. это может делать, кто угодно из определенного класса элементов. Когда мы говорим о взаимодействии, то должны явно выделить две точки или двух субъектов: от куда и куда направлено действие. Однако, бывает необходимо изменить состояние не носителя, а предмета или коммуниканта объекта, например, изменить значение информационного объекта или изменить правовой статус имущества.

Целью может обладать только субъект, однако, целеустремленное поведение могут демонстрировать и некоторые элементы (целеустремленные индивиды), например, автоматы, обладающие памятью и логикой или компьютерные программы. Наличие цели у целеустремленного индивида создает некоторое целевое пространство (поле), в рамках которого данный индивид может выбирать цели, способы их достижения (движения к ним) и оценивать ценность продвижения к ним.

Цель может возникнуть тогда, когда состояние целеустремленного индивида позволяет ему ощутить разность потенциалов целевого поля. Например, у сытого льва не появляется целевых устремлений к погоне за добычей. Появление разности потенциалов в целевом поле индивида приводит к тому, что он хочет (должен) изменить свое состояние или состояние другого элемента. Достичь этого можно путем формирования свойств цели. Цель можно достичь разными способами, при этом ценность и цена достгнутого эффекта можнт быть различной. Например, лев может лечь в засаду или пуститься в погоню за добычей, лев может выбрать в качестве добычи кролика или кабана, лев может охотиться один или с львицей. Если мы рассматриваем цель, как связанную с разностью некоторого потенциала целевого поля, то цель – это выбор способа действия, приводящего к целевому состоянию индивида, т. е. уменьшению разности потенциалов данного поля у индивида до минимального значения. Например, погоня льва за кабаном всегда заканчивается положительно, а погоня льва за стадом зебр обладает вероятностью успеха равной 0,7. Поэтому лев всегда, встретив стадо кабанов и стадо зебр, выберет стадо кабанов. Таким образом, индивид всегда выбирает цель или способ действия, который обладает максимальной вероятность достижения желаемого, т. е. уменьшения разности потенциалов своего целевого поля.

Цель может складываться из собственной цели целеустремленного индивида, внешней адресной цели, например, организации, в которой работает данный индивид и, наконец, индуктируемой у индивида цели общества. Если исходить, что интегральная цель есть константа, то процесс изменения начального состояния целеустремленного индивида в целевое, будет определяться проницаемостью данного целевого поля. В частности, время протекания процесса будет зависеть от инерционности канала, по которому протекает процесс, или способа действия. Кроме того, к свойствам данного канала можно отнести издержки на продуцирование или на переход в целевое состояние индивида, а также ценность данного состояния для индивида или накопленный ценностный потенциал в данном целевом состоянии.

Целеустремленный индивид, выбирающий способ изменения состояния из неудовлетворительного в удовлетворительное, должен учитывать три показателя одного из доступных способов действия. В качестве критериев достижения цели (эффекта) можно выбрать эффективность. Выделяют следующие виды эффективности: функциональная эффективность – минимальное время достижения эффекта; ценность достигнутого эффекта в виде максимизации накопленного потенциала ценности; и экономичность в виде минимизации издержек.

Цель всегда связана с выбором направления движения к цели или выбором из двух разнородных целей одной. Критерий же движения к цели есть расстояние до цели. Если же две цели однородные, то выбирается цель, которая ближе. Если же две цели однородные и находятся на одном растоянии, но одна из них обладает повышенной ценностью, то выбирается более ценная. Если же две цели являются однородными, находятся на однои расстоянии и обладают одинаковой ценностью, то одна из них имеет свойство, по которому можно минимизировать издержки, например, жертва – хромая, то выбирается менее затратная цель. В этой связи, целеустремленность всегда оценивается в виде некоторого взвешенного расстояния до цели.

Действия отдельного социального элемента и действия социальной группы элементов отличаются. В простейшем случае, даже если цели участников группы совпадают с целью группы, возможны ситуации когда некоторые участники группы начинают не содействовать действиям группы, а противодействовать или вести себя нейтрально, поэтому необходимо учитывать отдельные цели элементов и статистические показатели действий элементов группы.

Единицей деятельности можно считать акт, состоящий из триединой совокупности целевого (имеющего направление), воспроизводимого (познанного) и оцененного изменения обобщенного объекта, сопродуцированного сообществом и обществом, и продуцирующий обобщенный продукт в виде дискретного (отчуждаемого) результата, другого действия и элементов окружения.

Элементарный акт управленческой деятельности всегда сопряжен с мыследействием и принятием решения. Мыследеятельность есть мышление, направленное во вне, однако, выделяют и чистое мышление, которое оперирует символами, а также рефлексию, как мышление, которое направлено на субъекта мыследействия. В этой связи, принятое решение является только отчуждаемым продуктом мыследеятельности, но, кроме того, можно выделить процесс мыследеятельности субъекта, как некоторую траекторию потока мыследеятельности, а также чистое мышление, как некоторые изменения в среде головного мозга.

Если далее продолжить эту тему, то можно отметить, что любое действие целеустремленный субъект во внешнем окружении осуществляет на основе трех категорийных составляющих, первая из которых определяется обменом элементов взаимодействия. Субъект получает через свои сенсоры информацию из внешней среды, и сам воздействует на элементы этой среды. Вторая составляющая представляет собой элементарный акт сравнения, где сравнивается значение элемента обмена с некоторой моделью (эталоном), который формируется либо внутри субъекта (в его внутреннем мире), либо поступает из вне вместе с информацией о внешней среде.

Действия «принято», «понято», «оценено» совсем не обязательно должны идти друг за другом. Кроме того, действие «принято» и «отвечено» есть действия по обмену «воздействие-действие» субъекта с окружением. Для того, что бы действия по обмену совершались, необходимы действия «сравнение», «усреднение» и «узнавание», смысл которых заключается в узнавании входных объектов и сравнении их с некоторой концептуальной моделью окружения (обобщенных объектов) у субъекта. Мы не можем эти действия называть операцией, т. к. элемент мышления, мыследействия нам не подвластен. К операциям будем относить элемент действия, который контролируется сознанием субъекта. Единичный элемент действия не может быть одномоментен, т. к. он имеет начало, длительность и конец, поэтому время фиксации (регистрации), хотя и имеет единичное значение, но оно может отличаться от момента времени истинного события, и обычно регистрируется временем конца регистрации. Под операцией будем понимать целенаправленное изменение как минимум одного свойства как минимум одного элемента взаимодействия, производимое в течение конечного отрезка времени при участии как минимум одного инструмента и одного ресурса. Процесс изменения есть свойство изменения, характеризующее стадии перехода от одного состояния элемента (элементов) к другому, при этом время перехода не может быть как угодно малым.

Существуют несколько идей, которые описывают деятельность или механизм деятельности. К самой простой относится идея, согласно которой объективная составляющая деятельности есть сочетание действий и поведенческих актов, производимых в определенной последовательности с использованием определенных средств. Кроме того, выделяют субъективную составляющую деятельности, характеризуемую мотивом и целью. Следующая идея заключается в том, что деятельность рассматривается как динамическая система, содержащая не только поведенческие акты и их последствия, но и связи и отношения, возникающие между элементами данной системы, в частности, отношения субъектов деятельности к своей деятельности, а также обстоятельства, относящиеся к деятельности, т. е. внешнее окружение, в том числе отношение общества к данной деятельности. Еще существует одна идея, по которой деятельность рассматривается как общественные отношения, однако, хотелось напомнить, что отношения представляют особый вид связи [1], в рамках которых существуют действия, поэтому нельзя смешивать действия и отношения.

Если единица деятельности сопродуцируется обществом (сообществом), то всегда найдется элемент общества, который сопродуцирует единицу деятельности, поэтому деятельность как таковая характеризуется неопределенностью во времени (она может иметь начало, но не иметь определенного конца). Деятельность характеризуется неопределенностью в геометрическом пространстве, т. е. она может осуществляться в непределенном месте. И наконец, деятельность характеризуется неопределенностью в элементном (физическом или общественном) пространстве. Деятельность реализуется в виде некоторого потока общественных взаимодействий, который может сопровождаться безвозвратным расходом некоторых ресурсов, например, временных, либо временной блокировкой ресурсов, например, бронированием земельного участка, либо расходом возобновляемых ресурсов, например, расходом гидроэлектроресурсов. Потребление деятельности в рамках услугши подразумевает извлечение услугополучателем полезных свойств процесса деятельности услугодателя. При этом происходит задействование услугодателя именно на данного услугополучателя или ограниченное количество услугополучателей, т. к. мощность ресурсов услугодателя всегда ограничена. В этой связи, подключение дополнительных услугополучателей невозможно, поэтому потребление услуги можно обозначить термином «расходование».

Договор на оказание услуги в виде осуществления определенной деятельности может не сопровождаться ни одним конкретным определенным действием, но при этом он обязательно должен содержать в качестве предмета договора, например, документированное право услугодателя на доступ к процессу деятельности, который сопровождается расходом какого-либо ресурса. Эта фактическая деятельность, даже, если она не была востребована услугополучателем, должна быть зафиксирована в рамках вырожденной услуги, как изменение состояния расходуемого ресурса в процессе фактического осуществения деятельности. Вынужденное совершение деятельности при отсутствии услугополучателя и расход ресурса можно рассматривать как ситуацию, когда услугодатель мог бы выполнить услугу для другого услугополучателя, а стало быть как упущенную выгоду. В этой связи услугополучатель должен оплатить услугу, даже если услугодатель не совершил ни одного действия.

Единица деятельности должна состоять как минимум из двух связанных актов деятельности. Данные акты могут не пересекаться, но между ними обязательно должна быть общественная (социальная, юридическая, экономическая) связь. Общественный акт деятельности подразумевает наличие общественной функции, которая определяет сущность данного акта.Особенностью данной функции является то, что она не является принадлежностью субъекта, а только его ролью, которую он выполняет находясь на месте определенной общественной ячейки. Данная функция не зависит от средства, метода и объекта, на который она направлена. Она приписывается актору, который находясь на определенной общественной ячейке, имеет возможность активироваться и осуществить акт деятельности. Здесь общественная ячейка это некоторое общественные отношения , которые локализуют поток актов деятельности во времени, в геометрическом и элементном пространстве. Акт деятельности может быть направлен на общественные отношения (связи), на взаимодействия в рамках данных отношений (связей) и на самих субъектов. Кроме того, акт деятельности может быть направлен на инстумент, сопродуцирующий продуцирование продукта деятельности, в частности, на средство, метод и принципы деятельности. Особенно это важно, когда для достижения цели деятельности нет необходимого инструмента и его надо разработать. Для того, чтобы субъект мог проявить акт деятельности, он должен находиться в определенной общественной ячейке и иметь статус актора. При этом он приобретает определенные правомочия, т. е. возможность активироваться и совершать акты деятельности, имеющие общественные последствия.

Если акт деятельности сопродуцируется обществом, то сама возможность заниматься деятельностью (потенциальная деятельность) сопродуцируется предпосылками и выражается в виде получения образования, аттестации, регистрации, лицензоровании, т. е. в виде проявления намерения осуществлять деятельность. По этой же причине кроме потенциальной и собственно деятельности, можно выделить деятельность деятельности или деятельность, сопродуцируемая последствиями деятельности, которая выражается в виде организации деятельности, например, в устранении негативных последствий деятельности или оптимизации деятелтности с целью оптимизации продукта деятельности.

Субъект прежде чем стать актором должен продемонстрировать свою дееспособность, правоспособность и трудоспособность. Для этого он должен иметь определенные врожденные свойства, а также достичь определенного возраста показать наличие определенных знаний для выполнения общественно полезной деятельности. Общество по данному поводу выработало механизм обучения подрастающего поколения в виде обязательного (фактически добровольно-принудительного) среднего образования и профессионального обучения. В рамках данного образования и обучения осуществляется передача навыков деятельности субъектов в обществе, удовлетворяющих моральным, нормативным и профессиональным требованиям.

Организацию деятельности как категорию можно рассматривать в трех аспектах: организацию самостоятельной деятельности, организацию деятельности коллктива для достижения цели коллектива и организацию деятельности общества в интересах всего общества.

Действие подразумевает, что элемент осуществляющий действие обладает некоторой функцией. Данная функция является внешней по отношению элементу, т. к. он ей обладает благодаря принадлежности к определенному классу элементов. Функциональный класс или некоторый обобщенный объект представляет собой множество потенциальных или реальных продуцентов продуктов определенного класса любого типа. В самом простейшем виде функция есть некоторая связь между причиной и следствием. Если мы неоднократно воздействует на некоторый элемент и он будет реагировать на эти воздействия одинаковым образом, то данная связь является действительной функцией, т. е. функцией данного элемента в нашей деятельности. В другом окружении и под воздействием другого субъекта данный элемент может реагировать по другому. Функция может быть постоянной, переменной и неопределенной. Если функция постоянна, то связь между причиной и следствием однозначна. Если функция переменна, то она зависит от другой функции или некоторых факторов. Если функция неопределенная, то она зависит от неизвестных факторов или факторов, которые представляют собой свойства-паттерны. В этой связи, кроме функциональных связей выделяют продукционные связи (связь продуцент-продукт), которая характеризуеися только наличием необходимого свойста, поэтому может отсутствовать достаточное свойство. Реальное продуцирование продукта подразумевает наличие не только необходимого, но и достаточного и репрезентативного свойств. Влияние сопродуцентов может привести к тому, что отклик субъекта на стимул (воздействие) может быть неоднозначным. Поэтому, если субъект управления продуцированием желает получить однозначный продукт (результат) функционирования какого-либо элемента, то ему возможно будет необходимо сделать несколько циклов воздействия.


В нашей модельной Вселенной, которая называется неопределяемым термином «Вселенная», существуют элементы Вселенной, обладающие ниже следующими свойствами:

1) элементы Вселенной имеют материально-вещественную и самоорганизующуюся природу, то есть каждый элемент обладает корпускулярным (дискретным), волновым (непрерывным) и элементным свойством, позволяющим ему оставаться каким-либо элементом Вселенной (принадлежать Вселенной). Элементы Вселенной расположены в ней неравномерно. Элементы Вселенной двигаются со скоростью, не превышающей скорости света, все вместе во времени, друг относительно друга в геометрическом пространстве и в элементном пространстве, в направлениях уменьшения неравномерности. Элементы проявляют свои свойства как физические элементы, живые элементы и разумные элементы;

2) по крайней мере, два элемента Вселенной могут образовывать совокупности связанных элементов Вселенной или универсы Вселенной, которые также являются элементами Вселенной. Свойства связности проявляется в том, что изменения в одном элементе может приводить к изменению в связанном с ним элементе Вселенной;

3) третьим основным свойством элемента Вселенной является свойство отражения какого-либо индивидуализировавшегося элемента в самом себе, в других элементах Вселенной. Свойство отражение проявляется в виде некоторых отношений, возникающих между элементами Вселенной.

В качестве элементов универса Вселенной выступают: 1) либо один элемент Вселенной, 2) либо, как минимум, два связанных элемента Вселенной, 3) либо неопределенная совокупность элементов Вселенной.

В качестве элемента рассмотрения или объекта рассмотрения субъект может выбрать либо один элемент, либо, как минимум, два связанных элемента и рассматривать связь этих элементов, либо неопределенную совокупность элементов и рассматривать отношения между ними.

В качестве предмета рассмотрения в объекте или предмета объекта рассмотрения обычно берут либо одно существенное свойство объекта (элемента, связи или отношения), либо, как минимум, два связанных существенных свойства объекта, либо неопределенную совокупность существенных свойств объекта.

Считается, что объект рассмотрения нейтрален и субъект не оказывает влияния на объект при его рассмотрении. Обычно рассмотрение предмета объекта возможно при освещении данного объекта светом или при ином взаимодействии рассматриваемого элемента с другим элементом Вселенной. Данное рассмотрение считается пассивным, так как рассматривающий субъект не оказывает целенаправленного воздействия на объект рассмотрения. В случае если субъект воздействует на объект рассмотрения, то такое взаимодействие называют изучение объекта, при этом возможно разрушение объекта. Если данное взаимодействие производится в лабораторных условиях и возможно моделирование взаимодействия исследуемых объектов с участием субъекта, то такое взаимодействие еще называют исследованием.

Взаимодействие субъекта с объектом также может стать объектом рассмотрения (изучения, исследования), в частности, это может быть сам субъект, связь субъекта с объектом, отношение субъекта к объекту и, наконец, воздействие субъекта на объект и наоборот.

В качестве объекта рассмотрения субъектом могут выступать другие субъекты или целеустремленные элементы или функциональные объекты (индивиды). В этом случае, субъекты рассмотрения могут быть либо нейтральными, либо взаимодействовать с рассматривающим субъектом, в частности, противодействовать, либо содействовать рассмотрению. Объекты рассмотрения в определенных условиях также могут вступать во взаимодействие с рассматривающим его субъектом, например, в ядерной физике в некоторых экспериментах исследовательские инструменты взаимодействуют с исследуемым объектом и начинают влиять друг на друга.

При взаимодействии как минимум двух субъектов при рассмотрении объекта могут возникнуть некоторые связи между этими субъектами в отношении данного объекта. В качестве объекта рассмотрения в этом случае могут быть один из субъектов, связь между субъектами и отношения субъектов между собой.

Данная Вселенная, как пространство, обладает следующими свойствами пространства. Необратимость времени (t), нелинейность геометрического пространства (l) и как совокупность данных свойств – конечность скорости (v=l/t), в частности, скорости света, и, наконец, естественная логика течения процессов в сторону уменьшения некоторого элементного потенциала (g).

Когда мы говорим об изменениях во Вселенной, то всегда имеем в виду, что существует некоторый наблюдатель, который наблюдает за некоторым элементом, в том числе актором, а вернее, за изменениями, происходящими с актором, вне связи с внешними воздействиями. В исходном состоянии элемент является некоторым элементом некоторого универса Вселенной, т. е. принадлежащим универсу и ничем не отличающимся от остальных элементов данного универса. Свойство актора есть потенциальная или реальная возможность элемента активироваться, т. е. индивидуализироваться в окружении, например, в данном универсе. При этом наблюдатель может выделить в элементе некоторый объект как совокупность существенных свойств, а также его окружение. Понятие объекта относительно, т. к. в качестве объекта может выступить окружение, а в качестве окружения – объект. Актор может входить в некоторый класс акторов, а окружение входить в некоторый класс окружений. Наблюдатель волен, выбирать окружение из класса окружений и выбирать элемент из класса элементов для наблюдения. Кроме того, необходимо отметить, что наблюдатель всегда находится вне окружения или на его границе, которую он выбирает субъективно. Наблюдатель может говорить о поведении объекта, когда он видит изменения во внутреннем состоянии объекта, или о поведении объекта по отношению к окружению или субъекту, когда он видит изменение состояния объекта по отношению к окружению или состояние окружения по отношению к субъекту .

Изменения, происходящие с элементом в окружении, можно рассматривать, как протекающие во времени, в геометрическом пространстве и элементном пространстве (пространстве принадлежности элемента некоторому универсу). Данные изменения можно обозначить следующим образом dx/dt, dx/dl, dx/dg, где dx – единица изменения элемента, dt – единица изменения времени, dl – единица изменения расстояния, dg – единица элемента или предельная дискретность элемента, за пределами которой данный элемент уже перестает быть элементом для наблюдателя, а dx/dg – градация принадлежности, dx/dt – скорость, dx/dl – градиент.

Наблюдатель может наблюдать за элементом только путем получения информации о данном элементе, и объем этой информации зависит от того, с какой дискретностью (градацией) он будет наблюдать данный элемент. Это может быть атомарный или молекулярный или общественный уровень, в том числе это может быть идеальный или абстрактный объект. Для наблюдателя dx/dg есть некоторая проницаемость элемента в универсе, которая показывает, с какой относительной дискретностью наблюдатель может наблюдать за элементом и, когда она будет равна единице, это будет означать, что наблюдатель будет иметь всю информацию об элементе. Однако в силу материально-вещественной природы элементов универса Вселенной не может быть dg = 0, т. к. это будет соответствовать отсутствию природы. Таким образом, действие всегда представляет собой совокупность как минимум двух временных сечений в геометрическом и элементном пространстве. Даже, если действие направлено само на себя, например, в случае изолированного магнита, то периодическое деление элемента на две части не приведет к исчезновению магнитного свойства до тех пор, пока будет существовать dl не равное нулю. Элементное пространство мы можем рассматривать, например, как физическое пространство, а изменения в нем, как, например, изменение температуры. В социальной среде элементное пространство можно рассматривать, как дейтвительное пространство.

Если действие рассматривать, как элемент материально-вещественного потока, то носителем действия является носитель данного потока. Как известно, существуют два основных видов потоков. Это токи (потоки) проводимости под действием некоторой силы или источника поля, который согласован с данным потоком, и токи утечки (потоки диффузии, конвекции или переноса, которые могут течь даже навстречу источнику поля, создающему данные носители). В электродинамической теории Максвелла кроме этих токов, имеющих материально-вещественные носители, еще используется понятие токов смещения, не имеющих данных носителей.

Далее необходимо остановиться еще на одном свойстве действия, а именно на направлении действия. Все элементы одновременно изменяются (двигаются) как минимум во времени со скоростью, не превышающей скорость света. В геометрическом и элементном пространстве элементы могут изменяться (двигаться) относительно друг друга в направлениях уменьшения некоторых потенциалов за счет неоднородности распределения данных элементов в пространстве.

Элемент, находясь в некотором окружении, может изменяться, т. е. изменять свое состояние во времени, расположение в геометрическом пространстве, положение в элементном пространстве (изменять свои свойства). При этом эти изменения могут носить случайнный (конвекционный) характер, либо напрвленный характер под действием какой-либо силы, например, источника поля, т. е. изменяться в направлении действия силы. Выделяют причинно-следственные связи или продукционные связи, которые поволяют осуществление взаимодействий во времени, т. е. двух временных состояний одного и того же элемента. Кроме того, существуют связи в геометрическом пространстве, например, за счет силы гравитации, или связи принадлежности к универсу. В социальных системах связи возникают под действием определенной силы воли субъектов с определенной цель и в соответствии с определенной логикой, т. е. в целевом пространстве.

Связи и взаимодействия

Под совокупностью элементов обычно понимают, по крайней мере, два элемента, рассматриваемые одновременно. Совокупности делят на массив, поток и множество в зависимости от того, как связаны элементы совокупности. Массив – связанная в геометрическом пространстве совокупность, например, три вершины треугольника. Поток – связанная во времени (последовательность) совокупность элементов, при этом подразумевается, что эта совокупность есть класс одних и тех же элементов, но в разные моменты времени, существенные свойства которых не меяются. Множество – связанная совокупность элементов, которая также является элементом, причем наличие любого элемента множества (члена) в совокупности (множестве) существенна. Таким образом, между элементами множества, массива и потока или упорядоченной совокупности существуют связи, при этом даже один элемент имеет как минимум одну связь, которая может быть замкнута на данный элемент. Данная связь является вырожденной. Собственно связь представляет связь между двумя элементами. Кроме того, можно выделить неопределенную связь элемента, которая не замкнута ни на один элемент связанной совокупности и является потенциальной. Связь между элементами есть свойство данных элементов, которыми они не обладают, если их взять в отдельности. Наличие связи еще не означает, что элементы воздействуют друг на друга, но при отсутствии связи это воздействие не возможно, например, мы не можем напрямую воздействовать на прошлое, хотя связь с прошлым у нас имеется. Другие виды связей, например, в геометрическом пространстве, реализованные в виде физических каналов, могут позволить осуществить двунаправленное воздействие.

Взаимодействие может быть: 1) вырожденным, когда элемент взаимодействует сам с собой, 2) собственно взаимодействием, когда взаимодействие осуществляется, по крайней мере, между двумя элементами, и 3) неопределенным взаимодействием или потенциальным, когда действие элемента осуществляется на окружающую среду, в которой он находится и неизвестны элементы среды, с которыми произойдет взаимодействие.

Действие (взаимодействие) выражается в виде некоторых изменений свойств элемента (элементов) во времени, в геометрическом пространстве и элементе, как множестве. Изменение структурных и доменных свойств элемента во времени в течение периода времени определенной продолжительности называют событием. Изменение существенных свойств элемента приводит к превращению элемента в другой элемент либо к его разрушению. Естественно, появление хотя бы одного существенного свойства можно рассматривать как рождение (индивидуализаци) элемента. При изменении несущественных свойств или значений существенных свойств индивида в заданных (ограниченных) пределах индивид изменяется, но остается тем же самым индивидом. Данный термин также используется для обозначения изменений элемента (совокупности элементов) в геометрическом и в элементном пространстве.

Связанная совокупность существенных свойств элемента в некоторый момент времени называется состоянием элемента, а совокупность значений существенных свойств элемента образует состояние элемента. Можно выделить состояние объекта и состояние окружения, а также совместное состояние объекта и окружения, которое еще можно назвать ситуацией. Кроме того, можно выделить расположение – состояние элементов в массиве и положение – состояние элементов в множестве.

Изменения могут происходить в доменных, структурных и функциональных свойствах элемента. К домену будем относить точечные частицы, например, как в механике. Конкретная природа этих частиц не имеет значения. В качестве доменов можно взять атом, молекулу, вещь, любой объект рассмотрения. Домен не является элементом (узлом) структуры, а входит в состав рассматриваемого элемента. В естественных науках, как правило, исследуются доменные и структурные свойства, так как они базируются на физических свойствах. Функциональные свойства связаны с целеустремленными элементами и поэтому их исследуют, как правило, в гуманитарных науках.

Изменение, происходящее в целеустремленных элементах или функциональных индивидах, обычно делят на события и действия (активные события, которые могут повлечь за собой другие события), и которые в свою очередь могут представлять собой реакции и отклики. В соответствии с [3] действие индивида или системы (Х) есть событие, происходящее с Х и являющееся потенциальным продуцентом другого события. Реакция индивида или системы (Х) есть происходящее с Х событие, причиной которого является другое событие. Отклик индивида или системы (Х) есть происходящее с Х событие, сопродуцированное Х и другим событием. Кроме восприятия внешнего стимула отклик может формироваться на основе осознания субъектом, т. е. восприятия им своего собственного умственного состояния, а также субъект может воспоминать и откликаться на то, что он ощущал ранее (внутреннее воздействие). Такое внутреннее воздействие приводит к активации индивида.

Изменение есть свойство элемента, характеризующее как минимум два его состояния либо в два различных момента времени, либо в двух различных точках геометрического или/и элементного пространства, где точка есть элемент, единственным существенным свойством которого является расположение и на который наблюдатель не может откликнуться иначе, чем откликается на один элемент. В этом смысле, состояние элемента в некоторый момент времени есть множество значений его свойств, которыми он обладает и которые выбраны для наблюдения, где момент времени есть свойство элемента, достаточное для того, чтобы исключить возможность отклика наблюдателя на изменение в данном элементе. Два момента времени считаются одним, если они ни чем не отличаются для наблюдателя.

Будем различать вырожденное действие, собственно действие и неопределенное действие. Вырожденное действие элемента есть действие, потенциально или реально продуцирующее другое действие в самом элементе. Собственно действие элемента (воздействие) есть действие, потенциально или реально продуцирующее другое действие в другом связанном с ним элементе. Неопределенное действие элемента есть действие, потенциально или реально продуцирующее другое действие в окружении данного элемента. В этой связи, взаимодействие есть действия как минимум двух связанных между собой элементов, каждый из которых потенциально или реально продуцирует другое действие в другом элементе. Таким образом, действие как потенциальный продуцент может повлечь внешнее действие, но может и не повлечь, что будет выражаться в бездействии, или продуцировать неявное действие в окружении. Когда мы говорим о связях, то подразумеваем наличие возможности воздействия (обмена, продуцирования, оборота, обращения, взаимодействия и т. п.), но не само взаимодействие. Взаимодействие между связанными элементами подразумевает фактический материально-вещественный поток в рамках данных связей (каналов, среды), который и продуцирует изменения в связанных элементах и окружении.

Если говорить о видах изменений, продуцирующие другие изменения, то можно выделить три вида. Это изменения, происходящие внутри элемента и два внешних изменения, которые могут продуцировать изменения в связанных других элементах или в окружении. Изменения, в отличие от событий, могут протекать в геометрическом и элементном пространствах, поэтому внутреннее изменение в элементном пространстве, например, ухудшение самочуствия человека, может продуцировать изменение его положения в геометрическом пространстве, например, в виде быстрого спуска с горы. Однако любые изменения не могут происходить без наличия связей как внутри элемента, так и вне его.

Окружение, в котором находится элемент, продуцирующий действие, может сопродуцировать это действие, что проявляется в том, как продуцируется действие, в частности, по воле элемента, под принуждением, под действием непреодолимой силы.

Окружение может быть доступным взаимодействию, т. е. адресным, в том числе контролируемым (поднадзорным), и неопределенным, которое можно только наблюдать, а воздействия на него носят неопределенный характер. Однако любые виды окружения дают возможность воздействовать на рассматриваемый элемент.

Действия субъекта можно рассматривать как некоторые действия по отображению, в виде фиксации некоторых событий, принятию решения (умственных действий) и выполнению физических действий. Фиксация события, имеющего юридическое значение, связана со спецификацией прав, т. е. определением субъекта права, объекта права и объема правомочий субъекта права.

Изменение чего-либо во времени (триггерный эффект) или наступление некоторого события может быть зафиксировано наблюдателем. Следующим видом фиксации является фиксация изменения чего-либо в геометрическом пространстве. И третьим видом - является фиксация принятия решения, которое осуществляется в логическом пространстве.
К деятельности субъекта будем относить триединую совокупность отношений субъекта к внешнему, внутреннему миру и к своей физической границе (граничной среде) между этими мирами, взаимодействий в рамках связей между субъектом и элементами внешнего мира и, наконец, само взаимодействия субъекта с внутренним миром и своей внутренней физической средой.

Деятельность – как минимум два свяанных действия, именения в одном и них приводит к именению в другом. При коллективной деятельности происходит передача элементов деятельности от одной группы людей к другой, от одного поколения людей к другому. Передача элементов деятельности подразумевает как минимум два циклических связанных действия. Деятельность в отличии от действия направлена на создание канала (связи), в рамках которого и происходит действие.

Действительность представляет собой отражение реальности в мышлении. Действительный объект – объект, который представляет связи и отношения, в рамках которых возможны изменения (действия).

Литература





  1. О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг // Информационное письмо Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 29 сентября 1999 г. №48.

  2. Мизес Л. Человеческая деятельность. – М.: Экономика, 2000. – 878с.

  3. Акофф Р. Теория систем. – М.: Питер,2002. – 448с.

  4. Савиньи Ф. К. Обязательственное право . – М.: Статут, 2002. – 765с.

  5. Щедровицкий Г. П.