A. Baddeley Your Memory. A user’s Guide. Бэддели А. Ваша память. М., Изд-во эксмо-пресс, 2001 /с комментариями аяк/ Что такое память - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Д. С. Лихачев писал: Память основа совести и нравственности, память... 1 126.7kb.
Реферат по дисциплине "Введение в специальность" На тему : "Оперативная... 1 197.75kb.
Александров Ю. И. Научение и память: системная перспектива 2 701.03kb.
«Память поколений» 1 77.39kb.
Виды. Генетическая память 1 84.31kb.
Техническое задание Раздел Операционные системы и их параметры эквивалентности... 3 702.51kb.
Смоленское сражение 1 58.59kb.
Программа детского патриотического объединения «Память» Номинация... 1 263.37kb.
Улыбка Камала-ага 1 19.64kb.
Процессорное ядро и память микроконтроллеров: Память программ и данных мк 1 225.03kb.
Исследовательская работа «Моя семья в годы Великой отечественной... 1 62.17kb.
Романа Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» 1 88.39kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

A. Baddeley Your Memory. A user’s Guide. Бэддели А. Ваша память. М., Изд-во эксмо-пресс - страница №1/2

A.Baddeley Your Memory. A User’s Guide.

Бэддели А. Ваша память. М., Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2001 /с комментариями - АЯК/

1. Что такое память?

«У меня ужасная память». Часто ли вы слышите такую фразу? Лично я, упомянув в случайном разговоре с кем-нибудь о том, что провожу исследование памяти, чаще всего слышу такую реакцию: «Вам надо поработать со мной — у меня ужасная память!» Так же, как и у меня: как-то раз я даже забыл о том, что должен выступать в радиопередаче, посвященной памяти. Вспомнил об этом упущении я только в тот момент, когда читал программу радиопередач в газете. В студию я опоздал настолько, что ведущий попросил меня дать несколько рекомендаций по улучшению моей собственной памяти.

При этом я думаю, что у меня хорошая память, и, несмотря на то, что она частенько меня подводит, могу поспорить, что и моя, и ваша память превосходит самый лучший компьютер по объему, гибкости и долговечности. Я надеюсь, что эта книга убедит вас разделить мое восхищение человеческой памятью.

Для того, чтобы лучше понять, насколько важна для нас память, попытаемся представить, на что была бы похожа наша жизнь без нее или, точнее, без них, поскольку память — это не отдельный орган, как сердце или печень, а объединение совместно функционирующих систем, позволяющих нам учиться на прошлом опыте и делать прогнозы на будущее.

Большое количество полезной информации было почерпнуто из исследований расстройств памяти при поражениях головного мозга. Почти любое мозговое поражение приводит к снижению темпа обучения и скорости воспоминания. При этом определенные участки мозга связаны с памятью в большей степени. Серьезное поражение таких участков часто приводит к устойчивой амнезии, которая может стать причиной инвалидности.

Рассмотрим случай Клайва Уиринга, талантливого музыканта и эксперта в области старинной музыки, заболевшего в результате вирусной инфекции. Вирус герпеса (Herpes simplex) переносится значительным процентом населения, не вызывая обычно более серьезных последствий, чем периодически возникающее кожное раздражение под воздействием холода. Однако в очень редких случаях вирусу удается преодолеть защитный мозговой барьер и вызвать воспалительное заболевание, известное под названием энцефалит. Это заболевание может привести к обширному мозговому поражению, и до недавнего времени такие случаи часто заканчивались летальным исходом. И хотя теперь болезнь излечима, обширное мозговое поражение, которое достаточно часто остается у этих больных, может, в свою очередь, вести к нарушениям памяти.

Клайв Уиринг представляет собой особенно впечатляющий пример ужасающих последствий энцефалита. У него настолько слабая память, что он не может вспомнить о том, что происходило более чем минуту назад. Поэтому в каждый момент времени он убежден в том, что только сейчас обрел сознание. Он ведет дневник, отражающий это навязчивое убеждение; в нем страница за страницей идут записи, указывающие дату, время и тот факт, что сознание только что вернулось. Когда же его ставят перед очевидным фактом наличия у него ясного сознания в более ранний период, например, когда ему показывают в видеозаписи, это вызывает у него потрясение и он отрицает очевидное даже много лет спустя после пребывания в этом состоянии. Таким образом, он, оказавшись лицом к лицу с ужасной реальностью жизни, ограниченной для его сознания несколькими секундами, держится за то, что к нему только что вернулось сознание, ожидая, что в будущем все будет хорошо.





Уровни памяти, задействованные при игре на музыкальном инструменте, — необходимая моторная координация, слуховая и проприоцептивная обратная связь, долговременная память на ритм, высоту звука, мелодию и гармонию, — могут быть совершенно не затронуты при потере памяти в других сферах.

Мир Клайва хорошо изображен в телевизионной программе Джонатана Миллера «Узник сознания». При появлении жены Клайв радостно приветствует ее, подобно человеку, который не видел свою любимую много месяцев. Она выходит из комнаты на две-три минуты и возвращается, при этом радостная встреча повторяется с тем же накалом эмоций, причем каждый раз сходным образом. Клайв живет в перманентном настоящем и не способен заметить изменения или использовать прошлый опыт для предвосхищения будущего. Он сам однажды так описал эту ситуацию: «Это ад на земле. Как будто ты мертв — все время!»

Долговременная память Клайва пострадала не так заметно, как его кратковременная память. Тем не менее она серьезно ослаблена — он знает, кто он такой, и может в общих чертах описать свою прошлую жизнь, но почти не упоминая подробностей. К примеру, он не уверен в том, что он состоит в браке со своей нынешней второй женой. Он мог вспомнить, при соответствующих подсказках, некоторые факты из своей жизни, например то, как он пел перед Папой Римским во время папского визита в Лондон или дирижировал оркестром во время первого исполнения «Мессии» в Лондоне с аутентичными инструментами и декорациями. /автобиографическая память/ Он написал книгу про композитора Лассо, но фактически ничего не мог о нем вспомнить /семантическая/. Его зрительная память также пострадала — он провел четыре года в Кембридже, но не смог узнать на фотографии здание университета. Его общая эрудиция также существенно снизилась — он понятия не имел, к примеру, кто автор «Ромео и Джульетты». /семантическая память/

При этом одна сфера осталась в значительной степени сохранной, а именно — его музыкальные навыки. Как-то раз его жена вернулась домой и обнаружила, что у него в гостях весь его бывший хор и он дирижировал им так же, как и в прежние времена. Он мог читать ноты с листа, аккомпанировать себе на клавесине, играя достаточно сложную музыку, и петь с большим умением и чувством /процедурная и моторная память, сохранны автоматизированные навыки. Здесь есть и неявный семантический компонент, содержание так называемой имплицитной памяти, недоступное произвольному сознательному воспроизведению/. Увы, переход от музыки обратно в безнадежное состояние амнезии особенно его угнетает, в результате чего музыка не дает ему того утешения, на которое можно было бы надеяться.

Клайв пребывает в таком состоянии с 1985 года. Он все еще убежден, что только что проснулся. Он до сих пор живет в безнадежном вечном настоящем. Он не может читать книги, поскольку не способен следить за развитием сюжета; его также не интересуют текущие дела, они для него бессмысленны, поскольку он не помнит их контекста. Выходя на улицу, он тут же теряется. Он действительно узник, прикованный к маленькому островку сознания в океане амнезии.

Трагический случай Клайва Уиринга показывает нам, насколько память важна, но что же такое память?

Как психологи изучают память



Хотя некоторые психологи и пытаются понять физиологический субстрат памяти, однако такой подход нельзя отнести к числу наиболее общепринятых, и он займет скромное место в оставшейся части данного обзора памяти человека. Но если психологи не исследуют память путем изучения ее физических и биохимических характеристик, то на основании чего они делают свои выводы? Не спрашивают же они просто людей, как те запоминают что-либо? В общем-то нет. Хотя замечания людей о том, как они обучаются или запоминают, игнорировать неразумно, опыт показал, что подобные данные являются недостоверным источником информации.

Рассмотрим, к примеру, проблему зрительных образов. В девятнадцатом столетии Фрэнсис Гальтон провел классическое исследование, разослав большому количеству высокопоставленных лиц письма, которые содержали в себе своеобразную просьбу. Им предлагалось постараться вызвать в своем воображении образ своего стола во время завтрака тем утром, когда они получили это необычное послание. Им было предложено подробно описать богатство, степень подробности и яркость созданного ими образа. Был получен крайне широкий диапазон индивидуальных различий. Некоторые респонденты сообщали, что образ стола с завтраком, который они запомнили, был почти настолько же ярким, как и их непосредственное восприятие этого образа. У других же образ не возник вообще. Последующая работа подтвердила, что люди чрезвычайно различаются по описываемой ими яркости своих образов /то есть можно говорить об образной памяти (зрительной), с одной стороны, как о некоторой индивидуальной способности запоминать образы «высокого качества», с другой, как о предпочитаемом способе организации опыта, знаний и форме их хранения, который как раз в большей степени используется людьми с хорошей образной памятью в первом смысле/. Тем не менее, попытки связать это свойство с возможностями их памяти оказались совершенно неудачными. К примеру, Фредерик Бартлетт просил своих испытуемых воспроизводить рассказы и отмечал, что хотя те из них, кто имел яркие зрительные образы, были в целом более уверенными в силе своей памяти, все же они были ничуть не более точными в своем пересказе, чем испытуемые, не имевшие ярких образов. Следовательно, несмотря на существование значительных различий в использовании зрительных образов, они вряд ли смогут много рассказать нам о том, как работает человеческая память. Другие же методы, ориентирующиеся больше на выполнение, чем на самоотчет, оказались, как мы увидим, весьма плодотворными.

Если описания людьми своей памяти ненадежно, как же тогда исследовать память? Ответ таков: предъявляя испытуемым различные задания, связанные с памятью, и оценивая, насколько хорошо или плохо они с ними справляются. Иногда в экспериментах используют различия мнестических способностей участников, но чаще всего используются возникающие у людей трудности и ошибки, которые они делают при запоминании определенного типа материала. Если бы я предъявлял вам ряд согласных, произнося: «л р п ф к х», и просил вас их повторить, вы, вероятно, повторили бы большинство букв правильно, но при этом могли проявиться время от времени возникающие у вас ошибки; например, если вы склонны заменять б на п или с на з, ошибаясь по звуковому сходству букв. На этом основании я сделал бы вывод, подобно Конраду и Халлу, что вы в большей степени пользуетесь вербальной или акустической памятью для запоминания букв, нежели зрительной.

Другим способом исследования человеческой памяти является метод «избирательной интерференции». Допустим, я хочу проверить идею о том, что люди запоминают адреса или номера телефонов, проговаривая их шепотом. Я препятствую такому проговариванию и смотрю, сказывается ли это негативно на процессе воспроизведения. Попросите кого-нибудь отчетливо произносить какое-либо нейтральное слово, например слово «так», пока он будет записывать или повторять в уме телефонный номер, и его мнестическая деятельность будет эффектным образом нарушена.

В последующих главах1 человеческая память рассматривается в самых разных аспектах, но вы безусловно отметите, что преобладающее большинство исследований памяти выполнено на вербальном материале. Тому есть две причины. Во-первых, словесное кодирование, бесспорно, играет исключительно важную роль в человеческой памяти. Даже при запоминании зрительно предъявляемых заданий или при воспроизведении действий или событий имеется сильная тенденция к вербальному дополнению остальных аспектов памяти, превращение изначально чисто зрительного задания в комбинацию зрительного и словесного. Вторая причина преобладания вербального материала более практическая. В целом гораздо проще отбирать и контролировать вербальный материал, чем манипулировать зрительными, тактильными и слуховыми стимулами. Предположим, например, что мы хотим изучать влияние хорошего знания используемого нами материала. Существует информация о частоте встречаемости любого употребляемого в английском языке слова, что позволяет нам с легкостью произвести количественную оценку переменной «хорошее знание материала». Точно так же существуют данные относительно возраста, в котором люди впервые встречают определенные слова, относительно тенденции слова вызывать зрительный образ и так далее, что делает вербальный материал гораздо более простым для использования в экспериментальных ситуациях.

Другое преимущество использования слов и букв в качестве тестовых материалов в том, что они могут предъявляться на слух или же в написанном виде, равно как и воспроизводиться и тем, и другим образом. С визуальным материалом, однако, мы ограничены одной модальностью предъявления и обычно проверяем узнавание, так как испытуемым сложно продемонстрировать зрительное воспроизведение кроме как с помощью рисования, которое ограничивает возможности человека, если он не является талантливым художником.

Как будет ясно из последующих глав, психологи исследуют память в значительной степени с позиции человека, который пытается понять, как работает машина, но не может заглянуть внутрь и посмотреть. И, следовательно, им остается манипулировать заданиями, которые машина должна выполнять, и внимательно наблюдать за ее поведением в различных условиях. Такой подход требует значительного терпения и изобретательности, но он… может быть источником важных открытий.
Природа человеческой памяти

Хотя плачевное состояние памяти Клайва Уиринга хорошо показывает нам всю важность этого феномена, но оно ничего нам не дает для более полного понимания природы тех систем, которые лежат в основе памяти человека. Предположим, мы хотели бы устранить его нарушение. Какими свойствами должен был бы обладать протез для памяти?

Можно тот же вопрос задать по-другому, если сформулировать его с эволюционной точки зрения и поразмыслить, какие функции памяти могли стать полезными для организма, развивающегося в сложном и изменяющемся, но тем не менее структурированном мире. Допустим, у организма есть несколько сенсорных каналов — зрение, слух, осязание и обоняние, к примеру. Информация с этих различных каналов, в принципе, должна быть взаимосвязанной; такой объект, как дерево, можно увидеть и потрогать, а также услышать, как ветер шелестит в его кроне. Различение этой информации и создание некоего образа объекта, по-видимому, требует памяти, хотя бы временного типа, кратковременной или рабочей памяти, которая позволила бы организму брать информацию сразу из нескольких источников и объединять ее в единую связную картину окружающего мира.

Было бы также полезно со временем выстроить некую систему знаний о мире. Известно, что мир по крайней мере отчасти предсказуем: полезно, к примеру, выучить, какая пища пригодна для употребления, а какая — нет. Короче говоря, без каких-то форм долговременной памяти также нельзя было обойтись. Такое долговременное научение может быть нескольких различных типов, и каждый из них, по-видимому, подчиняется различным правилам. У Клайва Уиринга сохраняются его музыкальные навыки исполнителя, но его способность к воспроизведению фактов прошлого (подробности о его музыкальных достижениях, имена великих композиторов) серьезно нарушена.

Ключи к разгадке структуры сложного альянса систем, который мы называем человеческой памятью, можно обнаружить у других людей с менее выраженными проблемами памяти и, конечно, при изучении процессов памяти у нормальных людей, как будет ясно из дальнейших глав. Однако на данном этапе мог бы быть полезен сжатый обзор предполагаемой психологической структуры человеческой памяти, с тем чтобы задать общую схему, в рамках которой можно раскрыть замысел всей книги.

Понимание того, что память может быть разложена на составляющие части, не ново; оно было предложено в 1890-х годах великим американским психологом Уильямом Джеймсом, а затем Дональдом Хеббом в 1949 году. Экспериментальные доказательства разделения человеческой памяти развивались главным образом в течение последних 30 лет. До 1960-х годов многие психологи не ощущали необходимости вводить более чем один вид памяти, но с начала 1970-х было широко воспринято некое различение между долговременной и кратковременной памятью. В конце десятилетия и кратковременная, и долговременная память стали претерпевать дальнейшее дробление.

Хотя и не все согласны с той структурой, которую я собираюсь здесь изложить, теперь уже большинство признают, что подобное разделение весьма полезно. Я хотел бы, вероятно, сосредоточиться на делении на системы и подсистемы, тогда как другие теоретики скорее предпочли бы выделить различные процессы, составляющие запоминание, а не основные структуры, в пределах которых эти процессы действуют. В принципе, у нас нет особых разногласий по поводу той информации о человеческой памяти, которую я собираюсь представить в этой книге. В случае же наличия таковых они скорее будут касаться тех областей, в которых мы имеем слишком скудный фактический материал. Это дает нам выбор между несколькими правдоподобными альтернативами.

Возьмем, например, неспособность Клайва Уиринга запомнить, что он ел на завтрак. Каковы возможные причины этого? Первая: переживание процесса завтрака никогда не регистрируется его мозгом; другими словами, след памяти не создается. Вторая: след создается, но очень быстро угасает. Третья возможность: след памяти есть, но он не воспроизводится или же недоступен. След памяти можно сравнить с книгой в библиотеке без каталога. Как мы увидим позже, крайне сложно решить, какой из этих сценариев несет ответственность за описываемое здесь нарушение памяти. Тем не менее, важно и в перспективе полезно иметь в виду, что любая адекватная система памяти должна быть способна регистрировать предъявляемую информацию, сохранять эту информацию с течением времени и воспроизводить ее при необходимости.


Сколько же всего видов памяти?

Активная дискуссия в 1960-х годах привела к созданию целого ряда моделей памяти упрощенного типа. Они, как правило, допускали три формы памяти — сенсорную, кратковременную и долговременную. В обобщенном виде они могут быть описаны моделью, которую предложили Ричард Аткинсон и Ричард Шиффрин. Будучи типичной и при этом широко распространенной, эта модель получила название «модальная модель». Эта модель предполагает, что информация поступает из окружающей среды через параллельные ряды регистров кратковременной сенсорной памяти, а затем переходит в общее кратковременное хранилище. Считается, что эта система, действуя подобно рабочей памяти, способна оперировать информацией и переносить ее в долговременное хранилище.

Действительно, кратковременное хранилище образует главное звено в этой модели; без него невозможно ни усвоение нового материала, ни воспроизведение старой информации. Мы рассмотрим отдельно каждую из этих составных частей.




Поток информации в системе памяти, модель Аткинсона и Шиффрина.

Кратковременная память

Чтобы понять эту фразу, вы должны помнить ее начало до тех пор, пока вы не доберетесь до ее конца. Ее невозможно понять, если не запоминать составляющие ее слова и то, в каком порядке они расположены.

Предположим, я прошу вас умножить 23 на 7 в уме. Попробуйте отвести взгляд от страницы и сделать это. Во-первых, вам нужно вспомнить, какие числа участвуют в этой операции. Затем вы, вероятно, умножите 7 на 3 и запомните, что получилось 21. Затем вы отделяете 1, а 2 берете в остаток. Затем вы умножаете 7 на 2 и добавляете 2 из остатка, так что получается 16. Затем вы подставляете полученное вначале 1 и получаете в ответе 161. Все эти операции занимают большую часть места, отведенного для временного хранения в памяти чисел, которые должны быть затем правильно и своевременно воспроизведены. После получения полной суммы отпадает дальнейшая необходимость вспоминать, к примеру, какое число было в остатке, и после нескольких подобных операций вы уже вряд ли сможете вспомнить эту информацию.

Поэтому при выполнении речевых и арифметических операций имеется необходимость во временном хранилище информации для выполнения различных функций дополнительно к пониманию или вычислению. После того как задание выполнено, дополнительная информация уже больше не требуется. Этой системе, или даже скорее целому ряду систем, было дано название кратковременной, или рабочей, памяти. Там содержится информация, крайне необходимая в течение короткого периода времени, которая затем становится малозначимой.

И я еще удивляюсь, почему он так пошел? Оценка альтернативных стратегий в играх типа шахмат решающим образом зависит от рабочей памяти.

В дальнейшем изложении я буду придерживаться той точки зрения, что кратковременная память представляет собой комплексное сочетание взаимодействующих между собой подсистем, а именно рабочую память.

Долговременная память

Среди трех форм памяти — сенсорной, рабочей и долговременной — только последняя ближе всего к представлению дилетанта о памяти. Долговременная память содержит информацию, которая хранится в течение длительного периода времени. В самом деле, как мы увидим далее, некоторые теоретики утверждают, что информация из памяти никогда не исчезает, а просто становится все менее и менее доступной. Вспоминание собственного имени, того, как изъясняться, того, где вы жили, будучи ребенком, или где вы были прошлым летом или даже пять минут назад, — все это обусловлено долговременной памятью. Такая память прежде всего занята хранением информации, в отличие от сенсорной или кратковременной памяти, где хранение — это всего лишь одно из несущественных качеств других аспектов системы.

Для психолога-экспериментатора фраза «долговременная память» относится к информации, которая хранится достаточно долго для того, чтобы процесс доступа к ней занимал по меньшей мере несколько секунд. Причина этого в том, что в целом проверка памяти, производимая спустя одну или две минуты, выявляет практически ту же самую картину, что и тестирование по истечении одного или двух дней или года… Является ли долговременная память единой системой? Это пока что спорный вопрос. Однако совместными усилиями выделены отличительные черты по крайней мере двух ее форм.

Эпизодическая и семантическая долговременная память

Несколько лет назад канадский психолог Эндель Тульвинг выделил два типа долговременной памяти: эпизодическую память, которая заключается в воспоминании об отдельных случаях, таких, например, как посещение стоматолога на прошлой неделе, и семантическую память, которая по существу связана с познанием мира. Примерами семантической памяти могло бы быть знание смысла того или иного слова, химической формулы соли или столицы Франции и так далее. Нет сомнения в том, что есть различие между индивидуальными воспоминаниями частных эпизодов и общим знанием о мире, которое обычно приобретается в течение значительного периода времени. Представляют ли они собой мнестические системы разного типа или различные аспекты одной системы, пока неясно. Однако это различение является удобным и полезным. В этой книге семантической памяти посвящена отдельная глава.

При анализе человеческой памяти используется большей частью словесный материал, так как слова проще предъявлять, а также проще фиксировать и оценивать реакцию людей. В последние годы исследователи все чаще задаются вопросом, может ли запоминание вербального материала являться характеристикой всей памяти вообще, и в частности, может ли память, связанная с невербализуемым сенсорным опытом, основываться на совершенно других мнестических системах. Бесспорно, мы можем помнить вкус сыра, или запах горящей резины, или звук волны, бьющейся о скалы, не прибегая к словесному описанию этого переживания. Что это? Отдельные слуховая и зрительная системы памяти или всеобъемлющая мнестическая система, способная кодировать все наши впечатления? Если принять эту довольно свежую точку зрения, то тогда получается следующая картина: вербальное научение является вербальным только ввиду того, что материал предъявляется вербально и испытуемые реагируют вербально; а то, что хранится в памяти, — это опыт, вызываемый с помощью вербального материала. К счастью, общие правила, применяющиеся для усвоения вербального материала, также широко используются для запоминания картинок и звуков, так что обобщенные выводы, сделанные в последующих главах, судя по всему, останутся действительными, решим ли мы, что долговременная память является унитарной, дуальной или даже многосложной системой.

Имплицитная и эксплицитная память

Давно известно, что больные с глубокой амнезией, такие как Клайв Уиринг, могут оставаться способными к приобретению определенных форм долговременных навыков. Усвоенные моторные навыки, к примеру машинописные, обычно сохраняются и относятся к классу явлений, называемому «эффект предшествования». Этот термин касается наблюдения, что слово или предмет, будучи увиденным или услышанным более одного раза, будет в дальнейшем воспринят с большей готовностью. То есть, если вы недавно прочли слово «лошадь», вы быстрее узнаете его, если оно будет предъявляться вам очень быстро, и вы гораздо быстрее справитесь с заданием, если вас попросят заполнить промежутки между буквами Л-Ш-Ь, чем испытуемый, которому до этого предъявлялось совсем другое слово.

Научение, оцениваемое подобным образом, называется имплицитным. Поскольку у испытуемого не осведомляются о предыдущих предъявлениях усваиваемого материала, их влияние осуществляется косвенным образом в скорости или характере последующего выполнения задания (обычно это задание не на память). Такое научение не подвержено влиянию многих факторов, важных, когда научение оценивается с помощью процессов воспроизведения или узнавания. Переработка слова с точки зрения смысла, к примеру, улучшает последующее воспроизведение, но не оказывает влияния на интенсивность эффекта предшествования, тогда как изменение физического аспекта предъявления слова, изменение шрифта, которым оно напечатано, к примеру, снижает эффект предшествования, но не оказывает никакого воздействия (или очень слабое) на воспроизведение.

…Хотя это разногласие касается теоретического толкования эксплицитного и имплицитного научения, многие согласятся с тем, что сохранившееся научение у больных с амнезией выявляется в заданиях, в которых степень научения оценивается косвенным образом. При выполнении такого задания испытуемому не нужно вспоминать, сталкивался ли он раньше с такой ситуацией, для того чтобы хорошо справиться с заданием на навыки (например, машинопись) или продемонстрировать эффект предшествования. Напротив, с тестами, требующими вспоминания полученного опыта, больные с амнезией справляются плохо — они затруднились бы припомнить статью в газете или определить, предъявлялось ли конкретное слово ранее на протяжении тестового сеанса. По этой причине некоторые ученые предпочитают пользоваться терминами прямой и косвенный (вместо эксплицитный и имплицитный) для обозначения различия между двумя типами научения и памяти.


Используя другой способ толкования этих двух типов научения и памяти, их называют декларативный и недекларативный. Декларативная память касается запоминания фактов или событий, а недекларативная — всего остального. Я лично отношусь с симпатией к такой классификации, но должен признаться, что нахожу эти обозначения несколько громоздкими.

В последующих главах я буду описывать кратковременную, или рабочую, память, а потом мы перейдем к обсуждению различных аспектов долговременного научения и памяти. Затем мы рассмотрим применение изученного нами теоретического материала в практических областях: при интерпретации свидетельских показаний, при исследовании амнезий, а также при изучении памяти в детском и пожилом возрасте.

4. Научение

Учебная мотивация

Важным фактором, до сих пор не упоминавшимся, является мотивация. Это может показаться странным в свете большого количества исследований научения у животных, где мотивация имеет первостепенную важность. Возможно, это происходит потому, что положительное или отрицательное подкрепление представляет собой единственную возможность для экспериментатора убедиться в том, что животное будет реагировать на ход эксперимента и демонстрировать свое научение. К счастью, среди испытуемых-людей обычно наблюдается большая согласованность. Большинство испытуемых в экспериментах с памятью хотят выполнять задание хорошо, чтобы понравиться экспериментатору или чтобы убедить себя в том, что у них хорошая память, или, возможно, просто потому, что им интересней попытаться хорошо выполнить задание, чем демонстрировать полное отсутствие мотивации. Так что когда испытуемые сосредотачивают все свое внимание на задаче, уровень мотивации перестает быть самым важным фактором.

Шведский ученый Ларс Йорен Нильссон, обнаружив, что его студенты не согласны с такой точкой зрения, поставил следующий эксперимент для доказательства своей правоты. Он дал разным группам студентов заучивать списки слов в разных условиях. В одном случае на студентов не оказывалось никакого давления, им просто сообщалось, что они участвуют в эксперименте на память. Во втором случае студентам не давали мотивирующей инструкции в процессе заучивания, но во время воспроизведения им говорили, что тот, кто вспомнит больше всех слов, получит большой денежный приз. Третьей группе сообщали про денежный приз до начала заучивания. Выполнение заучивания у всех трех групп оказалось одинаковым. Следующий эксперимент включал межгрупповое соперничество как средство увеличения мотивации, результат оказался тот же: отсутствие влияния уровня мотивации на научение.

Значит ли это, что мотивация не имеет никакого отношения к научению? Любой школьный учитель скажет вам, что это не так. Влияние мотивации, однако, не является непосредственным; им определяется количество времени, затрачиваемое на заучивание материала, а это, в свою очередь, влияет на степень научения. Следовательно, если я попрошу вас заучить список слов, содержащий десять названий животных и десять названий цветов, и предложу вам монету за каждое воспроизведенное животное и банкноту за каждый цветок, нет сомнений в том, что вы запомните больше цветов, чем животных. Причина в том, что вы просто затратите больше времени на запоминание цветов, и итог будет аналогичен тому, как если бы я предъявлял названия цветов в течение более длительного времени. В школьной учебной ситуации влияние мотивации на обучение заключается в том, что она влияет на количество внимания, которое дети направляют на усваиваемый материал. Если им интересно, они будут внимательно слушать; если им скучно, они будут думать о других вещах.

В качестве хорошего примера той роли, которую играет уровень заинтересованности учащихся, можно привести серию экспериментов, в которой британских студентов просили запоминать результаты футбольных матчей. Каждому студенту вначале давали тест на знание английской футбольной лиги, а затем просили запомнить список нерелевантных слов, чтобы оценить общий уровень вербальной памяти. Их просили запоминать результаты матчей, причем частично эти результаты были истинными, а частично вымышленными, хотя и правдоподобными (это было известно испытуемым). Эксперимент показал, что чем лучше испытуемый ориентировался в футболе, тем лучше было воспроизведение истинных результатов; с другой стороны, успешное воспроизведение вымышленных результатов коррелировало скорее с уровнем запоминания списка нерелевантных слов, чем с хорошими знаниями в области футбола…

Научение и активация

Мы не всегда одинаково бдительны. Наше настроение и общий уровень физиологической активации колеблются от глубокого сна до дремоты и от сонливости до нормального бодрствующего состояния; порой мы испытываем состояние сильного волнения или возбуждения, а в экстремальной ситуации — ужас и панику. Высокий уровень активации сопровождается изменениями электрической активности головного мозга, которые регистрируются с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Для высокого уровня активации характерны также усиление пульса и электрической проводимости кожи, потение ладоней. Кроме того, уровень активации может изменяться под воздействием окружающей среды или лекарственных препаратов. Так, громкий шум вызывает рост уровня активации, тогда как потеря сна скорее всего приведет к его снижению. Амфетамин или кофеин вызывают повышение уровня активации, тогда как транквилизаторы снижают его. Другие вещества, такие как алкоголь, обладают более сложным воздействием, сначала увеличивая уровень активации, а затем снижая его.

…Человек в ясном сознании имеет очень широкий диапазон уровней активации, от которого во многом зависит выполнение каких-либо задач. Вообще, качество деятельности улучшается вместе с возрастанием уровня активации до определенного пика, после которого оно постепенно ухудшается. Эту закономерность принято называть законом Йеркса—Додсона, по имени двух ученых, впервые ее описавших. Ни сонливость, ни безрассудная паника не являются особенно эффективными состояниями для выполнения какой-либо задачи. Для оптимального выполнения разных задач требуется различный уровень активации. К примеру, уровень активации для быстрого бега или сильного удара должен быть выше, чем для продевания нитки в иголку или решения сложной интеллектуальной задачи.

Каков же оптимальный уровень активации для памяти? Это сложный вопрос, как и многие другие вопросы, касающиеся человеческой памяти. Решающее значение имеет то, когда воспроизводится заученный материал. При сравнительно низком уровне активации лучше всего выполняется непосредственное воспроизведение; высокие уровни активации ведут к слабому непосредственному запоминанию, но на длинной дистанции они приводят к более качественному научению. …


5. Структурирование и запоминание

В психологическом исследовании человеческой памяти в течение последних 100 лет доминируют две отличные друг от друга традиции. Одна из них опирается на работы Эббингауза, который придавал особое значение точному измерению выполнения упрощенных заданий на память в строго контролируемых условиях. Значительное преимущество такого подхода заключается в том, что он сводит понимание чрезвычайно сложной и тонкой системы человеческой памяти до ряда проблем удобоваримого масштаба. Такое упрощение проблемы было значимым для начала эмпирического исследования памяти, и оно продолжает быть важной особенностью научного изучения памяти; без готовности начать с простых аспектов человеческой памяти невозможно добиться успеха. Хотя такому подходу всегда угрожает опасность, заключающаяся в том, что мы рискуем исключить из наших экспериментов как раз наиболее важные и наиболее показательные аспекты человеческой памяти. Может быть, мы поняли многое относительно запоминания бессмысленных слогов, но мы еще очень мало знаем о том, как ведет себя человеческая память за стенами лаборатории. Вот точка зрения основателя второй крупной психологической традиции изучения человеческой памяти, Фредерика Бартлетта.

В своей научной работе, опубликованной в 1932 г., Бартлетт критиковал подход Эббингауза к изучению памяти, доминировавший в психологии на протяжении 50 лет. Он утверждал, что исследование заучивания бессмысленных слогов просто свидетельствуют о навыках повторения; исключив смысл, Эббингауз исключил наиболее главное и характерное свойство человеческой памяти. Бартлетт противился эббингаузовской традиции, изучая богатый смыслом материал, заучиваемый и припоминаемый в достаточно естественных условиях. Его испытуемые должны были запоминать картинки и рассказы. Пример такого рассказа приводится ниже. Если бы вы были испытуемым Бартлетта, вы должны были бы прочитать этот рассказ про себя, а затем попробовать воспроизвести его.

Война духов

Однажды ночью двое молодых мужчин из Эгулака отправились к реке, чтобы поохотиться на тюленей. Вдруг они заслышали боевые кличи и подумали, что это, должно быть, отряд воинов. Они взбежали на берег и спрятались за каким-то бревном. На воде появилось несколько каноэ; охотники услышат шум весел и увидели, что одно каноэ приближается к ним. В этом каноэ было пять мужчин, которые обратились к ним со словами:

Поедем с нами? Вы нам нужны. Мы идем вверх по реке на войну с тамошним народом. Один из молодых охотников сказал:

У меня нет стрел.

Стрелы есть в каноэ, — отвечали прибывшие.

Я не поеду с вами. Меня могут убить. Мои домашние не знают, куда я пошел. Но ты, — он повернулся к своему спутнику, — ты можешь отправиться с ними. И один из молодых людей уплыл с воинами, а другой вернулся домой. Воины поплыли вверх по реке к селению, находившемуся по другую сторону Каламы. К воде спустились люди, и началось сражение; было много убитых. Вдруг молодой охотник услышал, как один из воинов сказал о нем: «Скорее домой, этого индейца ранили». И тут он подумав: «Да ведь это духи». Он не чувствовал боли, хотя они и сказали, что в него попала стрела.

Каноэ приплыли назад в Эгулак, и молодой индеец, сойдя на берег, направился домой. Там он развел огонь и стал рассказывать остальным:

Вот как было дело. Я отправился с духами, и мы вступили в битву. Многие из наших были убиты, и многие из тех, кто нападал на нас, были убиты. Духи сказали, что меня ранило, но я не почувствовал боли.



Он рассказал все это и замолк. Когда взошло солнце, он упал на землю. Что-то черное вышло у него изо рта. Его лицо исказилось. Люди вскочили и стали кричать. Он был мертв.
Несмотря на то, что различные испытуемые припоминали этот отрывок по-разному, Бартлетт выделил несколько устойчивых тенденций. Воспроизводившийся текст был, как правило, более коротким, более связным и лучше согласовывался с точкой зрения испытуемого. Это особенно ясно видно на примере вышеприведенного текста, в котором некоторые особенности рассказа индейца не соответствуют ожиданиям европейца. Вследствие этого некоторые слишком уж натуральные подробности рассказа часто опускались Наоборот, загадочные моменты могли быть рационализованы таким образом, чтобы соответствовать ожиданиям припоминающего. Так, фраза «что-то черное вы шло у него изо рта» превращается в фразу «пена проступила на его губах». Испытуемые часто выбирают несколько моментов отрывка и используют их в качестве стержня для построения целого рассказа. В отрывке «Война духов» такую роль часто играет сцена смерти. Детали рассказа зачастую видоизменяются так, чтобы выглядеть более знакомыми, например, «каноэ» в процессе пересказа превращаются в «лодки».

По наблюдениям Бартлетта, испытуемый в процессе припоминания текста первым делом стремится определить свое отношение к нему: «Припоминание является конструкцией, которая выстроена во многом на основе этого отношения, и выражение отношения является зачастую основным эффектом припоминания». Короче говоря, то, что вы помните, очень часто зависит от вашего эмоционального отношения к предмету или от вашей эмоциональной реакции на определенные события. В лабораторном эксперименте это может не иметь особого значения, но может стать узловым моментом при припоминании за пределами лаборатории. Попробуйте, к примеру, попросить участников ссоры дать объективную оценку конфликта или попросите болельщиков двух соперничающих футбольных команд рассказать об итогах матча. Вы увидите, что в таких условиях могут возникнуть две абсолютно разные версии. /опыт структурируется в соответствии с прошлым опытом, состоянием человека в процессе приобретения опыта (самочувствие, активация, эмоциональное состояние, желания и т.п.). Этот опыт может быть переструктурирован в зависимости от контекста воспроизведения, включающего как состояние человека в ситуации воспроизведения, так и требования к нему со стороны ситуации (какой аспект исходной ситуации оказывается более важным при возвращении к ней через какое-то время)/

Если, например, восприятие и память футбольных обозревателей имеют высокую степень искажения, что же тогда можно сказать о свидетельских показаниях в случае ужасного преступления, когда от их достоверности может зависеть решение суда относительно виновности подозреваемого? В какой степени показания свидетеля будут определяться тем, что произошло на самом деле, и в какой степени — его отношением к обвиняемому и к преступлению? Мы вернемся к этому важному вопросу в 10 главе. Бартлеттовский подход, в сущности, ставит акцент на осмысливании того, что мы наблюдаем, и того, что мы припоминаем из нашего опыта. Хотя есть риск ошибиться, но, как мы увидим, структурированность и законность мира в целом делает такую стратегию вполне успешной.
Роль структурирования

Часто бывает, что опытные шахматные мастера не только играют с большим числом шахматистов-любителей одновременно, но и делают это с завязанными глазами. Такая способность памяти может вызвать удивление, так как шахматист должен одновременно удерживать точный образ ряда сложных и беспрерывно меняющихся узоров шахматных фигур. Несколько лет назад датский психолог, интересующийся шахматами, Адриан де Гроот решил исследовать память опытных шахматистов в сравнении с остальными игроками. В одном эксперименте он раскладывал на шахматной доске игровую позицию и давал своим испытуемым — шахматным игрокам — серию из нескольких пятисекундных предъявлений шахматной доски с расставленными фигурами, причем после каждого предъявления испытуемые должны были попытаться воспроизвести эту позицию на другой доске. Опытные игроки правильно размещали 90 процентов фигур после одного пятисекундного предъявления, тогда как слабые игроки выставляли правильно только 40 процентов фигур после одного предъявления, и им требовалось восемь предъявлений чтобы добиться результата, доступного опытным игрокам после одного предъявления. Из этого и нескольких других экспериментов де Гроот сделал вывод, что причиной превосходного мастерства игры опытных игроков является их способность воспринимать позицию на шахматной доске как нечто организованное целое, а не как набор отдельных фигур.

Сходные результаты были получены при припоминании карт опытными игроками в бридж или когда опытным электронщикам показывали и просили запомнить электронные схемы. В каждом таком случае специалист может запоминать материал в виде осмысленной и организованной структуры. Для этого шахматист, игрок в бридж или электронщик пускает в ход богатство своего опыта.

В лабораторных условиях неоднократно демонстрировалась важность структурированного запоминания. В некоторых экспериментах запоминание относительно неструктурированного материала сравнивалось с запоминанием материала, структурированного по своей природе.

Одним из самых распространенных методов структурирования материала является создание зрительного образа. Предположим, вы пытаетесь связать два разнородных слова, например кролик и колокольня, так, чтобы при употреблении одного из этих слов вам сразу вспоминалось второе. Лучшая стратегия — это представить себе кролика и колокольню, взаимодействующими каким-либо образом; вы можете, например, вообразить кролика, уцепившегося за шпиль колокольни. Не имеет значения, насколько непривычным или странным будет образ двух компонентов, взаимодействующих для создания единого образа; образ кролика и колокольни, находящихся рядом друг с другом, будет, например, не настолько эффективен. Создавая образ взаимодействия, вы обнаружите, что при упоминании одного слова из этой пары другое также моментально всплывает в памяти.

Экстраординарная образная память



Затронув тему мысленных образов, невозможно не упомянуть русского мнемониста Шерешевского, обладавшего блестящей памятью, большей частью опиравшейся на создание мысленных образов. А.Р. Лурия, долгие годы изучавший память этого удивительного человека, написал о нем замечательную книгу под названием «Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста)». Исключительные способности Шерешевского были впервые замечены, когда тот работал репортером. Как-то раз редактор обратил внимание, что его подчиненный не записал ни одного поручения. Тем не менее он слово в слово сумел повторить все, что ему было задано, причем сам он считал это само собой разумеющимся. Редактор, заподозрив, что перед ним необычное явление, направил его в Луриевскую психологическую лабораторию для исследования памяти, где была проведена проверка его памяти, включавшая серию заданий возрастающей сложности. Оказалось, что объем информации, который он мог удерживать в своей памяти, неограничен — он запоминал ряды более чем из ста цифр, длинные строки бессмысленных слогов, стихи на неизвестных языках, сложные фигуры, замысловатые формулы... Он мог безошибочно повторить весь предъявлявшийся материал в прямом или обратном порядке и был способен воспроизвести все это спустя многие годы!

В чем же заключался секрет удивительной памяти Шерешевского? У него обнаружилась выдающаяся образная память. Он мог не только быстро и легко создавать множество зрительных образов, он обладал также блестящей способностью к синестезии. Этот термин означает явление, при котором под воздействием стимула одной модальности создается образ также и в другой модальности. Синестезия в умеренном объеме является весьма распространенным явлением; у многих людей высокие звуки ассоциируются с яркими цветами и низкие звуки — с более мрачными тонами. Не таким уж редким является ассоциирование дней недели с цветами. Однако для большинства людей тенденция к переносу образа из одной модальности на другую невелика и имеет очень слабое практическое значение. В случае же с Шерешевским степень взаимного наложения модальностей была поистине безграничной. Например, когда ему предъявлялся тон в 2000 герц, он говорил: «Что-то вроде фейерверка, окрашенного в розово-красный цвет... полоска шершавая, неприятная... неприятный вкус, вроде пряного рассола... Можно поранить руку». Когда с ним беседовал коллега Лурии, он сказал ему: «Какой у вас желтый и рассыпчатый голос». Цифры для него обладают формой и цветом: «1 - это острое число, независимо от его графического изображения, это что-то законченное, твердое, 2 - более четырехугольное, беловатое, бывает чуть серое...». Цифры также напоминают ему людей, «1 - это гордый стройный человек, 2 - женщина веселая». Все, что требовалось запомнить, он сразу же перешифровывал в наглядные образы. Запоминая даже самый сухой и скучный материал, он создавал в своей голове яркие образы, не только зрительные, но также звуковые тактильные и обонятельные.

Хотя такая чудесная синестезия давала Шерешевскому массу возможностей, она же причиняла ему некоторые неудобства. Например, если при чтении материала для запоминания кто-то закашливался, этот кашель оставлял отпечаток в его памяти в виде пятна или клуба дыма, что угрожало помешать последующему припоминанию. Его синестезия также создавала дополнительные трудности при припоминании материала, заучивавшегося со слуха, поскольку легкое различие в интонации голоса говорящего было способно совершенно изменить образ; иногда вследствие этого он не мог понять даже сравнительно простые тексты. «Каждое слово вызывает образы, и они находят друг на друга, и получается хаос... Я ничего не могу разобрать… а тут еще ваш голос... и еще пятна... И все смешивается». Высокая его способность к ассоциации также создавала трудности при чтении. Он дал следующий отчет о своей попытке понимания фразы «Работа нормально началась»: «Я читаю: работа нормально началась... Работа — я вижу... идет работа... завод... а вот «нормально» — это большая румяная женщина. Нормальная женщина... и «началась»... Кто началась? ...Как же это... Индустрия... завод... и нормальная женщина... и как же это все совместить?.. Сколько мне нужно отбросить для того, чтобы простой смысл стал ясен...»

Шерешевский был весьма успешен в качестве профессионального мнемониста. Однако он испытывал колоссальные трудности с забыванием ненужной информации; дело дошло до того, что его память оказалась набита до отказа всевозможными вещами, которые он не желал помнить. В итоге он придумал простое решение проблемы: он воображал эту информацию написанной на доске, а затем представлял себя стирающим ее с доски. Как ни странно, это прекрасно помогало ему забывать ненужные сведения.

6. Забывание

Что вы делали вчера? Чем вы занимались ровно неделю назад? Год назад? Десять лет назад? Почему-то очень сложно вспомнить, что происходило в какой-то конкретный день десять лет назад. Это уже давно забыто. Чтобы понять, как устроены наши воспоминания, необходимо знать не только как приобретается информация, но также и как она утрачивается.

Кривая забывания

И снова — классическое исследование Эббингауза, в котором он сам выступал в качестве испытуемого, а бессмысленные слоги — в качестве стимульного материала для заучивания. Он заучивал 169 отдельных списков по 13 бессмысленных слогов в каждом, а затем, по прошествии промежутка времени, варьирующего от 21 минуты до 31 дня, заучивал заново каждый список. Он отмечал происходившее в процессе эксперимента забывание некоторой части слогов и использовал количество времени, необходимое для повторного заучивания списка, в качестве критерия уровня забывания. Выявилась четкая зависимость.

Вы помните, что зависимость между заучиванием и запоминанием является более или менее линейной, а долговременное хранилище памяти можно уподобить ванне, которая равномерно наполняется текущей из крана водой. А забывание? Похоже ли это на то, как вытаскивают затычку из ванны, чтобы информация равномерно утекала, или зависимость в данном случае не настолько прямая? …Вначале процесс забывания идет быстро, затем темп снижается; скорость процесса забывания выражается скорее логарифмической, а не линейной зависимостью. Как и предыдущее исследование Эббингауза, этот эксперимент выдержал проверку временем, подтверждаясь при самых различных вариантах стимульного материала и условий заучивания. Есть другой способ описать эту зависимость — закон Йоста, названный так в честь психолога XIX века, который утверждал, что если два следа памяти равносильны в какой-то момент времени, то более давний из них окажется более стойким и будет забываться медленнее. Можно предположить, что одновременно с процессом угасания следы памяти становятся со временем более прочными и более устойчивыми к дальнейшему угасанию.

Память на события

Большинство исследователей, изучавших забывание, подобно Эббингаузу имели дело с достаточно условным стимульным материалом, как, например, списки бессмысленных слогов или не связанных друг с другом слов, и редко исследовали интервал удержания сроком больше месяца. А что происходит, когда более приближенный к жизни материал воспроизводится спустя более долгие промежутки времени?



Вот кривая, полученная Эббингаузом после обработки данных одного из его экспериментов с забыванием. Потеря информации, значительная вначале, затем выравнивается. Эта закономерность прослеживается для различных видов заучиваемого материала. (Ebbinghaus, 1885.)

Именно ответ на этот вопрос и является главной проблемой. Возьмем для примера мой вопрос о том, что вы делали десять лет назад. Если бы вы ответили мне на него, то как бы я мог узнать, что получил правильную информацию? Как бы я смог проверить вас? Вряд ли эта необходимая мне информация до сих пор является для вас актуальной и доступной. Одним из возможных решений мог бы стать опрос испытуемых по поводу достаточно значительного события, привлекшего всеобщее внимание, когда оно происходило. …

Кривые запоминания, обсуждавшиеся нами до сих пор, в основном касаются сравнительно слабого заучивания стимульного материала. А если информация заучивается более тщательно и обдуманно? Свет на эту проблему пролило интересное исследование Бахриков и Уиттлингера, которые проследили 392 выпускника американских средних школ, проверяя их память на имена и лица соучеников. Это исследование показало, что способность узнавать лицо или имя среди ряда незнакомых лиц и имен и способность сопоставлять лицо с именем оставались на чрезвычайно высоком уровне в течение более 30 лет. Напротив, способность припоминать имя, без подсказки или по фотографии, была слабее, и забывание в данном случае было сильнее. При проверке через 50 лет припоминание было слабым в обоих случаях, что могло быть результатом общего снижения интеллекта на фоне возрастных явлений.

Гарри Бахрик — профессор Университета Уэсли, штат Огайо, в котором, как и во многих других американских вузах, существуют ежегодные встречи выпускников прежних лет. Бахрик остроумно использовал эту традицию для исследования удержания выпускниками широкого спектра материала, от географии университетского городка до словарного запаса иностранных языков, изучавшихся в университете. График на этой странице демонстрирует эффект отсрочки при припоминании иностранного языка (в данном случае испанского).





Люди, изучавшие испанский язык в университете, демонстрировали быстрое забывание в течение первых трех или четырех лет, после чего в течение последующих 30 лет забывание было крайне незначительным. Те, кто знал язык лучше (верхняя кривая), даже спустя 50 лет продолжали превосходить своими знаниями тех, чьи успехи в языке были слабее. Люди, свободно говорящие по-испански, были исключены из данного исследования. (Bahrick & Phelps, 1987.)

Наиболее неожиданной особенностью графика является то, что кривая забывания выравнивается примерно через два года и дальнейшее снижение уровня языка очень незначительно на протяжении целых 50 лет. Похоже, как будто забывание происходит в некий определенный момент, после которого следы памяти оказываются как бы замороженными. По аналогии с вечной мерзлотой в полярных областях, Бахриком для этого устойчивого уровня запоминания языка был предложен термин венное хранение. Второй момент, который имеет смысл отметить, — то, что общий уровень вечного хранения определяется первоначальным уровнем научения, по крайней мере, когда это касается изучения иностранного языка.

Более тщательный анализ удерживания запаса испанских слов подтвердил наличие двух факторов, определяющих, какие слова будут хорошо запоминаться, а какие нет. Во-первых, те слова, которые было проще выучить, скорее всего будут лучше сохраняться в памяти. Во-вторых, те слова, которые заучивались равномерно через определенные интервалы времени, сохранятся лучше, чем те, заучивание которых было сосредоточено в узком временном интервале, что лишний раз подтверждает ценность метода распределенного заучивания, описывавшегося в 4 главе.

Наблюдавшийся Бахриком эффект вечного хранения при изучении языка отличается от припоминания имен соучеников, при котором наблюдалось равномерное снижение в течение первых 30 лет, а затем — более резкое снижение между 35 и 50 годами. Различные виды материала забываются с разной скоростью — это наблюдение проходит красной нитью в недавнем исследовании, проведенном на студентах-психологах Британского открытого университета. Были выявлены различия в удерживании материала различной тематики, однако особенно хорошо сохранялись знания в области статистики. Как предполагают исследователи, это может происходить потому, что статистические методики имеют отношение в основном к работе навыков, а не к удерживанию фактов. Возможно, статистика включает большую долю процедурного или имплицитного научения, тогда как другие темы содержат преимущественно эксплицитные декларативные знания.

Забываем ли мы навыки?

Мне вспомнилось, что, когда я учился кататься на велосипеде, мне это казалось медленным и бесполезным занятием; однако, научившись, я смог без труда ездить на велосипеде даже после того, как несколько лет на него не садился. Точно так же, один раз научившись плавать, мы способны плавать и в дальнейшем. Значит ли это, что навыки, однажды приобретенные, никогда не забываются? Чтобы ответить на этот вопрос, нам требуется гораздо больше информации. По всей видимости, мы можем позволить себе многое забывать относительно плавания или езды на велосипеде до тех пор, пока мы не окажемся перед угрозой упасть с велосипеда или утонуть. Одной из областей приобретения навыков, имеющей важное практическое значение, является тренировка летчиков. Большая ее часть обычно выполняется на тренажере, поскольку гораздо дешевле провести час даже на самом дорогом тренажере, нежели осуществить полет на реальном самолете; это также значительно безопасней. В одном из исследований испытуемые тренировались на летном тренажере, а затем проводилась проверка удерживания ими навыка спустя некоторое количество времени: от 9 до 24 месяцев. Уровень выполнения оставался практически без изменений, что означает практически полное отсутствие забывания.

К сожалению, подобное отсутствие забывания распространяется не на все навыки. Полет на самолете или езда на велосипеде включают в себя продолжительные навыки, или навыки замкнутого цикла, где каждое действие представляет собой основу для последующего действия, в противоположность дискретным навыкам, или навыкам разомкнутого цикла, например машинопись, где каждое нажатие на клавишу является отдельной реакцией на дискретный стимул.

Месяцы


Как ясно видно из этого графика, навыки оказания первой помощи требуют постоянного повторения. В данном исследовании уровень выполнения спустя три месяца был недостаточен для того, чтобы оживить более чем двух из десяти людей, нуждающихся в неотложной медицинской помощи. (МсКеппа & Glendon, 1985.)
Многие навыки фактически являются смесью навыков замкнутого и разомкнутого цикла и сочетаются при этом с потребностью в точном декларативном знании. Хорошим примером этого служит навык оказания первой медицинской помощи при сердечном приступе, которому добровольно обучались 215 работников магазинов и учреждений. Тренировка и проверка навыков проводилась на манекене, с помощью которого фиксировались действия каждого тренирующегося и давалась обратная связь. Затем навык проверялся по нескольким критериям по истечении определенного срока (от трех месяцев до трех лет) после успешного завершения обучения. Как показано на графике, имело место значительное забывание, при этом примерная вероятность выживания оживляемого сердечного больного упала от 100% до 15% в течение первого года. Нетрудно заметить, что навык этот сам требует регулярного оживления с помощью каких-либо курсов, освежающих данный навык.

Каким же принципам нужно следовать, чтобы как можно более эффективно сохранять полученные навыки? В какой степени необходимо повторное обучение и насколько часто? Это, разумеется, зависит от природы запоминаемого материала. Для продолжительных моторных навыков необходимость в поддержании невелика, но для сложных навыков, таких как оживление, такая необходимость может быть очень существенной. Ответы на подобные вопросы нужны для того, чтобы понять, разумно ли обучать навыкам оживления большое количество добровольцев или же лучше сосредоточиться на маленькой группе людей с высокой степенью компетенции.


Устойчивость к забыванию

Хотя припоминание информации многолетней давности бывает обычно сравнительно слабым, люди способны вспоминать некоторые происшествия по прошествии многих лет, в особенности если событие было очень необычным и ярким. В качестве самого наглядного примера можно взять исследование, проводившееся среди рыболовов восточной Англии. В июне 1901 года в местной газете появилась следующая заметка.





Следствие было проведено на следующий день и было описано в местной газете: «Расследование проводил во вторник во второй половине дня мистер Коронер Честон, полномочный представитель Герцога Норфолкского. Первым допрашиваемым свидетелем был шурин покойного, Альберт Роберт Джордж, тоже рыбак, живущий в Уинтертоне. Покойному, сказал он, было тридцать шесть лет. Он иногда очень странно себя вел, и свидетель не мог сказать, способен ли он был в такие моменты отвечать за свои действия. Последний раз он его видел живым 8-го мая около своего дома. Он видел, как покойный тогда возложил руки на голову своего трехлетнего сына Стэнли, сказал ему «Прощай» и ушел. Свидетель решил, что он собирался уходить в море. Он не знал о том, что случилось нечто, выведшее его из равновесия. Вдова покойного, Сюзанна Боултон Гислам, согласилась с показаниями, которые дал предыдущий свидетель, ее брат. Жизнь ее покойного супруга, сказала она, была застрахована в «Пруденшл». Между ними не было ссоры перед его уходом из дома 8-го мая, когда она последний раз видела его живым, но он был расстроен из-за повестки в окружной суд. Она думала, что он не вполне осознавал временами свои действия, хотя она никогда не слышала, чтобы он грозился покончить жизнь самоубийством, он даже не упоминал ни о чем таком... Коронер подвел итог, присяжные удалились для вынесения вердикта. Через несколько минут старшина присяжных заявил, что они не согласны с тем, что это самоубийство или временное помешательство. Коронер затем выступил с речью и обратил их внимание на то, что его долгом является, в случае их несогласия, обязать их к выездной сессии суда присяжных. На этом присяжные снова удалились и вернулись через несколько минут с вынесенным вердиктом: «Покойный совершил самоубийство в минуту временного помешательства».



Через много лет, в 1973 году, с помощью интервью были воскрешены воспоминания одного человека о событиях того далекого лета.
следующая страница >>