6. Рекомендации к долгосрочной стратегии экономического партнерства цивилизаций и трансформации глобализации - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пространство цивилизаций в контексте смены типов рациональности 1 251.51kb.
Программа дисциплины Мировая политика и международные отношения 1 198.13kb.
Проект рекомендации некоммерческого партнерства 1 641.96kb.
Приоритеты устойчивого развития для энергетической стратегии 1 138.46kb.
Next generation hr стратегическое планирование для hr и внедрение... 1 40.24kb.
Отчет о деятельности 3 870.11kb.
О научно-исследовательской работе 10 2793.66kb.
Отчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития... 1 356.53kb.
Образование как фактор утверждения в обществе норм этноконфессиональной... 2 444.92kb.
Современная эпоха стала свиде­телем качественного и количест­венного... 1 403.19kb.
Методические рекомендации к учебному курсу Пенза 2012 1 47.36kb.
Центр интеграционных исследований и проектов 15 1502.96kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

6. Рекомендации к долгосрочной стратегии экономического партнерства цивилизаций и - страница №1/2





6. Рекомендации к долгосрочной стратегии экономического партнерства цивилизаций

и трансформации глобализации
6.1. Необходимость долгосрочной стратегии трансформации мировой экономики и глобализации1.
Глобальный финансово-экономический кризис 2008 – 2009 гг. потряс мировую экономику и показал необходимость ее радикальной трансформации и смены преобладающей неолиберальной модели глобализации. Однако пока неясно, в каком направлении должна осуществляться эта трансформация, до какой глубины и с помощью каких институтов. Документы «группы 20» от 15.11.2008 и 02.04.2009 г. ориентированы на частичное реформирование сложившейся системы (улучшающие инновации), краткосрочные и среднесрочные меры. Рекомендации возглавляемые нобелевским лауреатом по экономике Джозефом Стиглицем Комиссии ООН по реформированию международной валютно-финансовой системы, которые будут обсуждаться на Международной конференции по экономическому кризису и его влиянию на развитие 1 – 3 июня 2009 г. в Нью-Йорке, носят более радикальный характер, включат некоторые базисные инновации, в рамках среднесрочной стратегии. Цель обоих документов – не допускать повторения в будущем подобных разрушительных глобальных кризисов, не затрагивая основ преобладающей системы глобальных экономических отношений.

Однако углубленный научный анализ закономерностей, тенденций и перспектив циклично-генетической динамики локальных, мировых и глобальной цивилизаций показывает необходимость выработки и последовательной реализации долгосрочной стратегии радикального обновления экономического строя и глобализации на основе кластера эпохальных и базисных инноваций и институтов партнерства цивилизаций.

Основные направления радикального инновационного обновления мирохозяйственной системы и контуры грядущего интегрального экономического строя изложены в докладе Б.Н. Кузыка и Ю.В. Яковца на XV Всемирном конгрессе Международной экономической ассоциации (Стамбул, июнь 2008) «Становление интегрального экономического строя – глобальная трансформация XXI века»2, развиты в докладе тех же авторов на Международной научной конференции 25 марта 2009г. «Ответ на вызовы XXI века – становление интегральной цивилизации»3 и в 6 настоящей части 6 глобального прогноза «Будущее цивилизаций» на период до 2050 года.

Необходимость такой долгосрочной стратегии продиктовано несколькими обстоятельствами.



Во-первых, тем, что первая половина XXI века является эпохой цивилизационной революции, которой предшествует глобальный цивилизационный кризис (точнее – кластер глобальных кризисов) конца ХХ - начала XXI веков и которая радикально трансформирует все стороны жизни общества, все составляющие генотипа цивилизации – социодемографическую и энергоэкологическую, технологическую и экономическую, геополитическую и социокультурную. Эта революция охватывает три главных элемента:

смена преобладающей в течении двух столетий индустриальной мировой цивилизации постиндустриальной, интегральной по своему содержанию мировой цивилизацией;

замену четвертого поколения локальных цивилизаций, при котором в течении пяти столетий наблюдалось доминирование Запада, более дифференцированным пятым поколением, со сдвигом центра творческой активности на Восток;

переход от второго исторического суперцикла в динамике глобальной цивилизации с его полуторатысячелетним жизненным циклом (период средневековья, раннеиндустриальной и индустриальной мировых цивилизаций) к третьему историческомусуперциклу, который охватит триаду постиндустриальных мировых цивилизаций с примерно полутысячелетним временным горизонтом (с учетом закона сжатия исторического времени).



Во-вторых, преобладавший в авангардных цивилизациях и мировом хозяйстве в течении двух столетий индустриальный экономический строй, ориентированный на систему рыночно-капиталистических отношений, на всемерную эксплуатацию трудовых и природных ресурсов и милитаризацию ради извлечения сверхприбылей, в основном исчерпал потенциал роста, накопил значительную долю паразитических элементов экономки «мыльных пузырей», довел до опасной границы пропасть между богатыми и бедными, авангардными и отстающими странами и цивилизациями, становится, как показал современный глобальный кризис, все более опасным для настоящего и будущих поколений и требует замены интегральным экономическим строем, более гармонизированным, построенном на принципах партнерства, гуманизации и социальной справедливости, ноосферной коэволюции общества и природы. Длительный горизонт предвидения и стратегии определяет магистральное направление и пути трансформации экономического строя и глобализации.

В-третьих, предпринимаемые без учета долгосрочной перспективы экстренные краткосрочные и среднесрочные меры могут дать неожиданные и нежелательные результаты, привести к консервации и продлению агонии отжившего свой исторический срок индустриального экономического строя, адекватных ему институтов и тем самым продлить и сделать более болезненным кризисный процесс трансформации. Такой сценарий предпочитают развитые страны, ТНК и международные финансовые центры и представляющих их интересы международные экономические организаций, но он гораздо более тяжел для большинства стран и цивилизаций, для всего человечества.

В-четвертых, преобладающая в течении последней четверти века неолиберальная модель стихийно-рыночного саморегулирования экономики и глобализации показала свою несостоятельность. Необходимо перейти к модели гармоничного сочетания рыночного предпринимательства и саморегулирования с государственным и межгосударственным регулированием функционирования и развития экономики исходя из учета интересов настоящего, прошлого и будущего поколений, принципов социального партнерства и ноосферного подхода, партнерства цивилизаций в многополярном мире, учитывая необходимость государственной поддержки нерыночного сектора, – где осуществляется воспроизводство трудовых, интеллектуальных и природных ресурсов, обеспечение партнерства экономических укладов и социальных слоев, государств и цивилизаций. Процесс глобальной трансформации становится все более целенаправленным и управляемым, а это предполагает выработку и последовательную реализацию долгосрочных национальных и глобальной стратегий, формирования институтов партнерства в национальных и глобальных масштабах.
6.2. Сценарии глобальных экономических трансформаций.

Вырисовываются два сценария преодоления глобального кризиса и предстоящих в ближайшие десятилетия экономических трансформаций: инерционный и инновационно-прорывной.



Инерционный сценарий преобладает в уже упоминавшихся выше документах «группы 20» и в более радикальном виде – Комиссии ООН («группы 192»).

Декларация саммита «Группы двадцати» по финансовым рынкам и мировой экономике. (включая и план действий), принятая 2 апреля 2009 года в Лондоне, ориентирована на краткосрочные и среднесрочные меры, чтобы не допустить в будущем повторения глобального кризиса, исходя из того, что рыночные принципы, открытый инвестиционный режим, а также эффективное регулирование финансовых рынков способствует динамизму, инновациям и предпринимательству, без которых невозможно обеспечить экономический рост, занятость и снижение уровня бедности.

Иными словами, речь идет о сохранении нынешней системы рыночного функционирования при некотором усилении государственного и межгосударственного антикризисного регулирования.

На достижение этих подходов нацелены предлагаемые меры:

 необходимость активной стратегии реагирования, при более тесном межгосударственном сотрудничестве для возобновления экономического роста (чему служат беспрецедентные вливания бюджетных средств в экономику для спасения банков и корпораций);

 выполнение программ помощи наиболее проблемным развивающимся странам, прежде всего за счет увеличений ресурсов Международного валютного фонда (МВФ);

 повышение прозрачности и усиление регулирования деятельности финансовых рынков;

 повышение эффективности регулирования;

 уваличение участия и роли развивающихся стран в принятии решений МВФ и Форума финансовой стабильности (ФФС);

 не допускать замыкания в себе в периоды финансовых кризисов.

Позитивной стороной этой декларации является признание необходимости государственного и международного регулирования экономических процессов, т.е. возврат к кейнсианским методам антикризисного регулирования. Однако осуществление предлагаемой системы мер антикризисного регулирования возлагается на существующие международные экономические институты, и прежде всего МВФ, рекомендациями которого (так называемый «Вашингтонский консенсус») стали одной из причин современного глобального кризиса.

Намечены меры по частичной корректировке преобладающей ныне неолиберальной модели функционирования экономики и глобализации.

Предусмотрены некоторые меры по поддержке наиболее страдающих от кризиса развивающихся стран, у которых нет собственных ресурсов для модернизации экономики.

Однако документ «группы 20» сконцентрирован в основном на финансово-валютной сфере, «виртуальной экономике» и практически не затрагивает инновации в реальной экономике, если не считать упомянутую вскользь в п. 15 приверженность решать проблемы энергетической безопасности, изменения климата и продовольственной безопасности.

Реализация предлагаемой «группой 20» системы мер ускоряет выход из современного глобального кризиса и облегчит последующие кризисы, но радикальных изменений в поздеиндустриальный экономический строй и неолиберальную глобализацию не предусматривает. Интересно отметить и тот факт, что в этом документе вообще не упоминаются ООН и ее организации; по сути дела речь идет о механизме международного регулирования, действующем вне системы ООН и демократических принципов ее функционирования. Основным двигателем реформирования становится Международный валютный фонд.



Рекомендации комиссии ООН. Естественным было ожидать ответа на новые вызовы со стороны ООН. Нужно сказать, что если в 70-е годы ООН и ее секретариат занимались долгосрочным экономическим прогнозированием (разработанный группой экспертов ООН, во главе с нобелевским лауреатом В. Леонтьевым в 70-е годы долгосрочный прогноз развития мировой экономики до 2000г.) и долгосрочной экономической стратегией, то в следующие десятилетия эта деятельность в основном была свернута, хотя долгосрочные прогнозы демографической и экологической мировой динамики продолжали разрабатываться и публиковаться. По инициативе ООН была разработана и принята на саммите в Рио-де-Жанейро стратегия устойчивого развития (1992, подтверждена и конкретезирована на саммите в Йоханнесбурге, 2002), развита в принятых ООН целях тысячелетия на период до 2015 г.

Следует отметить, что рекомендации Комиссии ООН носят более радикальный характер, чем платформа «группы 20», и включают ряд базисных инноваций не только среди срочного, но и долгосрочного характера: создание координационного совета по глобальной экономики с постоянно действующей группой научных экспертов; дополнительные кредитные системы и валютная резервная система; более полно отражены интересы развивающихся стран, составляющих большинство человечества и в наибольшей мере пострадавших от кризиса. Поэтому эти рекомендации ближе к инновационно-прорывному сценарию. Однако они в малой степени отражают вопросы необходимых радикальных изменений в воспроизводственной, технологической и институциональной структуре мировой экономики, не содержат концепции становления интегрального экономического строя.



Инновационно-прорывной сценарий. В более полном виде, хотя и менее проработанные в деталях направления инновационно-прорывного сценария представлены в докладе Б.Н.Кузыка и Ю.В.Яковца на Всемирном конгрессе Международной экономической ассоциации (Стамбул, июнь 2008 г). Здесь впервые сформулирована концепция становления интегрального экономического строя, определены его характерные черты и особенности, основы стратегии партнерства цивилизации в этой сфере. В настоящей, шестой части глобального прогноза эти идеи развиваются и конкретизируются с учетом уроков глобального кризиса.
6.3. Выбор стратегии трансформации мировой экономики и глобализации
Рассмотрим более детально предложенные «группой 20» и комиссией ООН рекомендации по трансформации мировой валютно-финансовой системы для преодоления современного глобального кризиса и предупреждения подобных кризисов в перспективе.

ООН отреагировала на современный кризис, создав по решению председателя Генеральной Ассамблеи ООН комиссию экспертов (во главе с нобелевским лауреатом Джозефом Стиглицем) по реформированию международной валютно-финансовой системы.



Рекомендации комиссии опубликованы и вынесены на обсуждение Международной конференции по глобальному кризису и его влиянию на развитие в рамках 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 1 -3 июня 2009 года.

Каковы основные положения рекомендаций этой комиссии?



Во-первых, комиссия констатирует глубину и затяжной характер современного глобального кризиса, приводит основные его параметры, увеличение численности безработных с 30 до 50 млн. человек, более 200 млн. могут быть ввергнуты в нищету, миллионы семей теряют дома. Это требует адекватного ответа, осуществление срочных мер по стабилизации ситуации, чтобы сделать повторение кризиса менее вероятным, особенно для развивающихся стран, по реформированию мировой финансовой системы для достижения долгосрочных целей – устойчивого и справедливого роста, занятости, ответственного использование ограниченных природных ресурсов и сокращения выбросов парниковых газов (п. 5 рекомендаций).

Во-вторых, в рекомендациях оспариваются модные экономические доктрины, что ничем не ограниченные рынки сами по себе быстро саморегулируются и являются эффективными; отмечается, что глобализация была построена на таких небезупречных принципах»; сформулированы принципы национальных и глобальных ответов на вызовы кризиса.

В-третьих, обоснованы рекомендации по 10 немедленным мерам:

 развитые страны должны предложить скоординированные меры для стимулирования их экономик, внести 1% от своих антикризисных затрат для поддержки пострадавших от кризиса развивающихся стран;

 развивающимся странам необходимо дополнительное финансирование за счет развитых стран и глобальных фондов;

 мобилизация дополнительных фондов развития через создание нового фонда кредитования, действующего на долгосрочных принципах;

 развивающимся странам требуется больше пространства в антикризисной политике;

 обеспечение согласованности в регулировании финансов;

 избегать протекционизма в ответ на кризис;

 открытие рынков передовых стран для экспорта из наименее развитых стран;

 обучение на примерах успешной политики при осуществлении реформ;

 координация национального и глобального воздействия государственной поддержки финансового сектора;

 более своевременная координация глобально-экономической политики.

В-четвертых, в рекомендациях намечены контуры и цели по более глубоким реформам мировой экономики которые можно рассматривать как базисные инновации в этой сфере.

Это прежде всего создание новой глобальной резервной системы как инструмента регулирования глобальных кризисов по сути дела речь идет о подготовке к созданию глобальной валюты (вместо функционирования в качестве мировых денег валюты одной страны). Опыт создания наднациональной валюты в ЕС в виде евро может служить положительным примером в этом направлении.

Предлагается координировать управление международными финансовыми институтами, сделать их более представительными и ответственными.

Базисной инновацией является предложение о создании координационного совета по глобальной экономике на уровне Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. Это шаг к созданию всемирного правительства, что предполагалось в период формирования ООН А. Тойнби и А. Энштейн и обоснованно в рекомендациях II Всемирного конгресса по глобальной цивилизации, прошедшем в Нью-Йорке в ноябре 2005 г.

Отмечено, что совет должен включать представителей всех континентов. Однако они неравноценны – от небольшой Австралии с 28 млн. человек до огромной Азии с 5217 млн. человек - 79% населения мира и пятью цивилизациями. Видимо, более обоснован принцип представительства ведущих стран всех 12 цивилизаций пятого поколения – трех цивилизаций Европы, трех – Америки и Океании, 6 – Азии и Африки.

Намечены также меры по более сбалансированному надзору, реформированию политики центральных банков, регулированию финансирования, поддержке финансовых инноваций для смягчения кризиса, меры по реструктуризации международного долга.



В-пятых, предлагаются меры по улучшению инновационного финансирования, включая регулярные эмиссии новых глобальных резервов (СПЗ), права на глобальные природные богатства, права на океаны и атмосферу, международные налоги.

Таким образом, рекомендации комиссии ООН содержат более обширные, глубокие и с длительные по горизонту меры по реформированию мировой финансово-экономической системы и глобализации, опираются на ряд базисных инноваций в этой сфере.

Следует ожидать, что рекомендации Комиссии ООН встретят сопротивление со стороны развитых стран и вряд ли будут в полной мере поддержаны на Международной конференции.

Однако и эти рекомендации сконцентрированы в основном на трансформации финансово-кредитной сферы (хотя определенный план по согласованию политики в области экологии, энергетики и продовольственного обеспечения), и в малой степени затрагивают трансформацию реальной экономики, тем более в цивилизационном разрезе, ни такие задачи перед комиссией ООН и не ставятся. Поэтому необходимо дополнить этот документ предложениями по стратегии трансформации всей мировой экономики и глобализации в долгосрочной перспективе.



6.4. Выработка долгосрочной стратегии экономического партнерства цивилизаций.

Инновационно-прорывной сценарий радикальной трансформации мировой экономики и глобализации может быть осуществлен лишь на основе разработки и последовательной реализации долгосрочной стратегии становления интегрального экономического строя, - стратегии ориентирующейся на партнерстве цивилизаций и объединяющей усилия науки, образования, бизнеса, государств и неправительственных организаций, всего глобального гражданского общества. Это предполагает наличие долгосрочной программы целенаправленных трансформаций и решимость общества, его деловой, научной, политической элиты на принятие болезненных, но необходимых радикальных преобразований.

Что необходимо предпринять для разработки и реализации такой долгосрочной стратегии?

Во-первых, импульс к трансформации, который придает глобальный кризис. Он показывает тупиковость и опасность инерционного пути, множит энергию поиска выхода из тупика и восхождения по этому тернистому и неизведанному пути. На этом пути придется преодолевать, с одной стороны, страх перед неведомым, полным неожиданных сюрпризов будущим, - по выражению Элвина Тоффлера, футурошок, с другой стороны - огромную силу инерции, сопротивление оберегающих свои позиции социальных слоев, менять сложившиеся порядки и устои. Сила кризиса и осознание пропасти при движении по инерционному пути помогают преодолевать эти препятствия. Кризис, подобно мощному подземному толчку подрывает и разрушает преобладающие, но обветшавшие и потерявшее способность устоять при мощных подземных толчках порядки и институты, преобладавшие в течении двух столетий индустриального экономического строя, неолиберальной модели глобализации. Кризис побуждает энергично искать пути и методы построения более жизнеустойчивых институтов постиндустриального экономического строя. Именно таковыми являются глубина и разрушительная сила современного глобального экономического кризиса. И если он не сможет пробудить деятельную энергию трансформаций, то это сделает более разрушительным следующий за ним кризис второй половины 10-х годов.

Во-вторых, нужно ясно определит конечную цель экономических трансформаций, основные контуры будущего глобального экономического строя. Иными словами, нужна основательно аргументированная теория будущего постиндустриального экономического строя и путей движения к нему. Пожалуй, больше всего для определения реальных тенденций движения к будущей экономике подходят великие прозрения Питирима Сорокина о будущем интегральном обществе и образе жизни и положения Элвина Тоффлера об экономике «Третьей волны».

Более полное и развернутое представление об экономике постиндустриального общества представлено в трудах лидеров современной российской цивилизационной школы – в монографиях «У истоков новой цивилизации» (1993), «История цивилизаций» (включая главу о будущем цивилизаций в XXI веке – 1995,1997), «The Past and the Future of Civilizations» (2000), «Цивилизации: теория, история, диалог, будущее» (том 2, 2006), в специально посвященном этой проблеме докладе на ХV Всемирном конгрессе Международной экономической ассоциации (Стамбул, июнь 2008) «Становление интегрального экономического строя – глобальная трансформация XXI века», и наконец, в настоящей 6-й части глобального прогноза «Будущее цивилизаций».

Конечно, нельзя сказать, что картина будущей экономики, какой она сложится к середине XXI века, уже представлена в полном и завершенном виде. Определены лишь общие контуры, они требуют не только детализации, но и проверки, корректировки. Понадобится еще два – три десятилетия, чтобы она стала одним из общепринятых стержней постиндустриальной парадигмы общественных наук. Но шаг сделан, и, видимо, в правильном направлении.

В-третьих, поскольку общие контуры будущей экономики уже в основном определены, первоочередной задачей для научного сообщества становится разработка долгосрочных прогнозов становления постиндустриальной экономики – как вглубь, по элементам хозяйственной жизни, так и вширь, по странам и цивилизациям. Если у Питирима Сорокина и Элвина Тоффлера эта задача решалась лишь в общем виде, без детально разработанного прогноза; в наших работах 90-х годов сценарии становления будущей экономики также детально не рассматривались, то в работах 2006 г. и последующих лет прогноз трансформации индустриального экономического строя получает более четкие и существенные очертания, - как применительно к экономике России, так и к мировой экономике, с горизонтом до 2030 и 2050 годов. Причем упор делается на трансформацию реальной экономики, а не виртуальных финансово-кредитных механизмов.

Глобальный кризис 2008 – 2009 годов дал новый импульс к исследованию сценариев и путей трансформации национальных и мировой экономик во всех их сложных структурах и взаимодействиях, что нашло отражение в настоящей 6-й части глобального прогноза. При этом исходной базой долгосрочного предвидения стала разработанная российскими учеными методология интегрального макропрогнозирования, синтезирующая и системно развивающая идеи Николая Кондратьева и Йозефа Шумпетера, Питирима Сорокина, Арнольда Тойнби и Фернана Бродиля, Василия Леонтьева и других российских и зарубежных ученых. Подготовленный глобальный прогноз намечается представить на заседании круглого стола в ООН осенью 2009 года. Он вызовет, несомненно, немало споров, но заложит камень в фундамент долгосрочного глобального прогнозирования становления постиндустриальной интегральной экономики.



В-четвертых, обоснование теории интегрального экономического строя, направлений становления – лишь первые, но далеко не последние шаги на этом долгом и трудном пути. Следующий непременный шаг – разработка глобальной стратегии согласованного движения по этому пути, преодолевая все рытвины, ухабы и препятствия, сопротивление сторонников сохранения прежних порядков, опасающихся потерять свои позиций, влияние, сверхприбыли. Кто и как возьмет на себя тяжесть и ответственность разработки такой стратегии.

Понятно, что это не могут сделать сами ученые, хотя они и закладывают основы такой стратегии. Не могут взвалить на себя это бремя и представители делового мира, бизнеса, - такая задача далеко выходит за их горизонт видения и возможностей. Не под силу это и представителям одной или нескольких (будь то «группа 8» или «группа 20») ведущих стран. Уполномочены на это могут быть лишь глобальные институты, представляемые все сообщество государств и цивилизаций мира. Организация Объединенных Наций и созываемый ею Всемирный Саммит, - своеобразный всеземной парламент, представляющий противоречивые интересы и выражающий волю всего населения планеты Земля.

Представляются целесообразными следующие шаги в этом направлении.

По инициативе России, Казахстана и присоединившихся к ним государств Генеральная Ассамблея ООН признает необходимость разработки проекта долгосрочной Глобальной стратегии партнерства цивилизаций (включая стратегию трансформации мировой экономики и глобализации) для последующего представления на Всемирном Саммите и рекомендует Генеральному секретарю ООН создать Комиссию высокого уровня для разработки проекта Стратегии.

Генеральный секретарь сформирует такую высокую Комиссию из государственных и политических деятелей, крупных ученых, представителей бизнеса, неправительственных организаций всех 12 цивилизаций пятого поколения для подготовки проекта Стратегии.

Подготовленный с использованием долгосрочного глобального прогноза, документов «группы 8», «группы 20», комиссии ООН первоначальный проект Стратегии публикуется, размещается в Интернете и подвергается широкому обсуждению на ряде конференций, встреч, дискуссий, а также в рамках ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций.

После доработки с учетом результатов обсуждений проект выносится на обсуждение Генеральной Ассамблеи ООН («группы 192») и по ее рекомендации – на рассмотрение Всемирного Саммита, который представляется целесообразным провести в 2011 или 2012 г. в сердцевине евразийского континента – в Астане. И лишь после обсуждения и одобрения Всемирным Саммитом, Стратегия становится документом, определяющим направления деятельности как ООН и других международных организаций, всех государств планеты Земля.

6.5. Ориентация на стратегические сдвиги в структуре реальной экономики

Для того чтобы обеспечить реализацию инновационно-прорывного сценария становления интегрального экономического строя, долгосрочная экономическая стратегия должна быть ориентированна на поддержку прогрессивных сдвигов в реальной экономике государств, цивилизационных объединений и в глобальной экономике. Реальная экономика, производство широкого спектра товаров и услуг для удовлетворения непрерывно возрастающих потребностей населения, производства и общественного сектора экономики, всегда была, есть и будет основой хозяйственной жизни, рыночного и нерыночного секторов экономики, высшей целью и миссией ее функционирования и развития. Каковы главные направления этих стратегических сдвигов в долгосрочной перспективе до середины XXI века?



Сдвиги в воспроизводственной структуре экономики

Воспроизводственная структура экономики рассматривает соотношение ее основных частей с точки зрения функционального назначения их основной продукции. При этом выделяются четыре воспроизводственных сектора: потребительский – товары и услуги, служащие удовлетворению потребностей населения (сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность, жилищно-коммунальные услуги, услуги социального комплекса - здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения); инновационно-инвестиционный, направленный на использование инвестиций для инновационного обновления экономики (наука, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, строительство); энергосырьевой, использующий природные ресурсы для удовлетворения потребителей в энергии, сырье и материалах (электроэнергетика, топливная промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, промышленность стройматериалов; сюда также можно отнести геологоразведку, лесное и водное хозяйство, мелиорацию и рекультивацию земель); сектор инфраструктуры, обеспечивающий обращение произведенных товаров, функционирование рыночной экономики и управления (транспорт и связь, торговля, финансовые услуги, государственное управление).

В последней четверти ХХ и в начале XXI веков в воспроизводственной структуре произошли поддерживаемые государствами и международными экономическими организациями негативные структурные сдвиги, которые нашли выражение в быстром снижении удельного веса потребительского сектора (особенно агропродовольственного комплекса), чрезмерном разбухание сектора инфраструктуры (особенно торговли, финансов и управления) и оборонно-промышленного комплекса в инновационно-инвестиционном секторе в результате возобновления после недолгого перерыва гонки вооружений.

Главным направлением перспективных сдвигов в воспроизводственной структуре экономики, поддерживаемых национальными правительствами, цивилизационными над государственными объединениями и международными экономическими организациями, на наш взгляд, должны стать, во-первых, модернизация и опережающее развитие потребительского сектора (что отвечает социальной ориентации интегрального экономического строя) и особенно агропродовольственного комплекса (для преодоления продовольственного кризиса, голода на планете и обеспечения стабильного сбалансированного питания населения планеты), жилищно-коммунального хозяйства (для удовлетворения насущных потребностей семей в благоустроенном жилье и качественных коммунальных услугах) и социального комплекса, особенно здравоохранения (для укрепления здоровья, сокращения смертности, преодоления эпидемий) и образования (для получения всем населением необходимого уровня знаний и навыков и инновационной направленности подготовки кадров).

Такие структурные сдвиги помогут обеспечить социальную ориентацию постиндустриальной экономики и преодолеть пропасть в уровне и качестве жизни между богатыми странами «золотого миллиарда» и бедными странами и цивилизациями.

Во-вторых, высокие темпы развития инновационно-инвестиционного сектора для обеспечения потребностей в инновационном обновлении экономики, освоения и распространения шестого технологического уклада. При этом следует ориентироваться на прекращение гонки вооружений и постепенную демилитаризацию экономики, конверсию оборонно-промышленного комплекса, направляя восвобождающиеся интеллектуальные и экономические ресурсы на развитие инвестиционного машиностроения, гражданской высокотехнологичной продукции.

В-третьих, перестройка структуры энергосырьевого сектора путем замены ископаемого топлива и сырья альтернативными (прежде всего возобновляемыми) источниками энергии и материалов (наноматериалами и композитами) постепенного перехода к ноосферному способу производства и потребления при значительном сокращении вредных выбросов в окружающую среду. Усилия правительств, межгосударственных объединений, должны быть направлены на освоение и распространение достижений энергоэкологической революции первой половины XXI века.

В-четвертых, потребуется существенное сокращение чрезмерного раздувающейся рыночной инфраструктуры, которая используется ТНК и монополиями для перераспределения богатств в свою пользу. Во многих странах значительно вырос удельный вес в ВВП торговли при огромном числе посредников, непомерно увеличивающих трансакционные издержки. Мировые финансовые центры и финансово-кредитные организации увлеклись погоней за сверхприбылью путем раздувания рыночной капитализации (виртуальной экономики), что стало толчком для развертывания глобального кризиса. Непомерно увеличена численность управленческого аппарата (к тому же коррумпированность во многих странах). Необходимо поддерживать тенденции сокращения числа занятых в торговле путем широкого распространения электронной торговли, уменьшить число бирж и банков и поставить их под контроль общества, сократить число чиновников при повышении их ответственности за эффективность управления.

Сдвиги в технологической структуре экономики

Технологическая структура экономики определяется соотношением технологических укладов (ТУ) в валовом выпуске национальной, цивилизационной и глобальной экономике. Основные направления структурных сдвигов в этом направлении:

 постепенная замена ныне преобладающего пятого ТУ – материально технической базы пятого Кондратьевского цикла, который с кризиса 2001 – 2002 гг. вступил в понижательную волну, перспективным шестым ТУ, который сейчас находится в фазе инновационного освоения и станет преобладающим, определяющим конкурентоспособность товаров и услуг в 20 - 40-е годы XXI века;

 вытеснение в экономике отстающих стран преобладавшего в третьей четверти ХХ века четвертого ТУ, который и поныне занимает значительную часть в экономике многих стран и цивилизаций второго эшелона, третьего уклада, преобладавшего в первой половине ХХ века и еще сохранившего позиции в странах и цивилизациях третьего эшелона, а также реликтовых раннеиндустриальных (первого и второго) и доиндустриальных ТУ, преобладавших в XIX и предыдущих столетиях и давно потерявших конкурентоспособность, но сохранившиеся в отсталых странах и цивилизациях четвертого эшелона в натурально-патриархальном семейном хозяйстве.

Соотношение укладов меняется, особенно в периоды технологических революций, знаменующих смену технологических способов производства (примерно раз в полвека) и технологических способов производства (раз в несколько столетий) в авангардных странах и цивилизациях.

10 – 20-е годы XXI века характеризуются развертыванием глобальной технологической революции, направленной на освоение кластера инноваций шестого ТУ как первого этапа постиндустриального технологического способа производства, обеспечивающего повышение темпов роста производительности труда и эффективности воспроизводства. Долгосрочная экономическая стратегия этого периода должна быть направлена на:

 поддержку базисных технологических инноваций, обоспечивающих освоение и распространение первых поколений шестого ТУ;

 содействие распространению технологий шестого уклада как по вертикали (по отраслям, народнохозяйственным комплексам, воспроизводственным секторам), так и по горизонтали (по странам и цивилизациям), с тем чтобы подтянуть технологический уровень отстающих отраслей и стран;

 придание инвестициям (как внутренним, так и прямым иностранным) инновационного характера, направленного на освоение и распространение технологий шестого уклада;

 подготовку профессиональных кадров, ориентированных на базисные инновации и обладающих для этого необходимыми знаниями и навыками;

 создание финансовых и правовых условий для поддержки базисных инноваций, обладающих долгосрочным характером, высокой капиталоемкостью и повышенным уровнем риска, путем прямой государственной поддержки в стартовый период, налоговых преференций, страхования инновационных рисков.

Лидерами предстоящей технологической революции будут североамериканская, западноевропейская, японская, к китайская цивилизации, а также частично океаническая (Австралия) и буддийская (Республика Корея). Во втором эшелоне – восточноевропейская, евразийская, индийская, латиноамериканская цивилизации. В числе аутсайдеров – африканская и значительная часть мусульманской цивилизации, которым потребуется крупномасштабная поддержка в модернизации экономики со стороны авангардных цивилизаций и глобального сообщества.



Сдвиги в институциональной структуре экономики

Институциональная структура экономики определяется соотношением экономических укладов, базирующихся на различных формах собственности и адекватных им формах распределения и обмена.

В первой четверти ХХ века ускоренно развивался на основе глобализации транснациональный уклад, выражающий влияние ТНК и связанных с ними компрадоров. Сохранял свои позиции национальный частнохозяйственный капитализм. Он возродился в постсоциалистических странах в результате неолиберальных рыночных реформ. Политика приватизации привела к ослаблению влияния государственно-монополистического уклада. В постсоциалистических странах государственно-социалистический уклад частично трансформировался в государственно-монополистический (в евразийской и восточноевропейской цивилизациях). Наметилась тенденция усиления роли мелкотоварного уклада (малого бизнеса) и натурально-патриархального уклада (семейные хозяйства в России и других постсоветских странах).

Однако в процессе институциональных трансформаций не была обеспечена оптимизация структур и повышение эффективности всех укладов – каждого в своей нише.

В ближайшие десятилетия экономическая стратегия должна быть направлена на ограничение транснационального уклада, создание глобального антимонопольного законодательства, обеспечение большей прозрачности ТНК и усиление контроля за результатами их деятельности. Одновременно должна проводиться политика активной поддержки мелкотоварного уклада, обеспечение условий для предпринимательской деятельности и доходов миллионов малых предприятий, а также развития кооперации семейных хозяйств для повышения их продуктивности и товарности, с использованием принципов кооперации Александра Чаянова и Николая Кондратьева.

Национальный частнохозяйственный капитализм в основном сохранит свои позиции, но будет в большей мере под контролем государства и общества. Сохранит свои позиции, а в некоторых странах усилится в результате осуществляемых мер государственный уклад (государственно-капиталистический и государственно-социалистический).

В любом случае долгосрочная экономическая стратегия должна быть направлена на сохранение и оптимизацию многоукладной структуры, с тем чтобы каждый уклад заполнил свою нишу и достигалось сбалансированное партнерство укладов на различных фазах экономического цикла.

Сдвиги в пространственной структуре экономики

Позднеиндустриальная экономика характеризовалась усилением неравномерности в пространственной структуре и в уровне экономического развития регионов, стран, цивилизаций. В результате выросли чрезмерные дисбалансы, нарастающая пропасть между богатыми и бедными странами и цивилизациями, что снижало устойчивость и эффективность глобальной экономики в целом. Поэтому перспективная экономическая стратегия должна быть ориентированна на преодоление пропасти и подтягивание уровня отстающих, бедных стран и цивилизаций (особенно африканской, большей части мусульманской, части буддийской, индийской и латиноамериканской).

Эта пространственная стратегия может проводиться на трех уровнях.

На национальном уровне – для ускоренного развития отстающих и регионов при содействии национальных правительств и поддержке модернизации экономики отстающих регионов, национальных меньшинств и т.п.

На цивилизационном уровне – для содействия ускоренному развитию отстающих стран данной цивилизации (как это делалось в ЕС; применительно к евразийской цивилизации – поддержка экономики Таджикистана и Киргизии).

На глобальном уровне – формирование механизмов поддержки модернизации отстающих цивилизаций и групп стран на базе принципа партнерства цивилизаций (например глобальная программа поддержки и модернизации деградирующей экономики африканской цивилизации, ряда стран мусульманской, буддийской и других цивилизаций).

Хотя некоторые шаги в этом направлении осуществляются по линии ООН и ее организаций, однако масштабы помощи несоизмеримы с масштабами проблемы. Потребуется создание новых институтов и механизмов для достижения этой цели, о чем речь пойдет ниже.

6.6. Стратегия трансформации глобальных валютных, финансово-кредитных и ценовых отношений.

Наряду со сдвигами в реальной экономике потребуются трансформации в системе инструментов виртуальной экономики, которая в последние десятилетия оторвалась от реальной экономики и сформировала своеобразную «экономику мыльных пузырей», лопнувших в периоды кризиса 2001-2002 годов и особенно глобального кризиса 2008-2009 годов. Речь идет о трансформации мировых валютных, финансово-кредитных, ценовых и рентных отношений. Эти проблемы в плане краткосрочной и среднесрочной стратегии детально рассматривались «группой 20», и в докладе Комиссии ООН. Необходимо рассмотреть их с позиций долгосрочной стратегии становления интегрального экономического строя.



Мировые валютные отношения

В течении столетий функции мировых денег выполняло золото, имеющее реальную стоимость, эквивалентную трудовой стоимости всех остальных товаров и услуг, обращавшихся на мировых рынках.

Отказ от золотого стандарта и возложение функции мировых денег на одну из национальных валют – доллар США радикально изменило положение. Поступающие на мировой рынок товары и услуги обмениваются на доллары США, практически, потерявшие связь с золотом и не обеспеченные. К тому же накопление внешнего и внутреннего долга США и кризисные потрясения американской экономики стали одним из существенных факторов глобального кризиса.

На мировом рынке обращаются несколько свободно конвертируемых валют. Это доллар, евро, фунт стерлингов, японская йена, швейцарский франк. Пропорции обмена этих валют постоянно колеблются, то является одним из факторов неустойчивости мировой экономики и ненадежности экономических расчетов.

Становление многополярного мира делает более реальной тенденцию к формированию нескольких резервных валют, установлению бивалютных расчетных систем и т.д. Но это полумеры, поскольку в любом случае национальные валюты отражают специфику экономики, которую они обслуживают.

Перспективным представляется все более часто высказываемые (в частности, президентом Республики Казахстан) предложения о создании глобальной валюты, отражающей функционирование глобальной экономики и свободной от влияния национальных особенностей и тенденций. При этом следует использовать накопленный Европейским союзом опыт перехода от условной расчетной единицы экю – к реальной денежной наднациональной валюте – евро. К тому же следует соблюдать принципы реальной стоимостной обеспеченности такой валюты.

Конечно, такой путь нелегок и долгосрочен, займет не одно десятилетие. Но важно четко определить конечную цель движения и шаг за шагом двигаться поэтому пути.

Мировые финансово-кредитные отношения

Мировой рынок не может нормально функционировать без развитой системы финансово-кредитных и расчетных отношений и институтов, мировых финансовых центров, банков, бирж, страховых компаний и т.п. Они осуществляют расчеты и переводы инвестиций и ценных бумаг, определяют рыночную капитализацию компаний, фондовые индексы служат своеобразным барометром, характеризующим состояние инвестиционного климата и здоровье экономики на разных фазах цикла. Но не следует забывать, что основная часть ообращающегося в этой сфере капитала – это виртуальный, фиктивный капитал, не имеющей самостоятельной стоимости. Отрываясь от тенденций движения реальной экономики, он становится кривым зеркалом и одним из сильных факторов периодических экономических кризисов.

Именно эта тенденция отрыва виртуального капитализма от реального, формирования «мыльных пузырей» финансового капитала послужило важнейшей причиной и системным фактором глобального экономического кризиса 2008-2009 гг., начавшегося как ипотечный кризис в экономике США еще в 2007 году.

В документах «группы 20» и Комиссии экспертов ООН выдвинуто немало обоснованных предложений по реформированию мировой финансовой системы, усилению ее прозрачности и ответственности, надзора за эффективностью деятельности, улучшению бухгалтерской отчетности. Не повторяя этих рекомендаций, хотелось бы предложить следующую рекомендацию.

Представляется целесообразным дополнить ныне действующие фондовые биржи, на которых котируются ценные бумаги прошедших компании, еще одним инструментом – биржей инновационных проектов, на которой котировались бы прошедшие инновационно-технологическую экспертизу инновационно-инвестиционные проекты для привлечения к ним стратегических инвесторов. Реализация пилотного проекта по созданию Московской международной биржи инновационных проектов является одной из главных целей созданного в Москве в конце 2008 года Международного стратегического инновационно-технологического альянса. Цель этого проекта – создать условия для привлечения инвестиций к реализации стратегии инновационного прорыва. Предполагается создать отделения альянса и биржи в Алматы, Днепропетровске, Стамбуле, Мюнхене, Йоханнесбурге, Гонконге, Мексике.

Стратегия регулирования мировых цен и рентных отношений

Основным инструментом реализации товаров и услуг и оценки их эффективности на мировых рынках являются мировые цены – либо биржевые (на топливо и основные сырьевые товары), либо справочные или контрактные. Отсутствие оценки интернациональной стоимости товаров и услуг и колебания конъюнктуры мировых рынков приводят к периодическим резким изменениям мировых цен и связанных с ним мировых рентных доходов, перераспределении стоимости между национальными экономиками.

К тому же экономика стран и инноваций живет как бы в двух измерениях - по фактическому валютному курсу и по паритету понижательной способности валют, отражающему реальное соотношение внутренних цен, причем второй показатель для некоторых развивающихся стран в 3-4 раза превышает первый (Китай, Индия и др.), а по Японии – ниже. Соответственно меняется оценка национального богатства и уровня экономического развития, эффективность экспорта и импорта и т.д.

Резкие колебания мировых цен и их соотношения по топливу, сырью, готовым изделиям подрывают стабильность экономики и надежность экономических расчетов для государств и компаний участвующих в международной торговле. Хотя прямое установление мировых цен на миллионы товаров и услуг, обращающихся на мировых рынках, практически невозможно, тем не менее имеется опыт регулирования цен в рыночной экономике, который можно было бы использовать. Не говоря уже об опыте работы комиссии по ценам, возглавляемой Джоном Гелбрейтом в администрации Франклина Рузвельта, можно использовать опыт 70-х годов выработанный при Никсоне. В условиях высокой инфляции ни одна компания не могла повышать цены, не представив в федеральную комиссию по ценам (которая по численности превышала Госкомитет цен при Совете министров СССР) доказательства объективной обусловленности такого повышения цен. И инфляционный рост цен вскоре был приостановлен, Комиссия по ценам была ликвидирована.

Видимо, было бы целесообразным создать специализированный международный орган, который занимался бы анализом и прогнозированием тенденции динамики цен и оценкой последствий этих изменений и выдавал бы определенные рекомендации по возможным изменением цен. Этот орган мог бы работать в связке со специализированным международным антимонопольным органом. Как показывает опыт Европейского союза, определяемом с… в этом направлении возможны и эффективны.

В связи с этим встает вопрос о регулировании мировых рентных доходов. Речь идет как о природной ренте (горной, лесной, водной, земельной), так и об экологической антиренте (сверхприбыли, возникающие в результате хищнической эксплуатации природных ресурсов и чрезмерного загрязнения окружающей среды) и технологической и финансовой квазиренты. На заседании круглого стола Глобального гражданского форума Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002 г.) нами было выдвинуто предложение об обложении мировых рентных доходов своеобразными налогами и создании за счет этого трех глобальных факторов: экологического (с отчислением в этот уже существующий фонд экологической антиренты вместо торговли квотами на вредные выбросы), технологического (обложение прибыли при торговле вооружениями и высокотехнологическими товарами) и социокультурного (обложение финансовой квазиренты, полученной на фондовых рынках). Предложение было поддержано участниками круглого стола, опубликовано1 и направленно в ООН, но оставлено без внимания. Скоро, вероятно, придет время вернуться к этому вопросу.

Выше рассмотрены только некоторые вопросы трансформации мировой системы валютных, финансово-кредитных, ценовых и рентных отношений, предложены некоторые базисные инновации в этой сфере. Очевидно, что приходиться значительно расширить круг таких инноваций при разработке стратегии экономического партнерства цивилизаций.

следующая страница >>