Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса “Общая биология” автора Н.И.Сонина, Е.Т.Захаровой, Б.Б.Захарова \\Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс, биология 6-11 классы – М.: Дрофа, 2006. – 138 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнением, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии 2 часа в неделю.
В 9 классе предусматривается обучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом общеобразовательного уровня. Это нашло своё отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема знаний, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, также с возрастными особенностями развития учащихся.Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе” Элементы содержания “ выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний):термины, процессы и объекты закономерности, законы.
Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе ” Требования к уровню подготовки выпускников”, Предоставленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.
Система уроков сориентирована не столько на передачу “готовых знаний”, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а так же применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: С.В. Цибулевский, Б.Б.Захаров, Н.И.Сонин “ Биология. Общие закономерности. 9 класс”: Рабочая тетрадь к учебнику “Биология. Общие закономерности. 9класс”-М.:Дрофа,2004.-128с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
С.Г.Мамонтов, Б.Б.Захаров, Н.И.Сонин, “Биология. Общие закономерности, 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2006. – 288с.
!
|
Тема урока
|
Дата
|
Домашнее задание
|
1. ТЕМА 1. Введение 1 час Введение
|
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (21 + 2 часа).
|
Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2часа)
|
2.
|
Признаки живых организмов.
|
|
Стр.8
|
3.
|
Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие.
|
|
Стр. 9 – 11, вопросы в конце §
|
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)
|
4.
|
Становление систематики.
|
|
Стр. 12 -14, сообщение о Ламарке
|
5.
|
Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
|
|
Стр. 15 - 17
|
Тема 1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (5 часов)
|
6.
|
Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.
|
|
Стр. 18 – 20, вопросы в конце §
|
7.
|
Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.
|
|
Стр. 20 - 24
|
8.
|
Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе.
|
|
Стр. 24 -28
|
9.
|
Формы естественного отбора.
|
|
Стр. 29 -34 вопросы в конце §
|
10.
|
Урок тематического контроля.
|
|
|
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
(2 часа) + 1 практическая работа
|
11.
|
Результат эволюции – приспособленность организмов к среде обитания.
|
|
Стр. 35 - 44
|
12.
|
Физиологические адаптации. Практическая работа № 1 «Выявление приспособленности организмов к среде обитания».
|
|
Стр. 49 – 52 вопросы в конце §
|
Тема 1.5. Микроэволюция (2 + 1 час) + 1 практическая работа
|
13.
|
Вид, его критерии и структура. Практическая работа № 2 «Вид, его критерии и структура»
|
|
Стр. 53 - 54
|
14.
|
Популяции.
|
|
Стр. 54 - 55
|
15.
|
Эволюционная роль мутаций.
|
|
Стр.55 – 57 вопросы в конце §
|
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 + 1 часа).
|
16.
|
Биологические последствия адаптации.
|
|
Стр. 59
|
17.
|
Главные направления эволюции.
|
|
Стр. 60 -66 вопросы в конце §
|
18.
|
Общие закономерности биологической эволюции.
|
|
Стр. 66 - 70
|
19.
|
Обобщающий урок по теме «Эволюционное учение»
|
|
|
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле (2 часа).
|
20.
|
Современные представления о возникновении жизни.
|
|
Стр. 71 - 73
|
21.
|
Начальные этапы развития жизни.
|
|
Стр. 74 - 77
|
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле (3 часа).
|
22.
|
Современные представления о возникновении жизни и её развитие в эрах древней жизни.
|
|
Стр. 78 – 81 вопросы в конце §
|
23.
|
Жизнь в палеозойскую и мезозойскую эры.
|
|
Стр. 81 - 92
|
24.
|
Жизнь в кайнозойскую эру. Происхождение человека.
|
|
Стр. 92 - 101
|
Раздел 2. Структурная организация живых организмов (10 + 1 часа).
|
Тема 2.1. Химическая организация клетки (2 часа) + 1 лабораторная работа.
|
25.
|
Неорганические вещества, входящие в состав клетки.
|
|
Стр. 104 - 107
|
26.
|
Органические вещества, входящие в состав клетки. Лабораторная работа № 1
«Каталитическая активность ферментов в живых клетках»
|
|
Стр. 107 – 112, доделать работу.
|
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа).
|
27.
|
Пластический обмен. Биосинтез белка.
|
|
Стр. 113 - 117
|
28.
|
Энергетический обмен.
|
|
Стр. 117 - 121
|
29.
|
Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
|
|
Стр. 113 – 121 вопросы в конце §
|
Тема 2.3. Строение и функции клеток (5 + 1 час) + 1 лабораторная работа
|
30.
|
Прокариотическая клетка
|
|
Стр. 121 - 124
|
31.
|
Эукариотическая клетка. Цитоплазма.
|
|
Стр. 125 – 132 вопросы в конце §
|
32.
|
Эукариотическая клетка. Ядро. Лабораторная работа № 2 «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах»
|
|
Стр. 132 - 136
|
33.
|
Деление клетки.
|
|
Стр. 137 - 141
|
34.
|
Клеточная теория строения организмов.
|
|
Стр. 142 – 143 вопросы в конце §
|
35.
|
Урок тематического контроля.
|
|
|
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов).
|
Тема 3.1. Размножение организмов (2 часа) + 1 практическая работа.
|
36.
|
Бесполое размножение организмов. Практическая работа № 3 «Способы бесполого размножения организмов»
|
|
Стр. 146 - 149
|
37.
|
Половое размножение организмов. Развитие половых клеток.
|
|
Стр. 150 - 155
|
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (3 часа).
|
38.
|
Эмбриональный период развития организма.
|
|
Стр. 156 – 161
|
39.
|
Постэмбриональный период развития организма.
|
|
Стр. 162 - 166
|
40.
|
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
|
|
Стр. 166 - 169
|
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (20 часов).
|
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков (10 + 1 час) + 1 практическая работа
|
41.
|
Генетика как наука. Методы её изучения.
|
|
Стр. 172 - 175
|
42.
|
Моногибридное скрещивание.
|
|
Стр. 176 - 177
|
43.
|
Неполное доминирование. Закон чистоты гамет.
|
|
Стр. 177 - 178
|
44.
|
Дигибридное скрещивание.
|
|
Стр. 180 - 184
|
45.
|
Решение генетических задач. Составление родословных. Практическая работа № 4 «Решение генетических задач и составление родословных».
|
|
Решение задачи
|
46.
|
Анализирующее скрещивание.
|
|
Стр. 184 - 185
|
47.
|
Изучение наследования признаков у человека.
|
|
Записи в тетради
|
48.
|
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
|
|
Стр. 188 - 192
|
49.
|
Решение задач на сцепленное с полом наследование.
|
|
Решение задачи
|
50.
|
Свойства гена. Генотип как система.
|
|
Стр. 192 - 195
|
51.
|
Обобщающий урок по теме «Закономерности наследования признаков»
|
|
|
Тема 4.2. Закономерности изменчивости (5 часов) + 1 практическая работа.
|
52.
|
Наследственная (генотипическая) изменчивость.
|
|
Стр. 196 - 198
|
53.
|
Мутации, виды мутаций.
|
|
Стр. 198 - 200
|
54.
|
Фенотипическая изменчивость.
|
|
Стр. 201 - 203
|
55.
|
Выявление изменчивости организмов. Практическая работа № 5
«Построение вариационной кривой (размеры листьев растений)»
|
|
Доделать лаборатор-
ную работу
|
56.
|
Урок тематического контроля.
|
|
|
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа).
|
57.
|
Предмет и задачи селекции.
|
|
Стр. 204 – 206, сообщение о Н.И. Вавилове
|
58.
|
Методы селекции растений и животных.
|
|
Стр. 207 - 211
|
59.
|
Селекция микроорганизмов.
|
|
Стр. 211 - 213
|
60.
|
Достижения и основные направления современной селекции.
|
|
Записи в тетради
|
Раздел 5. Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии (5 + 3 часа).
|
Тема 5.1. Биосфера, её структура и функции (4 часа + 2 часа).
|
61.
|
Структура биосферы.
|
|
Стр. 216 - 221
|
62
|
Круговорот веществ в природе.
|
|
Стр. 221 - 225
|
63.
|
История формирования сообществ живых организмов.
|
|
Стр. 225 - 229
|
64.
|
Биогеоценозы. Биоценозы. Видовое разнообразие.
|
|
Стр. 229 - 230
|
65.
|
Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов среды.
|
|
Стр. 231 - 238
|
66.
|
Биотические факторы. Взаимоотношения между организмами.
|
|
Стр. 239 - 267
|
Тема 5.2. Биосфера и человек (2 часа).
|
67.
|
Природные ресурсы и их использование.
|
|
Стр. 270 - 273
|
68.
|
Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.
|
|
Стр. 274 - 281
|
69.
|
Охрана природы и основы рационального природопользования.
|
|
Стр. 281 - 283
|
70.
|
Повторение.
|
|
|