16 марта 2011 года Сообщение - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сведения о ходе выдвижения кандидатов на выборах депутатов представительных... 2 373.62kb.
Сообщение для сми 1 21.64kb.
«Воронцовские чтения. Санкт-Петербург-2011» 24 25 марта 2011 года... 1 188.08kb.
Заседание ученого совета университета 3 марта 2011 года Повестка... 3 1082.74kb.
Дата голосования 13 марта 2011 года 3 987.03kb.
Розничные цены продажи, установленные в оперу и всп тюменского отделения... 4 2090.56kb.
20 альбомов и 11 песен 2011 года 1 39.53kb.
15 марта – День Конституции Республики Беларусь По материалам БелТА 1 63.11kb.
«Наука нефтегазовой отрасли – молодежи России» 11-14 марта 2011 года, г. 1 49.3kb.
О деятельности волонтерской организации ДоброСпас-Новосибирск 1 17.19kb.
Семинара «Управленческие и методологические практики» 1 74.37kb.
Методические рекомендации к написанию курсовых работ для студентов... 2 449.12kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

16 марта 2011 года Сообщение - страница №1/1

Для обсуждения

на заседании

Бюро Отделения психологии и

возрастной физиологии РАО



16 марта 2011 года
Сообщение

члена-корреспондента РАО,

доктора психологических наук, профессора,

заведующего лабораторией

познавательных процессов и математической психологии

Института психологии Российской академии наук,

директора Центра экспериментальной психологии

Московского городского психолого-педагогического университета



Барабанщикова Владимира Александровича
СПРАВКА

Перспективы развития

экспериментальной психологии
Под экспериментальной психологией понимается область психологического знания и практики, основанная на применении метода эксперимента. Наряду с инструментами и процедурами исследования сюда включаются конкретные данные и эмпирические обобщения (теории). Основное внимание в Справке уделяется лабораторному (аппаратурному) эксперименту, который в силу разных обстоятельств оказался в российской науке «на вторых ролях». Рассмотрены тенденции развития экспериментальной психологии в России и за рубежом. Утверждается необходимость восстановления ключевой роли эксперимента в отечественной науке на основе активного внедрения современных аппаратурных разработок и информационно-коммуникационных технологий. Предлагается ряд научно-организационных мероприятий, содействующих развитию экспериментальной психологии в РФ.

Ключевые слова: экспериментальный метод, лабораторный эксперимент, экспериментальные исследования в России и за рубежом, инновационные технологии в психологии, Центр экспериментальной психологии МГППУ.
Говоря об эксперименте в психологии имеют ввиду изучение психических явлений в специально создаваемых, контролируемых и управляемых условиях. Он основывается на том факте, что человек реализует свой внутренний потенциал в форме активности (поведения, деятельности, общения, игры и др.), которая осуществляется в конкретной ситуации. Анализируя активность, соотнося ее, с одной стороны, с человеком как субъектом, с другой – с ситуацией, исследователь получает возможность реконструировать структуры и процессы внутреннего мира, без которых наблюдаемая активность была бы невозможна. Смысл проведения эксперимента заключается в том, чтобы установить детерминанты исследуемого события, т.е. определить характер связи между ситуацией (ее типом, структурой и элементами), явлениями психики и активностью (состояниями) испытуемых.

В отличие от наблюдения эксперимент позволяет 1) наиболее полно объективировать психологическое содержание изучаемого явления, 2) управлять им в соответствии с задачами исследования, 3) непосредственно вскрывать причинно-следственные связи и 4) получать надежные и достоверные знания.

С точки зрения эпистемологии эксперимент – не просто один из возможных способов исследования, используемых психологами наряду с другими методами: тестированием, опросом, анализом продуктов деятельности и т.п. Речь идет о системообразующем элементе логики научного познания как такового, согласно которому проникновение в сущность вещи опосредовано ее преобразованием («расформированием») либо воссозданием («формированием»). Согласно И. Канту новоевропейский разум мыслит экспериментально, причем это мышление реализуется как в науках о природе, так и в науках о человеке. В центре внимания оказываются состояния наблюдаемого объекта (живого существа, события и т.п.) в зависимости от меняющихся условий его существования, причем решающее значение придается предельным (критическим, пограничным) состояниям, которые в реальной жизни могут не встречаться.

В своих конкретных формах психологический эксперимент не претендует на универсальность и имеет ряд ограничений (аналитическая направленность, искусственность лабораторных условий, взаимовлияние экспериментатора и испытуемого), преодоление которых служит одним из стимулов развития объективного метода исследования в целом.

Экспериментальная психология аккумулирует эмпирические знания о психике, раскрывая ее закономерности, свойства и механизмы. На основе этих знаний выстраиваются представления о восприятии, памяти, внимании, мышлении, своеобразии внутреннего мира человека в целом. Вне экспериментально-психологических исследований решение фундаментальных проблем психологической науки, таких как, сознание, деятельность, личность, общение, остается принципиально неполным.

Современная экспериментальная психология не ограничена академическими рамками. Решая задачи, которые ставит жизнь, общество она превращается в область профессиональной практической деятельности. Экспериментальные методы, первоначально выступавшие в качестве средств верификации теоретических гипотез, становятся основой процедур экспертизы, диагностики и коррекции. К сферам приложения экспериментально-психологического знания относятся инженерно-психологическое проектирование, экспертиза средств деятельности, оптимизация функционирования сложных социотехнических систем, психологическая оценка рабочих мест и качества продукции, обучение специалистов и др.

Экспериментальный метод изначально носит комплексный междисциплинарный характер. Решение психологических проблем обеспечивается знаниями, полученными в физиологии, физике, информатике, электронике, которые в конечном счете замыкаются на организации конкретной экспериментальной ситуации, способах регистрации состояний и оценки поведения людей. Через эксперимент в психологию проникают инновационные технологии, процедуры измерения, новые представления о природе объективной действительности.

Логика развития науки показывает, что эксперимент относится к числу ключевых средств познания природы психики и поведения. На его основе конституируется как общая психология, так и специальные отрасли науки: психофизиология, инженерная психология, клиническая психология и др. От уровня экспериментальных исследований зависит уровень развития психологической науки в целом и ее роль в жизни общества. Благодаря экспериментальному методу 130 лет назад психология выделилась в самостоятельную дисциплину, а позднее вошла в число фундаментальных наук.

Траектория развития экспериментальной психологии носит противоречивый, нередко запутанный характер. Энтузиазм исследователей неоднократно сменялся разочарованием, а абсолютное доверие эмпирическим данным – сомнением в их познавательной и, особенно, практической ценности. Важные шаги в развитии экспериментального метода сделаны эмпирической психологией сознания, гештальтпсихологией, динамической психологией, исследователями поведения, в последние десятилетия – когнитивной психологией. На сегодняшний день эксперимент имеет многообразные формы и применяется в большинстве областей психологической науки. Уровень экспериментальных (лабораторных) исследований является показателем фундаментальности науки и, одновременно, ее практического потенциала: на основе лабораторных методик создаются исследовательские и диагностические методики в прикладных областях психологии.

Согласно зарубежным базам данных (ScienceDirect, 539 англоязычных журналов по психологии) количество публикаций, относящихся к экспериментальным исследованиям, в мире постоянно растет. За 30 лет – с 1980 г. по 2010 г. число подобных работ увеличилось почти в 2,5 раза, причем в последние годы рост шел по экспоненте: по сравнению с 2007 г. прирост публикаций в 2010 г. составил 36%. 44% всех исследований по экспериментальной и когнитивной психологии выполняется в США и Канаде, 42% - в развитых странах Евросоюза (SCImago, 1996-2009 гг.).

Интенсивный рост экспериментальных исследований, расширение методической (инструментальной) сферы психологии и повышение качества научных работ определяются рядом общих тенденций.

Основу современных экспериментально-психологических исследований составляют информационные и телекоммуникационные технологии. Показателем прогресса является использование мощных компьютеров и оригинального программного обеспечения. Развитые базы данных существенно расширяют потенциал и перспективу исследований. Благодаря Всемирной паутине открываются возможности транспортировки экспериментальных данных, их обработки и анализа в тех научных центрах, где существуют наиболее подходящие условия и технологии. Исследования выходят за рамки отдельных организаций и все чаще принимают интернациональный характер.

Постоянно совершенствуются периферийные технические устройства. Прежде всего те из них, которые формируют (с заданными параметрами) информационную среду человека или, в более специальных терминах, потоки стимуляции. Сюда относятся различного рода дисплеи, информационные панели, гибкие экраны, синтезаторы звуков, акустические системы, игольчатые матрицы, виртуальные комнаты и многое др. Благодаря развитию компьютерной графики появилась возможность конструирования практических любого визуального стимульного материала. Использование цифровых форматов записи и воспроизведение звука позволяет оперативно создавать требуемые оттенки акустических сред, так или иначе обусловливающих активность человека. На новый качественный уровень поднято оборудование, предназначенное для регистрации состояний испытуемого и систем его организма (ЭЭГ, ЭМГ, окулография, магнитоэнцефолография и др.). Наконец, прогресс экспериментальной психологии связан с наличием современных устройств регистрации деятельности и общения людей, начиная с кнопочных пультов и джойстиков и заканчивая камерами видеонаблюдения и средствами аудиозаписи.

Совершенствование вычислительной техники подтолкнуло развитие процедур измерения и обработки данных. Получили распространение методы многомерного шкалирования, кластерного анализа, использование «мягких вычислений», анализ латентных структур. Открылась возможность применения новой стратегии научного исследования, ориентированной на выявление многокачественности и динамизма психических явлений, а также роли «вторичных», или многократно опосредованных детерминант, выявление которых требует больших массивов данных.

Результатом технологического переоснащения стала реорганизация всей инструментальной базы психологии. Так, 30-40 лет назад видеорегистрация глаз человека (айтрекинг) считалась грубым, очень трудоемким и малоперспективным методом исследования. Сегодня, благодаря созданию высокоскоростных видеокамер, снимающих состояние поверхности глаз в инфракрасном световом диапазоне, и использованию специализированных медиаресурсов, это – один из удобных и достаточно точных инструментов, часто применяемых как в фундаментальных, так и в прикладных исследованиях. Благодаря телекоммуникационным технологиям в новом качестве открылся метод наблюдения. Установка миниатюрной видеокамеры (субкам) на голове или очковой оправе испытуемого дополнила съемку его поведения, ведущуюся с внешних пространственно-разнесенных камер. Возник новый метод исследования – полипозиционное наблюдение, позволяющий учитывать позицию и индивидуально-психологическое содержание деятельности людей в условиях повседневной жизни.

Конечно, не каждый психологический эксперимент требует современного оборудования и «высоких технологий». Более того глубинные основания методических проблем психологии лежат не столько в технической или вычислительной, сколько в предметно-содержательной плоскости исследований. Речь идет о достигнутом уровне развития экспериментального метода и профессиональной культуре его использования. Эффективный инструментарий существенно расширяет горизонт выполняемых исследований и обеспечивает готовность использования экспериментального метода в решении практических задач.

Экспериментальная психология имеет глубокие российские корни. Прежде всего благодаря исследованиям школ выдающихся физиологов: И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и др., реализовавших рефлекторный подход в изучении механизмов психики и поведения. Другая линия экспериментальных исследований представлена сторонниками психологии сознания (Н.Н. Ланге, Г. И. Челпановым, В.Ф. Чижом, А.П. Нечаевым, А.Ф. Лазурским и др.), усилиями которых были открыты лаборатории в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Дерпте и других городах России. Благодаря незаурядным организаторским способностям Г.И. Челпанова в 1912 году при Московском университете начал работать Психологический институт, который на многие годы стал флагманом российской экспериментальной психологии. По техническому оснащению, психологическому инструментарию, масштабу исследований и кадровым возможностям его относили к числу лучших психологических учреждений в мире.

В советский период экспериментальный метод активно применяется при изучении реакций человека на воздействия среды, а позднее – сознания и деятельности. Выдающиеся деятели отечественной науки – Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.В. Запорожец, С.В. Кравков, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, П.А. Шеварев не только ратовали за развитие экспериментального подхода, но и лично участвовали в разработке экспериментальных методик и проведении конкретных исследований.

Качественный скачок в развитии лабораторного эксперимента происходит в 60 – 70-е годы прошлого столетия в связи с научно-технической революцией и бурным развитием инженерной психологии. Решение проблем согласования человека и сложной техники, требующее включения в исследовательский процесс инженеров и математиков, привело к техническому перевооружению самой психологии. Появилась возможность использования электронных средств предъявления информации испытуемому, эффективной регистрации его состояний и действий, применения ЭВМ для контроля переменных и обработки данных (К.В. Бардин, А.А. Бодалев, А.И. Бойко, Н.Ю. Вергилес, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.П. Зинченко, О.А. Конопкин, Б.Ф. Ломов, В.Д. Небылицын, Д.А. Ошанин, В.Н. Пушкин, Е.Н. Соколов, О.К. Тихомиров, Т.Н. Ушакова, Н.И. Чуприкова, В.Д. Шадриков и многие др.). По общему признанию до начала 80-х годов уровень исследований, проводимых в СССР, был сопоставим с аналогичными исследованиями в развитых странах Европы и США.

С сожалением приходится констатировать, что в последние десятилетия объем и относительный уровень экспериментальных исследований в России снизились. На фоне общего роста методической сферы (широкого использования и разработки тестов, тренингов, психотерапевтических техник, восстановления статуса наблюдения, активного обращения к идеографическим и экспириентальным процедурам) доля лабораторного эксперимента, с которым связаны значительные достижения русской и советской психологии в прошлом, зримо сократилась. В данном пункте отставание отечественной науки от европейской и американской особенно ощутимо.

Описанная ситуация обусловлена несколькими причинами. Во-первых, остаточным принципом финансирования науки, существенно ограничивающим доступ к современному оборудованию и технологиям. Во-вторых, падением интереса к лабораторному эксперименту в самом психологическом сообществе и недооценкой его значения.

Негативные тенденции наглядно проявляются на стадии подготовки профессиональных психологов. Так, число вузов, включающих в учебные программы аппаратурный практикум по психологии, можно пересчитать по пальцам, но даже там используемое оборудование и предлагаемые методики с трудом можно отнести к числу современных. В результате выпускники психологических факультетов не имеют ни мотивации, ни навыков серьезной экспериментальной работы и не всегда понимают смысл фундаментальных исследований.

Удивительно мало аппаратурных исследований, выполняемых соискателями учёных степеней. Редки монографии, посвященные конкретным экспериментально-психологическим исследованиям. Представление экспериментальных работ российских участников на международных форумах, включая конгрессы Международного союза психологической науки (IUPsyS), стало скорее исключением, чем правилом. В базе данных SCImago работы российских авторов по экспериментальной и когнитивной психологии на английском языке имеют очень низкие рейтинги активности (43 и 39 места в 2008 г. и 2009 г. соответственно – не более четырех-пяти статей в год). Это указывает не только на малый объем экспериментальных исследований, но и на тот факт, что их влияние ограничено русскоязычной аудиторией. Задача выхода отечественной науки на международный уровень может быть и ставится, но не решается. Опыт европейских и американских исследователей показывает, что в условиях «академического капитализма», когда наука принимает форму коммерческого предприятия, именно эксперимент позволяет быстро и непосредственно включиться в международное научное пространство и занять в нем достойное место.

Инновационный путь развития страны предполагает радикальное изменение отношения к лабораторному эксперименту в отечественной науке. Призывы к модернизации в рамках психологии означают, прежде всего, реорганизацию её исследовательской базы на основе активного использования новейшей аппаратуры, оригинальных инженерных и программных решений, эффективного вычислительного сопровождения научных исследований и нестандартного математического моделирования. На этом пути открывается возможность существенно повысить конкурентоспособность отечественной науки, вести профессиональную подготовку психологов по стандартам развитых стран, эффективнее транслировать опыт современной исследовательской работы в региональные научные и образовательные центры.

Технологическое переоснащение российской психологии происходит и сегодня, но темп этого процесса явно недостаточен. В этой связи особый интерес представляет опыт Московского городского психолого-педагогического университета, открывшего современный Центр, предназначенный для проведения экспериментальных исследований и учебно-методической работы со студентами, аспирантами и стажерами (ЦЭП). Его основу составляет многоцелевой высокотехнологичный аппаратно-программный комплекс, не имеющий аналогов в России. ЦЭП обеспечивает применение широкой линейки методов и технологий инструментального исследования, таких, как окулография, полиграфия, тахистоскопия, регистрация электрической активности мозга, видеорегистрация, психофизические измерения и др. В частности, Центр располагает высокоскоростной системой регистрации и анализа глазодвигательной активности человека (SMI Hi-speed 1250), стационарными и мобильными системами окулографии (айтрекерами) нового поколения (SMI HED, SMI TOPAZ). Для диагностики функциональных состояний применяются многоканальные устройства (полиграф Болеро, Шуфрид – 2007, Nonin XPOD и др.). В Центре построена экранированная камера для электрофизиологических исследований; используется комплект современного электроэнцефалографического оборудования (104-канальный энцефалограф – «Нейровизор БММ 40», шлем MlScap, активные электроды actiCap) с программным обеспечением нового поколения.

Уникальная система видеорегистрации поведения людей в реальных условиях общения и деятельности включает стационарные цифровые видеокамеры (ExtCam), миниатюрные видеокамеры для установки на голове испытуемого (SubCam), сетевые видеокамеры (Axis offset) и др. Все компоненты системы рассчитаны на возможность одновременного использования, совместимы друг с другом и предполагают комплексный анализ данных.

Имеющееся оборудование позволяет проводить рабочие видеоконференции, а также моделировать их процесс. Благодаря Интернету ЦЭП включается в единое медиапростанство российских и зарубежных партнеров и получает оперативный доступ к необходимой информации. Во Всемирной сети Центр представлен хорошо структурированным сайтом, наделенным широкими функциональными возможностями.

При конструировании и организации аппаратно-программного комплекса использован опыт работы ведущих зарубежных и отечественных центров (лабораторий, институтов), а также опыт участия сотрудников ЦЭП в ряде международных (гранты EC: “Cognitive technologies”, “Ambiente Agoras” и др.) и национальных (гранты РФФИ, РГНФ, Минобрнауки и др) проектов.

Работа центра обеспечивается высококвалифицированными кадрами психологов, программистов и инженеров. Важнейшим условием функционирования Центра является развитая инфраструктура, в основе которой лежит грамотное инженерно-техническое обслуживание комплекса и многоуровневое информационно-технологическое сопровождение исследований. По-существу деятельность Центра обеспечивается работой всех служб МГППУ. Наиболее тесные рабочие контакты ЦЭП имеет с Факультетом информационных технологий, сотрудники и студенты которого включены не только в учебные, но и в совместные исследовательские программы.

Экспериментальные исследования центра направлены на: 1) выявление психологических механизмов восприятия комплексных объектов и событий, 2) анализ закономерностей активности мозга и становления окуломоторных структур при решении когнитивных задач, 3) реконструкцию способов использования людьми современных информационных и коммуникационных технологий. В ходе исследований получены новые данные, раскрывающие природу познавательных процессов в условиях деятельности и общения. В частности, дана характеристика перцептогенеза комплексных объектов в различных условиях восприятия, раскрыты закономерности зрительно-окуломоторных координаций при восприятии комплексных объектов, описано становление окуломоторных структур в процессе формирования навыка чтения, прослежены особенности восприятия и общения людей в «расширенных средах», выявлены стратегии познавательных процессов в ситуации референтного общения, описаны изостатические паттерны движений глаз при восприятии лица человека, установлена зависимость оценок индивидуально-психологических особенностей человека от модальности экспрессий его лица.

На базе ЦЭПа разработан аппаратурный практикум по экспериментальной психологии нового поколения. В отличие от прототипов он опирается на использовании современных технических (аппаратурных) средств исследования, программного обеспечения, математических методов анализа и обработки данных. Практикум знакомит студентов с научно-исследовательскими разработками по актуальным проблемам общей психологии, формирует навыки эксплуатации новейшего оборудования, демонстрирует возможности прогрессивных форм телекоммуникации в образовательном и научном пространствах (организация и проведение научных и учебных исследований, телеконференций, дистанционного – через Интернет – обучения и др.).

Распространению и развитию экспериментального метода в российской науке содействует издание журнала «Экспериментальная психология» (учредитель – МГППУ, гл. ред. – В.А. Барабанщиков). Он содержит информацию о новых технологиях, инструментах и результатах экспериментальных исследований; отражает тенденции и условия развития экспериментальных исследований в общей, дифференциальной и прикладной психологии; консолидирует специалистов, использующих экспериментальный метод исследования. Журнал основан в 2008 г., выходит ежеквартально и имеет электронную версию; с 2010 г. включен в список изданий, рекомендуемых ВАК соискателям ученых степеней по психологии.

В плане координации экспериментальных исследований, проводимых в РФ, сотрудники ЦЭП подготовили и опубликовали коллективный труд «Экспериментальная психология в России», М.: 2010 (отв. ред. В.А. Барабанщиков). Книга содержит около 200 статей, с разных сторон рассматривающих проблему эксперимента. По своему содержанию и составу авторов это наиболее крупный отечественный труд по экспериментальной психологии. В его продолжение готовится к изданию коллективная монография «Современная экспериментальная психология», М.: 2011 (отв. ред. В.А. Барабанщиков).

В последние три-четыре года проявились признаки возрождения интереса психологов к экспериментальному методу. В стране прошли локальные конференции по психофизике, математической психологии, когнитивной психологии, современным методам психологического исследования, а также ряд тематических симпозиумов и семинаров (в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Томске, Ростове-на-Дону, Ярославле, Смоленске и др. городах), так или иначе касающиеся проблем психологического эксперимента. В ноябре 2010 года в Москве состоялась Всероссийская научная конференция, специально посвященная эксперименту в психологии: «Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы» (организаторы: Институт психологии РАН, Московский городской психолого-педагогический университет и Психологический институт РАО (председатель оргкомитета – чл.-корр. РАО В.А. Барабанщиков; сопредседатели программного комитета – чл.-корр. РАН и РАО А.Л. Журавлев и акад. РАО В.В. Рубцов)). В работе конференции приняли участие свыше 360 специалистов из 26 городов РФ, а также 6 стран ближнего (Белоруссия, Украина, Армения) и дальнего (США, Германия, Чехия) зарубежья. По содержанию и составу участников это самый масштабный и представительный форум из числа тех, которые когда-либо проходили в стране по сходной тематике. Участники конференции обсудили широкий круг вопросов, касающихся прошлого, настоящего и будущего экспериментальной психологии, условий создания в России современной исследовательской базы, новые возможности теории, эксперимента и практики в психологии, соотношение экспериментальных и неэкспериментальных методов познания, специфику экспериментальных планов и процедур в различных областях психологической науки и др.

Опыт работы ЦЭП МГППУ, а так же анализ общей ситуации в науке показывают, что в России существует неплохой потенциал развития экспериментальной психологии, который, однако, нуждается в серьезной поддержке.


  • Требуется продуманная модернизация, значительное расширение материально-технической базы российской психологии и повышение её качества.

  • Необходимо не только усилить аппаратурную составляющую, информационное обеспечение и разработку инновационных методов экспериментального исследования, но и создать разветвленную инфраструктуру, обеспечивающую их появление и развитие, а также внедрение новейших технологий в практику подготовки и переподготовки профессиональных психологов.

  • Крайне желательно создание сети исследовательских и образовательных центров экспериментальной психологии в высшей школе, связанных как с академической наукой (прежде всего РАН и РАО), так и с практическими организациями (особенно в промышленности, на транспорте, в передовых отраслях экономики).

  • Целесообразно наладить внутриотраслевую кооперацию – продуктивно использовать аппаратурную и методическую специализацию лабораторий (центров), формировать базы данных широкого доступа, создавать возможности обмена промежуточными результатами исследований и др.

  • Важнейшую роль в развитии отрасли должна сыграть подготовка психологов, владеющих современной техникой, программированием, новейшими методами обработки данных и моделирования психических явлений.

  • Требуется активное привлечение в психологию специалистов из смежных областей науки и техники, а также глубокое освоение зарубежного опыта.

  • Нуждаются в организации процессы стихийной консолидации экспериментаторов и структурирования интеллектуальной среды, содействующей развитию экспериментально-психологического метода.

На сегодняшний день развитие экспериментально-психологических исследований в России, особенно аппаратурного эксперимента, выступает в качестве приоритетной стратегической задачи. От эффективности её решения зависит будущее отечественной науки и её вклад в совершенствование российского общества.

Согласно установившейся практике вопросы развития экспериментально-психологических исследований (переоснащение материально-технической базы, использование информационно-коммуникативных технологий, подготовка и переподготовка специалистов и др.) ставятся и частично решаются на уровне отдельных учреждений на фоне весьма ограниченных ресурсов. Эффективное продвижение вперед требует консолидированного системного решения проблемы, опирающегося на опыт и возможности ведущих научных и образовательных центров страны. В этой связи предлагается:



  1. Разработать комплексную программу научно-методического, кадрового и информационного обеспечения развития экспериментальной психологии в РФ.

  2. Разработать комплексную программу подготовки и повышения квалификации психологов по проблемам экспериментальной психологии.

  3. Инициировать работу по формированию информационного и научно-методического ресурса, а также условий для трансляции опыта экспериментально-психологических исследований.

  4. Организовать и провести Всероссийскую конференцию, посвященную современным технологиям и методам экспериментально-психологических исследований.

  5. Подготовить и опубликовать коллективный труд, отражающий наивысшие достижения российской науки в области экспериментальной психологии.




Член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией познавательных процессов и математической психологии Института психологии Российской академии наук, директор Центра экспериментальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета




В. А. Барабанщиков