11 класс задания время выполнения – 1 час 20 мин - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
11 класс задания время выполнения – 1 час 20 мин - страница №1/1

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

2012-2013 учебный год



11 класс

ЗАДАНИЯ
Время выполнения – 1 час 20 мин.
1. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

1.1 Зарплата, рента, алименты, гонорар, дивиденды

1.2 Общий объем реального ВВП, ВВП/ВНП на душу населения, отраслевая структура экономики, уровень и качество жизни населения

1.3 Полития, монархия, аристократия

2. Что(кто) является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

2.1.Либеральные партии, консервативные партии, оппозиционные партии, социал-демократические партии.

2.2. Теория, гипотеза, восприятие, понятие, сопоставление.

2.3 Д. Белл, Д. Гелбрейт, Н.Я. Данилевский, К. Маркс, У. Ростоу, П.А. Сорокин

3. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

3.1Познавательная функция науки наиболее полное свое отражение находит в прикладных науках.

3.2. Организации и объединения, созданные без вмешательства властных органов составляют организационную основу гражданского общества.

3.3. Наступление дееспособности, соответствующей совершеннолетию возможно до достижения 18 лет.

3.4. Основными индикаторами экономического цикла являются повышение процентной ставки и рост валютного курса.

3.5. Понятие «альтруизм» логичнее всего противостоит понятию «эгоизм».

3.6. Наличие писаной конституции является основным отличительным признаком правового государства.

3.7. В Западной Европе, США и России нуклеарные семьи составляют более 70% семей.


3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7























4. Ниже даны определения одного обществоведческого понятия (названо в задании – Х) различными мыслителями. Что это за понятие?

Т. Гоббс:

X – это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над X.



Дж. Локк:

X – это общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы.



Ш. Монтескье:

X – это общество вражды людей друг с другом, которое для ее прекращения преобразуется в государство.



Т. Пейн:

X – благо, а государство – неизбежное зло. Чем совершеннее X, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства.



5. Вставьте в текст пропущенные понятия.

5.1. ______________________ – самостоятельная, инициативная деятельность человека, направленная на производство товаров или услуг с целью получения прибыли.

5.2. Изменение спроса на труд вследствие внедрения высоких технологий – это проявление ________________________ безработицы.

5.3. О каком понятии экономической теории идет речь в следующем рассуждении?

Если имеется два варианта инвестиций, А и Б, причем варианты взаимоисключающие, то при оценке доходности варианта А необходимо учитывать неполученный доход от непринятия варианта Б, как стоимость упущенной возможности, и наоборот.



5.4. Основными критериями социальной стратификации являются доход, престиж, образование,_________________________________________

5.5. _____________________ – это совокупность норм, правил, символов, механизмов регулирующих определенную сферу социальных отношений и совместной деятельности, направленной на удовлетворение определенной важной потребности общества.

6. Перед вами таблица. В первой её колонке помещён дословный перевод латинских или греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, укажите его значение по отношению к тому общественному явлению, которое дано в таблице.


Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Обработка, возделывание»


Преобразование окружающего мира


«Движение вперед»

Социальное развитие



«Неделимое»

Социальные отношения



«Устрашение»

Политика



«Приспособлять»

Социализация




7. Решите задачи

7.1. 18-летний К. вместо службы в армии проходит альтернативную гражданскую службу в госпитале для ветеранов. Укажите возможную причину, по которой ему разрешили заменить военную службу альтернативной. Какими нормативно-правовыми актами регулируется его деятельность?

7.2. 16-летний Е. решил подработать. Во время предвыборной компании он занимался расклейкой агитационных материалов. Являются ли действия Е. правомерными? Почему? Какая отрасль права регулирует данные правоотношения?
8. Вставьте в схему недостающую информацию.


Общая выручка


1.


Экономическая прибыль


  • – _ = = =




  • Общая выручка

    Внешние издержки

    2.
    _ =




Бухгалтерские издержки

3.

Экономические издержки


+ _ =

9. Прочитайте текст и выполните задания к нему:

1) подпишите колонки, приведенной ниже таблицы, определив названия соответствующих типов избирательных систем;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих ту или иную разновидность.
1. При данной избирательной системе создаются большие избирательные округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подаёт голос за список соответствующей партии. 2. Избранным по данному округу считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал установленное законом большинство голосов. 3. Порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительский орган, производится в соответствии с количеством полученных ими голосов. 4. В современных государствах применяются системы абсолютного большинства и системы относительного большинства. 5. Для определения результатов голосования устанавливается так называемый избирательный метр (или квота), т. е. минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата. 6. Распределение мандатов внутри списка партии осуществляется, как правило, в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. 7. Если ни один из кандидатов не набрал положенного количества, проводится перебаллотировка, причём в списке остаются два кандидата, получивших наибольшее число голосов. 8. В зависимости от числа депутатов, избираемых от каждого избирательного округа, различают одномандатные и многомандатные округа. 9. Главным принципом этой системы является правило «победитель получает все». 10. Чтобы не допустить получения мандатов «карликовыми» партиями, в некоторых странах введен процентный барьер. 11. Устанавливается прямая ответственность избранного депутата со своими избирателями.















10. Из предложенных слов и сочетаний слов составьте ряд экономических понятий. Составьте схему, отражающую соотношение между этими понятиями.

Денежно-кредитная, государственные расходы, налогообложение, установление, политика, экономические средства, регулирование, бюджетная, установление, политика, норма обязательных резервов, государственное регулирование экономики, учетная ставка процента, денежная эмиссия.

11. Отметьте в таблице, к каким основным функциям относятся следующие характеристики семьи:

А) терапевтическая роль семьи состоит в том, чтобы семья была «оазисом» спокойствия, психологического комфорта, обеспечивала эмоциональную поддержку и защиту своим членам;

Б) старение населения, увеличение числа однодетных и бездетных семей, снижение рождаемости – тревожные симптомы демографической ситуации в России;

В) статус, которым обладает человек на основании членства в семье, ориентирует его на множество межличностных отношений (отношения с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками), а также на национальную, расовую, религиозную принадлежность к той социальной группе, к которой принадлежит семья;

Г) семья жизненно необходима для нормального полноценного развития ребенка, ее нельзя заменить никакими институтами. Она играет роль главного передатчика культурных норм, связывает индивида с «большим» миром;

Д) ведение домашнего хозяйства, организация семейного потребления, распределение домашнего труда, поддержка престарелых членов семьи, составление и использование домашнего бюджета занимает важное место в семейной жизни.




Характеристика

Функции семьи

А




Б




В




Г




Д




12. Перед вами «визитные карточки» некоторых из известных вам древних цивилизаций.

Назовите цивилизации и их «визитные карточки».

Какая из этих цивилизаций:

А) сохранила свои древнейшие непрерывные культурные традиции?

Б) может считаться колыбелью демократии, в которой сложились понятия таких духовных ценностей как: гражданская свобода, гражданский долг, человечность, гармоничность, ответственность?

В) является исторической основой романо-германской (континентальной) правовой семьи?



  1. 2) 3) 4) 5)


13. Уважаемые участники первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников! Перед вами высказывания известных отечественных и зарубежных политических деятелей, мыслителей, писателей, ученых. Выберите то из них, которое станет темой вашего эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.

1. «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага». (В.С. Соловьев)

2. «Образование ведет за собой свободу, а не свобода творит образование». (Е.Р. Дашкова)

3. «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед». (Аристотель)

4. «Человек – разумное существо, но это не относится к человечеству» (А. Реймон)

5. «Правителя можно сравнить с лодкой, а народ с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть». (Сюньцзы)



6. «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей». (Д. Сарнофф)

7. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».(А. Дистервег)