100 лет со дня рождения Б. Г. Ананьева Смех лучшее лекарство Рисуночный тест: «Склад вашего ума» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1 апреля 145 лет со дня рождения Эдмона Ростана 1 31.18kb.
Певец мира и правды 1 71.52kb.
Методическая разработка темы «Военная история Отечества в лицах» 2 400.19kb.
В этом году 4 февраля исполнится 140 лет со дня рождения писателя... 1 42.16kb.
Сентября 140 лет со дня рождения русского писателя Александра Ивановича... 1 172.34kb.
Мук «Моргаушская межпоселенческая центральная библиотека Моргаушского... 1 64.1kb.
Первая международная заочная научно-теоретическая конференция «Эволюция... 1 66.29kb.
К 200-летию со дня рождения сестры милосердия Е. М. Бакуниной к 200-летию... 1 169.22kb.
Ветеринария В. И. Калугин 2 446.9kb.
19 ноября — 300 лет со дня рождения великого русского учёного, просветителя... 1 15.05kb.
27 января – 180 лет со дня рождения Льюиса Кэрролла 1 31.92kb.
Тематическая выставка ''Психология личности'' 1 67.89kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

100 лет со дня рождения Б. Г. Ананьева Смех лучшее лекарство Рисуночный тест: «Склад - страница №1/2

Ψ новости

Ежемесячная психологическая газета.




  • 100 лет со дня рождения Б.Г. Ананьева




  • Смех - лучшее лекарство




  • Рисуночный тест: «Склад вашего ума»




  • Умники и умницы




  • Аромат хорошего самочувствия



Сентябрь

3; 2007


Ψ

ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ
К 100-летию со дня рождения выдающегося отечественного психолога, основателя санкт-петербургской школы психологии Бориса Герасимовича Ананьева посвящена данная статья.
Борис Герасимович Ананьев

(1 (14) августа 1907 года - 18 мая 1972 года)

Если XIX век был веком ученых-одиночек, то сейчас, в конце XX столетия совершенно очевидно: фундаментальные исследования, определяющие надолго ход научных изысканий в какой-либо области, доступны лишь коллективу единомыш-ленников. Побеждают время и обстоятельства, оставляет после себя глубокий след тот, кто создает собственную научную школу, кто своим талантом, предвидением и волей объединяет вокруг себя преданных идее, делу, науке людей. Таким человеком был Борис Герасимович Ананьев, который воспитал не одно поколение психологов и определил перспективы развития ленинградской психологической науки. Спустя годы многие из тех, кто имели счастье с ним работать, все еще сверяют свои научные замыслы и общественные поступки с его предполагаемыми оценками. Борис Герасимович Ананьев родился 1(14) августа 1907 г. во Владикавказе в обрусевшей армянской семье. О его детстве и ранней юности известно мало. То были годы революционных потрясений и войн. Время больших перемен увлекло в свой бурный поток мечтательного, одаренного юношу, полного творческих сил и энтузиазма. Первоначально он подумывал посвятить себя музыке, которую страстно любил. Он даже окончил музыкальное училище. Но вскоре его увлекла иная сфера деятельности.
В 1924 г. Борис Ананьев поступил в Горский педагогический институт. Там он встретился с доцентом педологии Р.И. Черановским, который приобщил его к научным занятиям в области детской психологии. Вскоре Ананьев стал ассистентом Черановского. В кабинете педологии проводились работы по изучению умственной одаренности, психологических особенностей юношеского возраста. Тему «Эволюция миропонимания и мироощущения в юношеском возрасте» Ананьев и избрал для своей дипломной работы. Работа была выполнена под руководством Черановского, который оказал на молодого исследователя большое влияние.
В 1928 г. Ананьев окончил институт во Владикавказе и перебрался в Ленинград. На рубеже 20–30-х гг., по мнению многих, именно здесь находился главный научный центр страны. Здесь активно действовали всевозможные научные и просветительские общества, в том числе научно-музыкальное. Известно, что в феврале 1928-го Борис Ананьев прочел там доклад «О социальной полезности музыканта (с психофизиологической точки зрения)», в котором говорил о власти музыки над сердцами слушателей. При этом он опирался на экспериментальные данные, сравнивая воздействие музыки с гипнозом, которому, кстати, тоже отдал дань в научных занятиях. Некоторое время Ананьев был вынужден искать работу, ходил на ленинградскую биржу труда. В марте 1929 г. его приняли в аспирантуру Института мозга. Здесь он окончательно сформировался как ученый, получил известность, обрел единомышленников и соратников на долгие годы. Борис Герасимович работал в Институте мозга непосредственно до 1942 г., позже руководил научными исследованиями в отделе психологии по совместительству. В начале 30-х гг. Б.Г. Ананьев стал заведовать лабораторией психологии воспитания и одним из первых в СССР организовал школьную психологическую службу на базе средней школы в Выборгском районе Ленинграда. Стержневой проблемой научно-исследовательской работы его лаборатории стали технический кругозор учащихся, одарен-ность, формирование характера школьников. На основе эмпирического материала, полученного в психолого-педагогических исследованиях, в 1935 году Ананьев опубликовал свою первую монографию «Психология педагогической оценки».

В 1936 г.был наложен запрет на любые исследования, хотя бы внешне напоминавшие педологию. Был арестован и осужден заведующий сектором психологии Института мозга профессор А.А. Таланкин. В сентябре 1937 г. Ананьев занял его пост. В том же году он становится кандидатом педагогических наук. Ученая степень была присуждена ему по совокупности научных работ, которых к тому времени уже вышло немало, причем на самые разные темы. Молодой Ананьев рассуждал о вопросах классификации наук и методах психологии, о происхождении психики. Он пытался определить принципы научной деятельности и при этом выступал против «школьного шовинизма» — нетерпимости к инакомыслию, нигилизма по отношению к иным научным школам. Он ратовал за здоровую, принципиальную и дружественную атмосферу в науке. Этим принципам он старался следовать неукоснительно. Возглавив сектор психологии, Ананьев развернул два новых цикла исследований. Первый был посвящен истории отечественной психологии, второй — психологии чувственного отражения. Ананьев был убежден в необходимости опоры на опыт предшественников, уважая в них первопроходцев науки. Он обладал высокоразвитым чувством истории: чтобы идти вперед, надо внимательно взглянуть на прошлое, произвести его ревизию и извлечь уроки.


Истории психологии Ананьев посвятил свою докторскую диссертацию. Он успешно защитил ее в 1939 г., став самым молодым доктором наук среди психологов того времени. История психологии с тех пор постоянно входила в круг его интересов. В этом русле он написал более 20 работ. С августа 1944 г. Борис Герасимович стал заведовать, а вернее, создавать кафедру психологии и психологическое отделение философского факультета ЛГУ. В военные и первые послевоенные годы появились такие работы Ананьева, как «Передовые традиции русской психологии», «Проблема формирования характера». В этих и других публикациях утверждалось высокое общественное предназначение психологической науки. В сентябре 1945 г. Ананьев был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР. Научная и организаторская деятельность Ананьева была на подъеме. В период 1945–1948 гг. он опубликовал свыше 25 работ. Ученый был буквально переполнен замыслами, выступал инициатором многих начинаний. Он вел исследования сразу по нескольким направлениям: изучение осязания и других видов чувствительности, психология речи, проблемы детской психологии. Продолжал заниматься историей психологии и психологией личности. В этот период Ананьев отчетливо сформу-лировал идею о связи формирования характера и познания человека человеком, о закономерностях формирования самосознания человека на ранних стадиях развития.
В 1957 г. Ананьеву исполнилось 50 лет. Состоялось торжественное собрание, на котором юбиляр говорил о необходимости комплексных исследований, о синтезе всех знаний о человеке. Эти идеи волновали его, когда он писал статьи «Человек как общая проблема современной науки» (1957), «О системе возрастной психологии» (1957). Идеи Ананьева опередили свое время и в ту пору не были оценены коллегами. Лишь спустя годы ученые осознали ценность комплексного и системного подходов в сфере человекознания. Приоритет Ананьева здесь неоспорим.
Стремительное движение ученого по высоким орбитам науки было прервано внезапной тяжелой болезнью. В ноябре 1959г. с Борисом Герасимовичем случился инфаркт. Сказался непрестанный напряженный труд, а также неизбежные в жизни передового ученого конфликты с теми, кто не поспевал за мыслью и делом новатора.
Выйдя из смертельно опасного кризиса, Ананьев приступил к реализации замысла, который вызревал у него уже несколько лет. Это был замысел комплексных исследований человека в целях его психологического познания. Он был сформулирован в итоге многолетних размышлений ученого под влиянием опыта предшественников, и в первую очередь В.М. Бехтерева. Пережитая во время тяжелой болезни опасность обострила чувство времени. Кажется, Ананьев спешит высказать самые выстраданные мысли и реализовать их в конкретных исследованиях. В начале шестидесятых он начинает работу над книгой «Человек как предмет познания», где подводит итоги своей многолетней работы и обозначает контуры синтетической науки о человеке.
В начале 70-х годов Ананьев задумал большую коллективную книгу, но осуществить этот замысел не удалось. В красивом блокноте, приготовленном для задуманной рукописи «Человек как предмет воспитания», осталась заполненной лишь первая страница. 18 мая 1972 г. Борис Герасимович Ананьев скоропостижно скончался от инфаркта в возрасте 64 лет.
Он ушел из жизни, не завершив ни одной из четырех своих обширных научных программ. Исследование развития характера было свернуто после разгрома педологии; программа в Институте мозга по психологии чувственного отражения была прервана войной и возобновлена в другом коллективе. Исследования по педагогической психологии и проблеме психического развития школьников оборвались первым инфарктом. Смерть не дала завершить комплексные исследования человека. Она настигла ученого внезапно, в период блистательной зрелости. Незавершенность его пути трагична. Однако Б.Г. Ананьев оставил богатое научное наследство. В нем аккумулирован огромный интеллектуальный и личностный потенциал, который питает психологическую науку по сей день.(выдержки из статьи «К 100-летию со дня рождения Б.Г.Ананьева» под ред. Крылова А.А. ) Писаренко Ирина




МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

Любой человек хочет быть счастливым. Мы стремимся к благополучию, комфорту, спокойной жизни. Но каждый из нас по-разному представляет свое счастье. Один доволен тем, что имеет крышу над головой и кусок хлеба, другому необходима власть и слава, а третий не мыслит своего счастья без дружной семьи. Что же такое счастье? На самом деле все вышеперечисленные примеры объединяет одно – наличие настроения, при котором человеком большую часть времени владеют приятные мысли, чувства, эмоции. Но надо заметить, что каждый наш день – это смешение не только положительного, а также и отрицательного. В мире и в личной жизни постоянно присутствуют факторы, которые могут нам мешать чувствовать себя счастливыми. Мы живем в изменчивом мире, переполненном информацией. Личность постоянно вынуждена противостоять этому бушующему миру, защищаться от него. Природа дала человеку механизм, позволяющий закрыться, спрятаться от внешних опасностей и неприятных воздействий. Это как раз и есть механизм психологической защиты. Человек хочет жить с наименьшими «психологическими зат­ратами», предвидеть свое будущее хотя бы на несколько шагов вперед. Для этого ему необходимы спокойствие и уверенность в себе, в правильности своего поведения. И вот человек, как средневековый рыцарь в латы, «одевается» в психологическую защиту. Пси­хологическая защита — это подсознательная система моделей поведения, сформированная на основе жизненного опыта человека, ограж­дающая его от отрицательных эмоций страха, тревоги, возникающих на основе травмирую­щей информации из внешнего мира.

По мере накопления жизненного опыта у человека формируется система психологических барьеров, ограждаю­щая его от информации, которая нарушает его внутреннее равновесие. Таким образом, психологическая защита призвана играть роль своеобразного фильтра для социально- и личностно-неприемлемой информации.

Психологическая защита как механизм едина, но различается по видам. Классическую характеристику видам психологической защиты дал Зиг­мунд Фрейд. Ниже мы рассмотрим различ­ные психологические защиты, которые име­ют общие свойства, не осознаются личнос­тью и призваны избавить человека от отрицательных эмоций. Наиболее известные виды психологических защит получили такие названия, как отрицание, идеализация, проек­ция, подавление, вытеснение, регрессия, изоляция, замещение, интеллектуализация, рационализация, аннулирование, идентификация, сублимация.



Итак, начнем более детальное знакомство с вышеперечисленными видами психологической защиты. 1.Отрицание: это стремление человека избежать информации, вызывающей тревогу. Это защита известна еще с древних времен. Са­мая первая реакция любого человека на неожиданное и очень неприятное или трагичное для него известие: «Нет! Этого не может быть!» Человек как бы не воспринимает ее, не слышит, отказывается принять, а затем соответственно ничего из воспринимаемого не осознает. Таким образом, он избавляется от неприятных переживаний. Это также проявляется и во внешних действиях. В состоянии ужаса человек непроизвольно закрывает глаза. Например, женщина, которая боится остаться одна, может не признавать, под­сознательно отрицать, что ее муж алкого­лик и что с ним нельзя дальше вести совме­стную жизнь. Иногда подобная защита от дискомфорта принимает форму идеализации, благодаря которой человек не воспринимает объективные факты, а видит лишь желаемый вариант.

2. Идеализация: это попытка человека найти идеального защитника от всех бед и идеальное решение проблем. Наиболее наглядно это проявляется у малень­кого ребенка, который верит, что родители могут защитить его от всех несчастий. Как определенный дефект личностного развития, у некоторых людей идеализация переходит во взрослый период. Тогда у их проявляется стремление найти в ком-то опору и поддержку, защитника перед всеми ужасами окружающего мира. Эти люди на­столько привязаны к своему идеалу, зависи­мы от него, что практически теряют свою личность.

3. Проекция: это форма защиты, при которой человек бессознательно переносит свои неприемлемые чувства, желания на другое лицо. Особенно это характерно при стремлении оправдать себя, в результате чего свои недостатки или вина приписываются другим, т.е. то, что происходит внутри человека, воспринимается им как нечто внешнее, присущее не ему. Проекция, как и все остальные формы защиты бессознательна. Очень часто объектом проекции являются близкие люди: дети, родители, супруги. Ярким примером может служить очень распространенная ситуация, когда эгоистичная дочь обвиняет свою мать в том, что она живет только для себя.

4
Психологическая защита помогает личности построить барьеры на пути неблагоприятных влияний и отрицательных эмоций.
. Подавление:
эта защита сходна с отрицанием, личность воспринимает неприятное событие, но «загоняет» его в подсознание. Если при отрицании человек не принимает какой-либо ситуации или обстоятельств, то при подавлении он стремиться забыть травмирующие обстоятельства, вызывающие неприятные эмоции. Очень часто подавляются неприятные сексуальные переживания. С подавлением тесно соседствует еще одна защита – вытеснение.

5. Вытеснение: эта защита также строится на забывании, но из сознания выключается не сам неприятный эпизод, а мотив поведения, т.е. активно идет процесс разрушения связей между самой травмой и собственно причиной, её вызвавшей. С действием механизма вытеснения часто сталкиваются при проведении судебных расследований. Нередко жертва насилия ничего не может вспомнить, хотя была в полном сознании. Непереносимое для личности воспоминание вытеснялось в подсознание, хотя наличие самого факта жертва помнит и признает.

6. Регрессия: заключается в возврате к более ранним и примитивным формам поведения в ответ на неблагоприятные обстоятель-ства. Например, если нас одолевает боль, то мы начинаем хныкать как маленькие дети. Или, например, человек, много лет не куривший и осознавший эту привычку как пагубную для него, в ситуации сильного стресса может снова начать курить. Регрессия очень часто стимулирует болезнь, поэтому очень часто, встречая непреодолимые трудности, человек «уходит» в болезнь. Это происходит бессознательно, но создает для личности комфортные условия.

Если «уход в болезнь» не получается, а справиться с трудностями человек не в силах, он может попытаться изолироваться от внешнего мира. Это достигается при помощи защитного механизма изоляции.



7.Изоляция: это психо-логический механизм защиты, выражающийся в отчуждении от травмирующего фактора. Человек просто отгораживается от внешнего мира, полного тягостных для него проблем и уходит в собственный мир фантазий, творчества. Изоляция считается психоаналитиками одной из простейших интеллектуальных защит. Более высокий уровень представляет механизм интеллектуализации.

8. Интеллектуализация: че-ловек признает травмирующий факт, подвергает его интеллектуальному анализу, но отказывается в переживании отрицательных эмоций, убеждая себя в положительной стороне происшедшего.

Ситуация тревоги или конфликта нередко требует от человека поведения, которое он не может осуществить, исходя из личных принципов или социально одобряемых норм. Тогда человек пытается заменить невозможную форму поведения – доступной. При этом у него срабатывает механизм замещения.



9. Замещение: это механизм, в ходе которого происходит перенос действия или реакции с недоступного объекта на доступный. Например, всем знакомые ситуации: подчиненный не может накричать на руководителя, или студент высказать что-то неприятное преподавателю, но придя домой, все негативные эмоции, гнев и злость переносятся на близких людей. Нередко механизм замещения работает для спасения личности от нервного срыва в результате давления мощных неудовлет-воренных чувств. Широко распространенная среди одиноких людей привязанность к животным есть ни что иное, как замещение подавленной потребности в наличие семьи, детей, мужа.

10. Рационализация: это защитный механизм, при котором осознается и используется человеком только та часть информации, которая может характеризовать поведение личности как правильное, необходимое. Рационализация всегда связана с оправдательным отношением к себе. Неприемлемая, отрицательная информация удаляется в подсознание…
Продолжение читайте в следующем номере.

Душенина Кира

(Л.Ю.Субботина «Психологические защиты»)

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ: ГАРМОНИЯ ДУШИ И ТЕЛА.

Вот и закончилось лето… Впереди унылая осень и долгая зима. Когда всё живое погружается в спячку, душа растений, обитающая в аромамаслах, наполнит нас энергией солнца и земли.


Аромат хорошего самочувствия


Ароматерапия – это атомная медицина по сравнению с фитотерапией, дозы должны составлять всего несколько капель в сильно разбавленных растворах.

Ж.Вальне
Ароматы - неотъемлемая часть нашей жизни. С древних времен и по настоящее время человек испытывал потребность в естественных природных благовониях, применяя для этого пахучие природные компоненты, содержащие эфирные масла. Ароматерапия - древнейшая эстетическая методика воздействия природных ароматов (эфирных масел) на эмоции и здоровье через обонятельные центры для поддержания и оздоровления функциональных систем организма. Нет на земле ни одного человека, который бы не применял ароматы. Совершенно естественно, не акцентируя свое внимание на этом факте, люди используют эфирные масла в пищу и в быту с рождения до самой смерти, не нуждаясь в специальном обучении или терминах.

Биологический смысл ароматерапии состоит в том, что организм никто не лечит. Организм не получает чудотворных химических добавок, эфирные масла сами пробуждают защитные механизмы, генетически заложенные в нас, но в настоящее время не задействованные. Получив информацию о заболевании в клетках тканей, запускается реакция мобилизации иммунитета. Организм сам излечивает болезни и повышает уровень защитных сил.

Эфирные масла благодаря своему составу обладают уникальной способностью поднимать настроение, повышать иммунитет, выводить токсины, восстанавливать психическое, эмоциональное и энергетическое равновесие в организме, нормализовать гормональный баланс, повышать чувственность. Они обладают также выраженными иммуномодулирующими, антиоксидантными, антисептическими, противовирусными, адаптационными и другими полезными свойствами.
Дух истории

Об использовании масел свидетельствуют наскальные рисунки пещерных жителей, упоминания о них находят в рукописях древних цивилизаций – от Шумера до Древнего Рима. В Древнем Египте эфирными маслами бальзамировали тела усопших фараонов и лечили разные болезни. Ароматы яв­лялись неотъемлемой частью медицины и быта всего Древ­него мира. В культовых риту­алах часто использовалось свойство эфирных масел (на­пример, ладана) влиять на со­знание. В одном из китай­ских манускриптов сказано, что «духи действуют очищаю­ще и восстанавливающе, укреп­ляя энергетику и наполняя мысли спокойствием и умиро­творением». Первые ароматерапевтические мази на основе оливкового масла были созда­ны в Древней Греции. Араб­ский ученый Авиценна открыл способ добывать ароматиче­скую эссенцию из растений не с помощью выжимки, а пу­тем дистилляции с водяным паром, сделав производство драгоценных масел доступнее и эффективнее. Во времена крестовых походов некоторые эфиромасличные растения бы­ли привезены с Ближнего Востока на юг Франции - так бы­ло положено начало западной традиции ароматерапии. Успехи ароматерапии в новей­шее время связаны с именем французского химика Рене Мо­риса Гатефосса. Он изучал эфирные масла, чтобы использовать их свойства в производстве кос­метики, но однажды в резуль­тате взрыва в своей лаборато­рии он обжег руку. Из-за силь­ной боли он опустил ее в пер­вый попавшийся сосуд, ко­торый, к счастью, оказался наполненным маслом лаван­ды. Ожог зажил удивительно быстро, и от него не осталось никаких следов. Успешное использование масла лаванды и чайного дерева в госпиталях во время Первой мировой войны окончательно убедило химика в уникальности и пользе эфирных масел.



Эфирная составляющая растения несёт в себе весь запас его жизненных сил и энергии.

Ароматерапевты насчитывают около 3000 эфиромасличных растений. Это своего рода эли­та растительного мира. Эфир­ную эссенцию извлекают из цветков, листьев, стеблей, корней, плодов, коры, но никогда из мякоти плодов, фрук­тов и ягод. Поэтому «вкусные» отдушки с запахом клубники, манго, арбуза - это всегда син­тетические продукты. Масла, получаемые из цветков, чаще всего оказыва­ют на человека снотворное или расслабляющее действие; в смолах, древесине, коре содержатся согревающие эфир­ные масла; а масла, извлечен­ные из корней растения, ока­зывают мощное укрепляю­щее действие. Оказывается, каждое включает в себя от 900 до 1500 компонентов, из которых, правда, лишь один-два имеют особенно яркий аро­мат, и именно они легко узна­ваемы нашим обонянием. Можно синтезировать любые запахи, но подделать природные свой­ства натурального масла невозможно. Оно просто не бу­дет действовать.


Психоэмоциональное действие одного и того же аромата на каждого из нас абсолютно индивидуально.
Существо эфирное

Наука подтверждает, что ароматерапия действует на трех уровнях: психоэмоциональном, физио­логическом и молекулярном. Психоэмоциональная реакция на запах формируется на уровне гипоталамуса буквально через 5-7 минут.

Действие аромата на человека зависит от множества факторов: концентрации за­паха, обстоятельств, при кото­рых человек его почувствовал, ассоциаций, которые с ним связаны». Ароматерапия может использоваться как одно из средств для решения слож­ных психологических проб­лем, но это требует очень высокой квалификации спе­циалистов. Не менее эффективным ока­зывается и терапевтическое, то есть физиологическое, воз­действие аромамасел. По­падая в организм через орга­ны дыхания или кожу, а затем в кровь и лимфу, оно способно влиять на химические процес­сы организма, функциониро­вание эндокринных желез, пищеварение и иммунную систе­му. Как утверждают специали­сты, масла могли бы заменить до 70% лекарственных препа­ратов, а также усилить воздей­ствие оставшихся 30%.

Ароматерапия - это не панацея от всех болезней, но она всегда поможет снять стресс, вылечить простуду и пре­одолеть проблемы с кожей, не говоря уже о ее профилактических и косметических свойствах.

Что касается действия эфирных масел на молекулярном уровне, оно происходит как при наружном, так и внутрен­нем употреблении - в настоя­щее время наука только на­чала изучать эти тончайшие механизмы.
По правилам и без правил

Первое правило: ни одно эфирное масло не использует­ся в чистом виде и не раство­ряется в воде. При приеме ванн масла обязательно растворяют в эмульгаторе, которым может быть мед, морская соль, слив­ки или специальное гидро­фильное масло. Доза - пример­но 5 капель на ванну. В противном случае масло пленкой ляжет на воду, а потом окажет­ся на коже, что приведет к ожогу. Для косметического применения или нане­сения на кожу при массаже эфирные масла растворяют в базовых растительных маслах. К базовым относятся все растительные масла, полу­ченные в результате холодно­го прессования из ядер и кос­точек растений: масло миндаля, авокадо, пшеницы, какао и др. Обычно используются 2 капли эфирной смеси на 5 мл масла-основы.

Второе правило: настоящее аромамасло не может быть дешевым. Гарантия качества – это надпись «стопроцентно чистое (а не натуральное) эфирное масло». Лучше всего их приобретать в аптеках - консультанты дадут всю необ­ходимую информацию об их свойствах и о том, как лучше всего применять каждое кон­кретное масло.




Исцелять тело, помогая душе

раскрыться, подобно бутону

цветка, и восстановить свою

целостность и гармонию.
Ароматерапия - исключитель­но приятное и эффективное средство для того, чтобы пре­одолеть зимнее уныние и упа­док сил. С неважным настроением помогут справиться сол­нечные ароматы цитрусовых: апельсина, грейпфрута и ли­мона. Масла чайного дерева, эвкалипта, можжевельника предотвращают простуду: в дет­ских садах, где применяются аромалампы или не требую­щие огня аромакамни, забо­леваемость детей снижается в 2,5 раза. Масло чайного де­рева к тому же является мощ­ным антисептиком. Его можно использовать при влажной уборке помещений: несколько капель масла растворяют в паре ложек спирта и добавляют в во­ду. Чтобы избавиться от зало­женности носа, можно кап­нуть две капли эвкалиптового масла на уголок подушки. Аромамедальоны, которые посто­янно носят с собой, помогают справиться с хронической ус­талостью (масло цитрусо­вых) и регулировать аппетит (масло фенхеля). Но если де­прессия все - таки взяла верх, то стоит отправиться на се­анс аромамассажа с примене­нием масла нарда из семейст­ва валериановых.

Любая аромасмесь должна быть составле­на так, чтобы не просто ле­чить тело, но помогать лич­ности раскрыться, подобно бутону цветка, восстановить свою целостность и гармо­нию!



(журнал «Psychologies»)

Кузнецова Татьяна

СМЕХ – ЛУЧШЕЕ ЛЕКАРСТВО
Чувствуете себя подавленным? Просто улыбнитесь – и плохое настроение уйдет как не бывало! Не стесняйтесь смеяться – и вы поразитесь тому, как изменится ваша жизнь и ваше здоровье.

Хороший добрый смех полезен не только потому, что поднимает настроение. Люди, которые любят смеяться, меньше болеют, реже раздражаются и не знают, что такое депрессия.


Смех успокаивает

Смех высвобождает эндорфины – гормоны счастья, которые помогают избавиться от раздражения и грусти. Даже если вы просто представите себе, как недавно смеялись, настроение улучшится. Исследования психологов показали, что после просмотра смешного фильма уровень раздражения у человека снижается в несколько раз. Более того, настроение испытуемых поднималось от одной мысли о том, что скоро они будут смеяться.


Смех улучшает кожу

Если вы часто смеетесь, можете забыть о дорогих лечебно – косметических процедурах для улучшения кожи, потому что смех тонизирует мышцы лица и улучшает циркуляцию крови, благодаря чему появляется естественный румянец.


Смех укрепляет отношения

Способность смеяться вместе чрезвычайно важна для установления хороших и добрых отношений. Связь людей и их общее представление о том, что может быть смешным, позволяет им быть более открытыми друг с другом. Если вы шутите, то не боитесь показаться смешным. А значит, доверяете.



Смех повышает иммунитет

Смех помогает бороться с инфекциями. После минуты искреннего смеха организм выбрасывает в дыхательные пути большое количество антител, которые защищают от бактерий и вирусов. Смех также увеличивает выработку лейкоцитов, борющихся с различными заболеваниями, в том числе с раком.


Смех оздоравливает сердце

Благодаря смеху расширяются кровеносные сосуды, и кровь лучше циркулирует. Десять минут смеха могут существенно снизить кровяное давление и уменьшить риск возникновения холестериновых бляшек. Смех помогает даже тем, кто пережил сердечный приступ, - врачи считают, что хорошее настроение снижает вероятность второго приступа.


Смех снимает боль

Гормоны счастья эндорфины, которые вырабатываются, когда человек смеется, -естественные болеутоляющие вещества нашего организма. Кроме того, когда вы смеетесь, вы отвлекаетесь от плохого самочувствия и хотя бы на несколько минут забываете о боли. Врачи давно заметили, что пациенты, которые настроены позитивно и находят в себе силы смеяться, переносят боль гораздо легче тех, кто грустит.



Смех развивает легкие

Смех – одно из лучших упражнений для людей, страдающих астмой и бронхитом. Во время смеха деятельность легких активизируется и таким образом увеличивается поступление кислорода в кровь, что позволяет прочистить застой мокроты.



Смех побеждает стресс

Когда мы смеемся, усиливается физическая нагрузка на все отделы организма. Когда мы перестаем смеяться, наше тело расслабляется и успокаивается. А значит, смех помогает нам избавиться от физического и эмоционального напряжения. Ученые утверждают, что минута искреннего смеха равноценна сорокапятиминутной глубокой релаксации.




Смех помогает быть в форме

Фактически смех – это один из видов аэробных упражнений, потому что смеясь, вы вдыхаете больше кислорода, что стимулирует работу сердца и циркуляцию крови. Он даже считается «внутренней» аэробикой, так как во время смеха происходит массаж всех внутренних органов, что позволяет им работать более эффективно. Смех также хорош для укрепления мышц живота, спины и ног. Одна минута смеха равносильна десятиминутным занятиям на весельном тренажере или пятнадцати минутам езды на велосипеде. А если вы будете от всего сердца смеяться в течение одного часа, то сожжете до 500 калорий, столько же можно сжечь, быстро бегая в течение часа.








  • БУДЬТЕ ЭКСТРАВЕРТОМ Будьте разговорчивы, уверенны в себе и не бойтесь приключений. Веселитесь, шутите и не стесняйтесь выражать эмоции




  • БОЛЬШЕ РАЗГОВАРИВАЙТЕ Научитесь высказывать свое мнение и отстаивать его – это поможет вам почувствовать себя более счастливым.



  • БОЛЬШЕ ОБЩАЙТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ Дружба – настоящий источник счастья. Если у вас есть друзья, на которых можно положиться, вы не чувствуете себя одиноким.




  • НИЧЕГО НЕ ЖДИТЕ Ожидание счастья – самое главное препятствие для счастья. Сконцентрируйтесь на том, что у вас есть, и будьте счастливы прямо сейчас. И остерегайтесь всяких «когда» и «еще»: именно они могут помешать вам быть счастливым. (журнал «Домашний очаг»)



Жеребцова Ольга

ВОПРОС – ОТВЕТ

Меня пугает её двуличность.
Мы встречаемся с моей девушкой уже три года. Отношения замечательные, за три года страсть и интерес друг к другу не остыли, но есть одна проблема, которая меня давно мучает. А самое ужасное даже не то, что есть такая проблема, а то, что я не могу поговорить о ней с Юлей – моей девушкой, поскольку боюсь её негативной реакции. Меня в Юле все устраивает, я даже планирую на ней жениться, но меня пугает её двуличность. Когда мы вдвоем она веселая, ласковая, но как только появляются её родители или друзья, она становиться совсем другой. Что мне делать? Объясните, почему она себя так ведет?

Андрей, 23 года.
Поведение Вашей девушки соответствует поведению абсолютно всех людей. Каждый человек в обществе выполняет множество так называемых социальных ролей. Также и Ваша девушка одновременно выполняет несколько ролей – роль девушки, любимого человека, дочери, студентки, подруги – и соответственно меняется её поведение. Вспомните знаменитые слова У. Шекспира: «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль». Не заостряйте Ваше внимание на этом, не создавайте сами себе проблему, а для того, чтобы от неё отвлечься просто понаблюдайте за самим собой в разных ролевых ситуациях – дома, в общении с девушкой, со своими друзьями – и Вы поймете, что сами в разных ситуациях надеваете разные маски, что и приводит к некоторым изменениям в поведении.
Почему все не так?!
Я всегда была одинокой, потому что я не такая, как все. Я не жалею об этом, быть собой – это здорово, но как больно ранит душу то, что все по парам, а я одна. Что в институте все стоят вместе, а мне не интересно с ними, и я снова одна. Возникает банальный вопрос: почему? Почему я всегда одна? Почему именно я? И комок подступает к горлу, и слезы наворачиваются на глаза. И так ежедневно, ежечасно. Моя внешность неординарна. Это, конечно, хорошо. Но ведь я снова не влезаю в джинсы, хотя месяц назад худела. А все из-за моей привычки есть. Я боюсь зеркала, потому что, когда я смотрю на свое отражение в нем, тихий ужас появляется внутри. У меня 42-й размер ноги. И я не могу носить красивые сапожки и туфельки. Потому что на мой размер их просто нет ни в одном магазине.

Если вы на меня посмотрите, то вряд ли подумаете, что я могу написать такое письмо. Симпатичная девушка в чистой одежде и с красивой прической. Мне многие завидуют: моей внешности, одежде, квартире, моим поклонникам (среди которых нет достойных) и даже моим проблемам. Но они не знают моих истинных проблем! И снова вопрос: почему? Почему мои подруги щебечут без умолку, а я молчу, как старая, никому не нужная скрипка? Почему они добиваются всего, что им надо, а мне каждый шаг дается «с кровью», с непосильным трудом? Почему все пользуются мной, а я это позволяю делать? Я не знаю, как жить. В мозгу пульсирует: «Почему?», душа кричит: «Я хочу жить!», а сердце шепчет: «Помогите!»

Ирина, 19 лет.
Судя по всему, главная твоя проблема – это нелюбовь к себе. Ты конечно с этим можешь не согласиться. Ты знаешь, что себя необходимо уважать, но на самом деле ты этого не чувствуешь. «Симпатичная девушка» - почему другие видят тебя такой, а другие нет? Почему другие завидуют твоему телу, а ты его ненавидишь? На эти «почему» необходимо ответить тебе самой. Твое тело страдает от этой ненависти и реагирует на неё – отсюда проблемы с перееданием. Если человек не любит свою работу, она доставляет ему массу проблем, все приходиться делать через силу, все достается «с кровью». Но стоит искренне заинтересоваться чем-то, полюбить свое занятие – и все начинает спориться, даже тяжелый труд дается легче и доставляет удовольствие. Этот принцип применим ко всему в нашей жизни.

Как можно полюбить что-то? В первую очередь – признать за этим чем-то безусловное право на существование, проявить искренний интерес. То же самое относится к твоему телу. Думаешь, можно ценить душу без тела? Нет, они едины. Твоя прекрасная душа живет в твоем прекрасном теле. И еще, надо сказать, что ты напрасно противопоставляешь себя «другим», у которых все хорошо. Все люди разные, у всех свои проблемы. Не загоняй себя в западню собственных переживаний. Оглядись вокруг с улыбкой: жизнь прекрасна, особенно в твоем возрасте. И чтобы почувствовать это, не нужно ничего, кроме открытых глаз и сердца.




Я не умею выбирать парней...
Меня зовут Юля. За свои 22 года я поменяла семь парней. Я говорю о серьезных отношениях, а не о мимолетных встречах и увлечениях. Все семь раз я пыталась создать долгие и надежные отношения, но из этого ничего не получалось. Наверное, я не умею выбирать парней. Каждый раз мне казалось, что это мой человек, человек с которым я готова прожить все жизнь, но проходило некоторое время, и я понимала, что это совсем не то, что мне нужно. Например, с первым парнем я рассталась, потому, что он любил компьютер больше, чем меня и мог часами просиживать около него. Второй очень редко мне звонил и любил появляться без предупреждения; мне это очень не нравилось, я не раз пыталась ему это объяснить, но он меня не понял. А последний мой роман окончательно убил во мне надежду найти парня, который бы меня устраивал и не раздражал своими глупыми привычками. После двух месяцев знакомства я поняла, что он один большой сплошной недостаток: он постоянно смотрел свой футбол, совсем не дарил мне цветов, часто срывался и кричал на меня, забывал свои слова и обещания. Что мне делать? Наверное я никогда не найду своего идеала, свою вторую половинку.

Юля, 22 года.
Ваша проблема заключается в том, что Вы пытаетесь найти идеал, а это невозможно. Людей без недостатков не бывает, у всех есть своя положительная и отрицательная сторона.

Для начала, Юля, Вам необходимо определить для себя, какого парня Вы ищите, какими качествами он должен обладать, а какими нет. Чтобы лучше это понять представьте весы, где одна чаша – это то, что Вы хотите видеть в парне, вторая чаша – то, что категорически не должно иметь места и, наконец, по середине этой чаши – те недостатки парня, которые Вы сможете переносить без волнения, то есть своеобразный ноль – нейтралитет.

Не старайтесь искать идеального парня. Необходимо искать человека не без недостатков, а человека, недостатки которого Вы смогли бы принять. Воспользуйтесь этими советами и у Вас обязательно все получиться. В 22 года жизнь только начинается, не следует делать поспешных выводов и ставить крест на себе и своей личной жизни.
Мой ребенок все скрывает от меня!
Я родила, когда мне было 18 лет. Сейчас моему ребенку 8 лет. Я ни как не могу найти с ним общий язык. Он не рассказывает мне, как у него дела в школе, ничего не рассказывает о своих друзьях. Когда он чем-то огорчен или приходит расстроенный со школы, с прогулки, я спрашиваю у него, что случилось, но он всегда отвечает мне, что все хорошо и ничего не случилось. Моя мама говорит, что я слишком с ним строга и поэтому он меня просто боится. Но я так не считаю, ведь ели я буду с ним вести себя мягко, то он не будет меня слушаться и выполнять все необходимое. Может быть, дело в моем возрасте, я ещё молода и не знаю как правильно себя вести с ребенком?! Я не знаю в чем причина, объясните, пожалуйста, почему мой сын так себя ведет и что нужно делать мне в этой ситуации.

Оксана, 26 лет.

Оксана, в данном случае очень трудно сказать, что является конкретной причиной подобных взаимоотношений между Вами и Вашим ребенком, поскольку не известна вся ситуация воспитания. Но точно можно сказать, что Ваша мама отчасти права. Если ребенка загонять в очень строгие рамки, то рано или поздно ему захочется из них выбраться. Вспомните себя: если Вы знали, что за свой какой-то поступок, сказанные слова, полученную плохую оценку в школе Вас будут ругать родители, то Вы старались всеми возможными способами скрыть это, а лучший способ не врать родителям – просто не говорить им об этом. Возможно, что Ваш ребенок пользуется таким же способом. И еще, хочется Вам пояснить, что молодая мама – это не всегда плохо, главное любить своего ребенка и заботиться о нем в разумных пределах. Не бойтесь показаться ребенку мягкой, доброй, ласковой, ведь в этом возрасте дети очень хорошо на интуитивном уровне чувствуют отношение окружающих их людей к себе. К тому же ребенок копирует Ваше поведение, осторожны будьте со строгостью, иначе вырастите очень жесткого и озлобленного ребенка. Почувствовав вашу заботу и теплоту, ребенок обязательно раскроется и доверится Вам.




ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ


КАПИТАН? РУЛЕВОЙ? ПАСАЖИР?


Характер человека проявляется в поступках, в его отношении к людям, в выборе, который необходимо делать каждому из нас в той или иной ситуации. «Капитан» ли Вы собственной жизни или при случае можете передать штурвал в другие руки? Некоторое представление об этом может дать предлагаемый тест.

Итак, Вам необходимо ответить на 15 вопросов предложенного теста «Да», «Нет» или «Не знаю». Отвечайте на вопросы последовательно и не старайтесь долго обдумывать каждый вопрос.





  1. Я всегда чувствую ответственность за все, что происходит в моей жизни.




  1. У меня не было бы столько проблем, если бы некоторые люди изменили свое отношение ко мне.




  1. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.




  1. Иногда мне кажется, что я родился (родилась) под «несчастливой звездой», настолько мне не везет в жизни.




  1. Я считаю, что алкоголики сами виноваты в своей болезни.




  1. Иногда я думаю, что за многое в моей жизни ответственны те люди, под влиянием которых я стал (стала) таким, каким есть.




  1. Если я простужаюсь, предпочитаю лечиться самостоятельно, а не прибегать к помощи врача.




  1. Я считаю, что во вздорности и агрессивности, которые так раздражают в женщине, чаще всего виноваты другие люди.




  1. Считаю, что любую проблему можно решить, и не понимаю тех, у кого вечно возникают какие-то жизненные трудности.




  1. Я люблю помогать людям, потому что чувствую благодарность за то, что другие сделали для меня.




  1. Если происходит конфликт, то, размышляя, кто в нем виноват, я обычно начиная с самого (самой) себя.




  1. Если черная кошка перейдет мне дорогу, я перехожу на другую сторону улицы.




  1. Я считаю, что каждый человек, независимо от обстоятельств, должен быть сильным и самостоятельным.




  1. Я знаю свои недостатки, но хочу, чтобы окружающие относились к ним снисходительно.

  2. Обычно я мирюсь с ситуацией, повлиять на которую не в состоянии.



Подсчитайте количество баллов.

Подсчет баллов производится следующим образом: за каждый ответ «Да» на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13 и за ответ «Нет» на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15 поставьте себе по 10 баллов; за ответ «Не знаю» - по 5 баллов.



100-150 баллов: Вы – «капитан» собственной жизни. Вы чувствуете ответственность за все, что с вами происходит, многое берете на себя, преодолеваете трудности, не преувеличивая их, не возводя в ранг жизненных проблем.

Вы видите пред собой задачу и думаете над тем, как её можно решить. Что при этом вы чувствуете, что происходит в вашей душе – для окружающих остается загадкой.



50-99 баллов: Вы охотно бываете «рулевым», но можете, если это необходимо, передавать штурвал в верные руки. При оценке причин собственных трудностей Вы вполне реалистичны. Гибкость мышления, рассудительность и чуткость всегда бывают Вашими союзниками.

Случаются ситуации, которые вас никак не касаются, Вы не несете за них никакой ответственности и тем не менее, если это требуется, все-таки берете ответственность на себя. И Вы обычно знаете, когда это необходимо сделать. Вы умеете жит в добром согласии с другими людьми, не нарушая внутреннего согласия с самим (самой) собой.



До 49 баллов: Вы часто бываете «пассажиром» в своей жизни, легко подчиняетесь внешним силам, утверждая, что так сложились обстоятельства, так распорядилась судьба.

В своих трудностях вы обвиняете кого угодно, только не себя, но в тоже время Вы умеете довольно-таки мирно сосуществовать с другими людьми.



РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ: «КЛЕТКИ»

(Склад Вашего ума)
Это очень простой тест. Посмотрите на клетки. Вам надо сделать эту картинку законченной, закрасив такое количество клеток, какое Вам захочется. Единственное условие — должна остаться хотя бы одна незакрашенная клетка. По рисунку, созданному из закрашенных клеточек, можно определить склад вашего ума. Все символы достаточно прозрачны и легко поддаются трактовке.

























































































































































































































































































































































































































































  • Если Вы закрасили ВСЕ КРАЙНИЕ КЛЕТКИ, и в ре­зультате у вас образовался черный квадрат, заключающий в себе белое поле, то вас можно назвать человеком принципа, Вы стараетесь всегда сохранять верность своим убеждениям. И чем массивнее Ваш квадрат (если вы закрасили не один ряд кле­ток, а два или три), тем строже Вы относитесь к само­му себе и предъявляете высокие требования к окружающим вас людям.




  • Если Вы закрасили ТОЛЬКО ОДИН РЯД КЛЕТОК, то это говорит о вашей готовности прислушиваться к мнению окружающих вас людей, вы не умеете или не любите действовать самостоятельно. Вас нельзя назвать зрелым чело­веком, ваша личность находится в процессе станов­ления.




  • Если у вас получился узор в виде ШАХМАТНОЙ ДОСКИ, то это значит, что вы человек с математическим складом ума. Вам нравится решать сложные жиз­ненные задачи, вы легко просчитываете свои действия на несколько ходов вперед, а также всегда знаете, чего ждать от окружающих.




  • Если Вы закрасили ЧЕТЫРЕ КЛЕТКИ В УГЛАХ КВАДРАТА, то это говорит о вашей неспособности адекватно оценить ситуацию. Вы не умеете анализи­ровать слова и поступки, теряетесь в сложные моменты жизни. Трудно что-нибудь сказать про склад ваше­го ума, вы слишком инфантильны и практически ни­когда не полагаетесь на собственный ум, предпочитая слушать тех, кто умнее, взрослее и решительнее вас.




  • Если Вы ВЫДЕЛИЛИ КВАДРАТ В ЦЕНТРЕ (ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ЗАКРАШЕННЫХ КЛЕТОК), то это означает, что вы человек аналитического склада ума, вы постоянно вглядываетесь в самую суть происходящего, стремясь уловить тайный смысл жизни. Надо признать, что не всегда Вам это удается, однако Ваша способность учиться на собственных ошибках и извлекать уроки из прошлого опыта заслуживает похвалы.




  • Если Вы СОЗДАЛИ ФИГУРНЫЙ РИСУНОК ИЗ ЗАКРАШЕННЫХ КЛЕТОК, то это говорит о том, что Вы творческая натура, вы мыслите оригинально, Ваши идеи всегда необычны. Вы все время находитесь в состоянии творческого полета.




  • Если Вы закрасили ТОЛЬКО ОДНУ КЛЕТКУ, то это показатель вашей неспособности трезво мыслить, Вы не можете ни на чем сосредоточиться, подвержены умственным переутомлениям и нередко впадаете в де­прессии.

следующая страница >>