1-я классификация компонентных форм1 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закон минимума Что такое экологическая ниша? Классификация биотических... 1 15.31kb.
Задания в 1 (2013г) Классификация неорганических веществ. Классификация... 1 168.82kb.
Занятие №1 Тема: Медицинская протистология, кл. Саркодовые Sarcodina... 1 47.79kb.
Классификация структурных свойств онтологий 1 192.42kb.
Программа «прикладное языкознание» 1 93.92kb.
Кантовский синтез схватывания и проблема генезиса априорных форм1... 1 235.37kb.
К вопросу об этической классификации религий 1 60.16kb.
Задача количественного анализа, классификация методов (дать определения) 1 18.86kb.
Документации: понятие, классификация, правила оформления 1 25.39kb.
Единая всероссийская спортивная классификация. Плавание 2006-2009 1 244.94kb.
Классификация технологий программирования 1 8.4kb.
Государственный стандарт союза сср единая система конструкторской... 1 43.75kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

1-я классификация компонентных форм1 - страница №1/1


1-я классификация компонентных форм




1-я классификация компонентных форм1


(по "материальному основанию")2

Акустические компонентные формы



рассредоточенные стереовариации3 (на уровне рефрена – К31. Die ewige Wiederkunft);

и др.


Векторные компонентные формы

  • векторный канон (К40. Стансы, 2-й Станс – свободный двухголосный зеркальный; К43 Пример 135);

  • векторная континуально-волнообразная форма (К64. Фаворитки - La Favorite - La Non favorite, 4-я пьеса – 1-е значение);

  • и др.

Диапазонная компонентная форма

                • прогрессийный диапазонный период:

                • крещендирующий диапазонный период (К2, II);

                • диминуирующий диапазонный период;

                • диапазонный равнобедренный треугольник (К13. Ave Maria);

                • крещендирующая диапазонная форма (К66. Зеркало Авиценны, средняя часть);

                • зеркально-крещендирующая диапазонная форма с обрамлением (К16. Ноктюрны Схема 25

                • свободно-геометрическая (= рельефная) диапазонная форма (К78. Graffiti - Граффити Схема 89);

                • и др.

Динамическая компонентная форма



                • прогрессийный громкостнòй период:

                • крещендирующий громкостнòй период (К2, II);

                • диминуирующий громкостнòй период;

                • двухчастная громкостная развивающая форма (К1);

                • трехчастная громкостнàя с крещендирующей средней частью (К33. Соната с похоронным маршем Схема56);

                • трехчастная громкостнàя остинатная рассредоточенная (К56. Тройные камерные вариации Схема 77);

                • двойные громкостные вариации (К1);

                • громкостнòе рондо:

                • громкостнòе классическое рондо (К59. Полет воздушных змеев);

                • громкостнòе концентрическое рондо (К40. Стансы Схема 60);

                • громкостнòе четное рондо (К56. Тройные камерные вариации Схема 77);

                • серпантинно-крещендирующее громкостнòе рондо с внутренним рефреном4, местными репризами и кодой (К79. Corona di sonetti - Венок сонетов Схема 93 );

                • волнообразная громкостная форма:

                • крещендирующая форма (К66. Зеркало Авиценны, сред. часть);

                • серпантинная громкостная волна с обрамлением (К60. Лунная соната Схема 80);

                • статическая громкостная формагромкостной прямоугольник (К16. Ноктюрны);

                • динамический равнобедренный треугольник (К13. Ave Maria);

                • трехступенчатая крещендиру­ю­щая рассредоточенная форма (К56. Тройные камерные вариации Схема 77);

                • динамическая многоступенчатая (К32. – пятиступенная разносторонняя "пирамида" Схема 50; К42. Прелюдия и фуга: трехступенная "пирамида" неполная восходящая – без спуска; К51. Двойные камерные вариации: шестиступенная равносторонняя динамическая "пирамида" Схема 70);

                • динамическая полифигурная строго геометрическая форма (К66. Зеркало Авиценны Схема 84);

                • многозначная громкостнàя форма (К1; К60. Лунная соната: серпантинная громкостная волна с обрамлением / пятифазное громкостное рондо – на уровне стабильной и мобильной динамики / трехчастная громкостная форма с обрамление;

                • многоплановая громкостная форма (К56. Тройные камерные вариации – трехплановая Схема 77: четное рондо / трехступенчатая крещендиру­ю­щая рассредоточенная / трехчастная остинатная рассредоточенная);

                • цикл динамический (К51. Двойные камерные вариации – зеркально-прогрессийная шестичастная громкостная форма Схема 70; зеркально-прогрессийная пятичастная с тихой "репризой" или, иначе, разносторонняя пятиступенчатая пирамида Схема 50 );

                • и др.

Звуковые (= гармонические) компонентные формы5



        • аккордовая форма (К16. Ноктюрны, V – многозначная: гармоническое микро­рондо / четное гармоническое микророндо Схема34, Схема 35);

        • интервальная форма:

          • интервально-прогрессийная континуальная форма (К16. Ноктюрны, IV);

          • многопланово-многозначная интервальная форма (К16. Ноктюрны – верхний пласт музыкальной ткани: тройные рассредоточенные позиционно-интервальные микровариации / ми­к­ро­вариации на интервальные группы / четное интервальное рон­до; нижний пласт Схема 31 и Схема 32интервальное рондо / двухчастная контрастно-развивающая интервальная форма / рассредоточенные интервальные вариации);

          • и др.

        • позиционная рондо-вариационная форма6 (К31. Die ewige Wiederkunft, V);

            • тономодусная форма:

  • континуальная пятифазная форма (К16. Ноктюрны, II);

  • регрессирующая форма (К16. Ноктюрны, II);

  • тонокрещендирующая колор-форма (К76. Урок музыки в византийской школе, I Схема 86);

              • и др.

  • геометрические формы строгие:

  • равнобедренный треугольник (К13. Ave Maria – на уровне величины и количества используемых в музыкальной ткани интервалов);

  • и др.

  • многозначная гармоническая форма (К30. Прощание: 3-хча­ст­ная репризная / 2-хчастная безрепризная период с серединой Схема 43);

  • и др.

Плотностная компонентная форма7

звукоплотностная форма

                  • прогрессийный звукоплотностной период:

                  • крещендирующий звукоплотностной период (К2, II);

                  • и др.

                  • звукоплотностной равнобедренный треугольник (К13. Ave Maria);

  • свободно-геометрическая (= рельефная) звукоплотностная форма (К78. Graffiti - Граффити Схема 88);

                  • серпантинная звукоплотностная волна с обрамлением (кульминационная фаза волны – конец первой части сочинения К59. Полет воздушных змеев Схема 82);

                  • строго-геометрическая многоэлементная звукоплотностная крещендирующая форма:

                  • континуальная (К2, III; К8. Трио-соната da camera, II; К64. Фаворитки - La Favorite - La Non favorite, 2 и 3-я пьесы);

                  • рассредоточенная (К9. Лирические отступления – в рамках рассредоточенного фугато);

                  • и др.

интервально-плотностная форма

  • прогрессийная интервально-плотностная форма:

  • многофазная диминуирующая с обрамлением (К16. Ноктюрны Схема 27);

  • и др.

плотностно-голосовая форма

  • прогрессийная плотностно-голосовая форма:

    • плотностно-голосовой крещендирующий период (К65. 27 разрушений, 27-е Разрушение);

    • и др.

  • трехчастная плотностно-голосовая форма (К31. Die ewige Wiederkunft, III Схема 54;

  • зеркально-симметричная (К22. Квартет-cantabile Схема 39);

  • строго геометрическая:

  • форма трапеции 8 (К52. Успение Схема 72);

  • и др.

  • свободно-геометрическая (= рельефная) плотностно-голосо­вая форма (К78. Graffiti - Граффити Схема 88);

  • и др.

Ритмическая компонентная форма



  • ритмопериод:

  • квази зеркальный ритмопериод (К52. Успение, форма ритмотемы Схема 71);

  • изоритмический период с репризой-кодой (К8. Трио-соната da camera, II);

  • прогрессийный (= крещендирующий) ритмопериод (К1, Г.п.);

  • и др.

  • зеркальная рассредоточенная двухчастная ритмоформа (К79. Corona di sonetti - Венок сонетов – на уровне числа повторяемых разделов Error: Reference source not found);

  • трехчастная ритмоформа (К40. Стансы, 4-станс – в каждой скрипичной партии; К22. Квартет-cantabile – трехчастная репризная паузная ритмоформа с добавочным нечетным рефреном; К59. По­лет воздушных змеев; К55. Deus ex machina - Бог из машины – стрет­тная трехчастная континуальная ритмоформа – на уровне сос­тава ритмоединиц);

  • рассредоточенная прогрессийная трехчастная ритмоформа (К79. Corona di sonetti - Венок сонетов – на уровне числа повторяемых разделов Схема 92);

  • ритмовариации:

  • двойные ритмовариации (К40. Стансы; К59. Полет воздушных змеев);

  • ритмо-гар­мо­нические вариации (К40. Стансы, 2-й Станс);

  • вариации с добавочным "нечетным рефреном" (К22. Квартет-cantabile);

  • ритморондо (К59. Полет воздушных змеев – с зеркально-прогрессийной структурой Схема 78);

  • канон ("канон с серединой" – К40. Стансы, 4-й Станс; бесконечный шестиголосный ритмический канон – К52. Успение);

  • встречно-прогрессийная ритмоформа (К30. Прощание);

  • зеркально-прогрессийная пластовая ритмоформа (К8. Трио-соната da camera, I);

  • рассредоточенная прогрессийная ритмоформа (К64. Фаворитки - La Favorite - La Non favorite, 2-я и 3-я пьесы – на уровне пауз Пример 167);

  • рассредоточенная регрессийная ритмоформа (К7 – реприза в сонатной форме, К9. Лирические отступления – в пределах рассредоточенного фугато);

  • рассредоточенная пространственно-регрессийная ритмоформа (К64. Фаворитки - La Favorite - La Non favorite, II – на уровне протяженности рефрена);

  • паузная трехчастная репризная форма с добавочным нечетным рефреном и кодой (К22. Кварте"т-cantabile);

  • паузные вариации (К22. Квартет-cantabile);

  • многозначная ритмоформа (К16. Ноктюрны, III: бесконечный ритмоканон / ритморондо / 3-хчастная репризная Схема 29; К22. Квартет-cantabile – многозначная паузная ритмоформа: трехчастная репризная форма с добавочным нечетным рефреном и кодой / вариации с добавочным нечетным рефреном; К33. Соната с похоронным маршем: 3-хчастная репризная / микровариационный полифонический трехчастный цикл; К33. Соната с похоронным маршем 9 – на уровне асинхронных и синхронных ритмических полей: рондо / волнообразная форма с зеркальным рельефом);

  • серпантинно-прогрессирующая ритмоформа (К2, III);

  • многоплановая ритмоформа (К43 – на уровне протяженности разделов: регрессийно-рассре­до­то­ченная ритмоформа10 / рассредоточен­ная обра­щен­ная волна);

  • и др.

Сонантная компонентная форма11



  • горно-рельефная сонантная форма (К16. Ноктюрны Схема 26);

  • и др.

Сценическая компонентная форма



    • сценические вариации

      • одинарные (К58. Посиделки двух пианистов);

      • двойные (К63. Из каталога Эшера);

    • сценический цикл (К63. Из каталога Эшера – четырехчастный со вступлением, заключением и тремя интермедиями);

    • и др.

Тембровая компонентная форма



  • двухчастная развивающая с репризой-кодой (К16. Ноктюрны, IV Error: Reference source not found);

  • тембровое рондо (К16. Ноктюрны, IV);

  • тембровариации:

  • каскадные стреттные высотно-тембронисходящие вари­а­ции (К52. Успение – шестиголосные тембровариации на рит­мо­те­му)12;

  • темброблочные стреттные вариации (там же);

  • многозначные тембровариации (там же);

  • темброплотностная крещендирующая форма (К66. Зеркало Авиценны);

  • строго геометрическая форма:

  • полипрямоугольная трехчастная крещендирующая темброформа (= "восходящая пирамида" – К56. Тройные камерные вариации Схема 76);

  • полипрямоугольная пятичастная тембровая квази симметричная (К16. Ноктюрны Схема 24);

  • полипрямоугольная шестичастная прогрессийная тембровая (К31. Die ewige Wiederkunft);

  • свободно-геометрическая ("винтообразная" тембровая (="форма морской раковины" – К16. Ноктюрны: Схема 23);

  • многозначная темброформа (К16. Ноктюрны: зеркальная крещендирующая с обрамлением Схема 23) / квази симметричная пятичастная темброформа Схема 24; К16. Ноктюрны, IV: тембровое рондо / двухчастная развивающая с репризой-кодой Схема 33; К52. Успение: каскадные стреттные шестиголосные тембровариации на ритмотему / темброблочные стреттные вариации);

  • и др.

Темповая компонентная форма

трехсемичастная темпоформа (К79. Corona di sonetti - Венок сонетов Схема 92


  • темпоформа типа "двойные вариации" (К4 Схема 4, Схема 5);

  • двойная трехчастная темпоформа (К413 Схема 4, Схема 5 );

  • строго геометрическая:

  • зеркально-прогрессийная пятиступенчатая (= пирамидная) темпоформа (К5. Каденция Схема 8);

  • пятиступенчатая разносторонняя пирамидная темпоформа (К32. Схема 49 )

  • волнообразная (однофазная) темпоформа (К16. Ноктюрны Схема 22);

  • и др.

Фактурная компонентная форма



    • фактуротематическая двухчастная с репризой-кодой (К16. Ноктюрны, IV);

    • фактуротематическая трехчастная репризная форма (К81. Словарь непечатных выражений Схема 101);

    • фактуротематическая стреттная трехчастная континуальная форма (К55. Deus ex machina - Бог из машины);

    • фактуротематическая концентрическая форма (К66. Зеркало Авиценны – пятичастная с кодой);

    • фактуротематические вариации:

      • "одинарные вариации" (стреттные, рассредоточенные, зеркальные – К7);

      • многотемные вариации (двойныеК8. Трио-соната da camera, К64. Фаворитки - La Favorite - La Non favorite – 1, 2 3, 5-я пьесы; двойные контрапунктические сквозные микровариации14 – К64. Фаворитки - La Favorite - La Non favorite, 6-я пьеса и К58. Посиделки двух пианистов; пятитемные вариации – К81. Словарь непечатных выражений; семитемные– К80. Vers libre; четырнадцатитемные вариации – К79. Corona di sonetti - Венок сонетов);

      • предтематические (К79. Corona di sonetti - Венок сонетов);

    • сложная трехчастная репризная (К32. Схема 52);

    • фактуротематическое рондо (К81. Словарь непечатных выражений – перекрестное фактуротематическое рондо пятиплановое; К8. Трио-соната da camera; К80. Vers libre – перекрестное фактуротематическое рондо семиплановое 15 Схема 99);

    • сонатная фактуроформа (К8. Трио-соната da camera: с двумя разработками и репризами);

    • сонатно-вариационная фактуроформа (К16. Ноктюрны);

    • момент-фактуроформа (К16. Ноктюрны, II);

    • фактуротематическая многозначная форма;

    • фактуротематическая многоплановая форма (К8. Трио-соната da camera: трехчастная с зеркальной репризой / рассредоточенные двойные вариации Схема 14; К43: двойные фактуротематические вариации трехчастного строения с зеркально-стреттной репризой-ко­дой и "внутренними репризами" / "перекрестный канон" (= канон с внутренними репризами, стреттной кодой и обрамлением; К80. Vers libre: многоплановая фактуроформа Схема 99 ;

    • фактуротематическая многопланово-многозначная форма (К31. Die ewige Wiederkunft: сонатная / рондо / многотемные рассредоточенные микровариации; К81. Словарь непечатных выражений: трехчастная репризная / пятитемные рассредоточенные вариации / перекрестное пятиплановое фактуротематическое рондо);

    • фактуротематическая модулирующая форма (К64. Фаворитки - La Favorite - La Non favorite – композиционная модуляция из однозначной формы в двузначную);

    • и др.

Штриховая компонентная форма

    • штрихоформа сложная трехчастная (К32. Cantus figuralis Схема 53)

    • и др.




1  Фрагмент из книги «Современные черты композиции Виктора Екимовского». Монографическое исследование. Москва-2003. ISBN 5-93994-002-1. © Шульгин Дмитрий Иосифович, 1983-2000 гг. (полный вариант книги см. на сайте Д.И. Шульгина: http://dishulgin.narod.ru).

    2  В работе представлены три варианта клас­сификации компонентных форм. В их основе лежат и сходные, и относительно разные критерии диф­фе­рен­­циации таких форм.

    В первой классификации начальная дифференциация компонентных форм связана с их конструктивным материалом или, иначе, "материальным осно­ва­ни­ем", выстроенным в алфавитном порядке. Далее внутри отдельных "мате­ри­аль­ных групп" называются формы, связанные с классико-ро­мантическими композицион­ны­ми принципа­ми, которые всякий раз рас­полагаются в одном и том же порядке – от относительно простых к более сложным; затем указы­ва­ют­ся "технические компонентные формы", векторно-графичес­кие (= геометрические) и различ­ные компонентные полиформы, в том числе: много­знач­ные, много­пла­но­вые и многопланово-много­значные; замыкают "материа­ль­ные группы" цик­ли­ческие ком­позиции.



В каждой "материальной группе" называются только те виды и по­д­виды компоненных форм, которые рассматриваются в сочинениях Вик­тора Екимовского, что само по себе не исключает возможности появления в большинстве из таких групп многих из ранее названных вариантов компонентных форм (на что, в частности, указывает в каждой группе под­пункт "и др.").

3 Определения этой и ряда последующих компонентно-специфических форм, за некоторым исключением, представлены в Словаре и во второй части книги.

4 Т.е. с рефреном, который не появляется в начале и конце формы рондо.

5 Звуковая (= гармоническая) компонентная форма – композиционная структура, складывающаяся на уровне каких-либо звуковых составляющих му­зы­кальной ткани, взя­тых как порознь, так и в различных совокупностях, в том числе: содер­жа­ния звукорядного процесса, структуры интервалики и аккордики; содержа­ния функциональных отношений тех или иных звуковых элементов, в частно­сти, гармонических интервалов, аккордов, тональных центров, слоев и зон и др. В качестве самостоятельной подгруппы звуковых форм выступают и различные звукоплотностные формы, в том числе: звуко­вые, интервальные и голосовые. В данной классификации этот "материаль­ный тип" компонентных форм рассматривается в составе плотностных форм (см.).

    6  Позиционная рондо-вариационная форма – форма, складывающаяся на уровне пози­ци­он­ных (=тональных) отношений отдельных раз­де­лов или фаз гармонического процесса. В данной форме объектом варьи­ро­вания – "темой" – является звукорядный материал начальной "вос­хо­дя­щей линеарной формулы", в роли рефрена выступает начальная позиция, а эпизо­дов – все остальные его позиции. При этом эффект пози­ци­он­ных смен обычно (но не всегда) усиливается за счет одновременного обнов­ле­ния звукорядного материала.

    7  В зависимости от музыкальных средств, на уровне которых скла­ды­ва­ет­ся та или иная плотностная форма, различается несколько ее "материальных видов", в том числе: звукоплотностная, ритмоплотностная, тембро­плот­но­ст­ная, динамикопотностная, штрихоплотностная, голосо­плот­ностная. Анализ плотности расположения тех или иных музыкальных средств связан с оценкой их вертикальных ("вертикальная плотность") и горизон­та­ль­ных ("горизонтальная плотность") параметров. Понятие "верти­ка­­ль­ная плотность" относится к тому или иному числу однород­ных простей­ших компонентов музыкальной ткани, появляющихся одномо­мен­тно, понятие "горизонтальная плотность" – к числу этих компонентов, приходящихся на какую-либо еди­ни­цу измерения музыкального времени.

    8  Т.е. форма, голосовая структура экспозиции которой выстроена прогрессийно, репризы – регрессийно, а середины – статично.

    9  Синхронное ритмическое полемногоголосная ритмоструктура, все "ритмоголоса" которой имеют идентичное содержание. Асинхронное ритми­чес­кое полемногоголосная ритмоструктура, отдельные "ритмоголоса" которой "ком­пле­ментируют" друг друга. В Композиции 33 к синхронным ритмиче­с­ким полям отнесены также и ритмические структуры, отдельные – пе­да­ль­ные – голоса которых представлены едиными длительностями про­тя­жен­ностью от трех до тридцати двух шестнадцатых.

10  Термин Т.В. Шевченко.

    11  Понятие "сонантная форма" относится к композиционным процессам, конструктивным материалом которых являются различные сонантные едини­цы – единицы гармонического напряжения. Анализ сонантного композицион­но­го процесса связан с последовательной "цифровой оценкой" напряжения гармонических вертикалей музыкальной ткани, в том числе: интервалов, аккордов, соноров и полифони­чес­ких созвучий, сопоставлением этих оценок, выявлением той или иной композиционной закономерности в их смене (напр., рондообразной, крещен­ди­рующей, диминуирующей, симметричной и др.). При переводе по­лу­чае­мых в ходе анализа цифровых данных в линеарно-гра­фи­чес­кие, каждый из рассматри­вае­мых сонантных процессов подобно плот­но­стным, также обрета­ет свой собственный "графический образ", свой ре­льеф-форму и также со стро­го-геометрической или свободно-геомет­ри­чес-кой структурой.

    Аналогично складывается также и исследование композиционных процес­сов, связанных с диапазонными параметрами музыкального сочинения.



    12  Каскадные стреттные тембровариации – одна из разновидностей тембровариаций, для которой характерна постепенная замена относительно вы­со­ких тембров на более низкие и их стреттное появление. В случае раз­ви­тия тембрового процесса в обратном направлении образуются тембро­вос­хо­дя­­щие вариации (термин Т.В. Шевченко).

    Отмечен­ная закономерность тембродраматургического процесса непо­сред­ствен­но связана с воплощением В. Екимовским Образа Успения, но не в традиционном – церковно-догматическом – его прочтении, а в значение "упокоения".



    13  Разделы этой темпоформы ифференцируются по мобильности и ста­бильности их темпового содержания.

    14  Под "контрапунктическими вариациями" здесь понимается та разновид­ность вариационной формы, в которой разные темы и вариации на них изла­га­ют­ся одновременно в разных голосах (пластах) музыкальной ткани.

    Сквозные микровариации – вид вариационной формы, который связан с постоянной ретроспективной перео­цен­кой границ своих разделов, масштабов их материала, и в том числе, ритмического и звукового. Условные (= времен­ные) границы микротемы и микровариаций в этой форме – это остановки на отно­си­тельно долгих или самых долгих нотах.

    15  Перекрестное семиплановое рондо – рондо, в котором по принципу "втор­­же­ния – перекрещивания" взаимодействуют семь рондообразных суб­ком­позиций.