1. Теоретические основы коммерческой деятельности предприятия розничной торговли 6 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания по написанию курсовых работ для студентов специальности 08. 1 92.81kb.
Вопросы к экзамену на магистратуру на 2013 год Сущность и содержание... 1 36.41kb.
Теоретические основы экономической эффективности 1 300.02kb.
«Роль розничной торговли в современном экономическом развитии Великобритании» 3 887.96kb.
Темы рефератов по дисциплине «Организация коммерческой деятельности» 1 46.95kb.
Рабочая программа по курсу опд. Ф. 9 «Мировая политика и международные... 2 1123.48kb.
Альфа Аре Метизы 1 12.24kb.
С. В. Маланов метологические и теоретические основы психологии. 9 5134.8kb.
Правовое положение холдингов, осуществляющих предпринимательскую... 2 413.71kb.
Рабочая учебная программа По дисциплине: Теоретические основы беспроводной... 1 185.69kb.
Х. Методологические основы управления денежными потоками предприятия... 10 1840.78kb.
Рабочая программа дисциплины в 01 Деловой иностранный язык (немецкий... 1 158.46kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

1. Теоретические основы коммерческой деятельности предприятия розничной торговли - страница №2/3


Выводы
В результате изучения теоретических основ коммерческой деятельности предприятия можно сделать следующие выводы:

- планирование ассортимента является важнейшей составной частью коммерческой деятельности коммерческого предприятия;

- основное назначение склада - концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей;

- стратегия ценообразования - это выбор предприятием стратегии, по которой должна изменяться исходная цена товара с максимальным для него успехом, в процессе завоевания рынка;

- упаковка призвана поддерживать и укреплять рыночную позицию товарной марки.

В работе рассмотрены вопросы организации коммерческой деятельности на торговом предприятии, организации оперативно-сбытовой деятельности.



2. Анализ организационно-хозяйственной деятельности и методов совершенствования коммерческой деятельности ООО Торгового Дома «Три кита»
2.1 Общая характеристика предприятия
Организационно-правовая форма фирмы Общество с ограниченной ответственностью «Три кита», фирма зарегистрирована 13 сентября 2003 года. «Общество с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов…» [ст. 87 ГК]. Первоначальное название магазина, было ООО «Водострой». С 2004 года магазин получил свое нынешнее название ООО «Три кита» и дочернее предприятие ИП Цыбышева Н.В.

ООО «Три кита» имеет сеть магазинов, но нас интересует магазин расположенный по адресу: г. Иваново, пр-т Строителей, д. 6.



Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации.

Участниками общества являются граждане РФ:

Цыбышева Наталья Владимировна, паспорт серии 2402 №480752 выдан ОВД Ленинского района г. Иваново 29.04.2003 г., код подразделения 372-005, проживающая по адресу: г. Иваново, улица Калинина, дом 13, квартира 32.

Кузнецов Игорь Станиславович, паспорт серии 2403 №960163 выдан ОВД Октябрьского района г. Иваново 17.11.2003., код подразделения 372-001 проживающего по адресу: г. Иваново, улица Калинина, дом 23, квартира 40.

Полное фирменное наименование общества на русском языке: общество с ограниченной ответственностью «Три кита».

Сокращенное фирменное наименование: ООО «Три кита».

В целом можно отметить, что предприятие создано с целью комплексного обеспечения населения товарами. В соответствии с основной задачей стоящей перед магазином, осуществляются следующие виды деятельности:


  • осуществление научно-технической, производственной, финансовой деятельности;

  • осуществление в установленном порядке необходимых мероприятий по рекламе своих услуг; участие и организация выставок;

  • заключение хозяйственных и иных договоров в пределах своей компетенции;

  • торгово-закупочная деятельность;

  • оказание бытовых, посреднических, транспортных и иных услуг;

  • другие виды деятельности, предусмотренные в уставе предприятия.

Деятельность предприятия осуществляется на основе самостоятельно разработанных планов. Перспективные планы, а также годовые и текущие утверждаются руководством ООО «Три кита».

Предприятие осуществляет самостоятельную финансовую деятельность в пределах, установленных действующим законодательством. Предприятие строит свои отношения с юридическими лицами, частными предпринимателями во всех сферах своей деятельности исключительно на основе договоров. В своей деятельности предприятие учитывает также и интересы потребителей, соблюдая требования к качеству товаров и уcлyг. Предприятие свободно в выборе формы и предмета хозяйственных договоров и обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству Российской Федерации. Магазин реализует товары, работы, услуги по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, если иное не предусматривает законодательством РФ. Контроль и ревизия производственной и хозяйственной деятельности предприятия осуществляется налоговыми, природоохранными и другими органами, имеющими право контроля.

В настоящее время деятельность предприятия осуществляется по розничной продаже товаров, относящихся к группам: водоснабжения, отопления, канализации, газовое оборудование. А так же предоставляет услуги населению: составление проектов на индивидуальное отопление жилья, монтаж систем отопления, водоснабжения и канализации, гарантийное и постгарантийное обслуживание газового оборудования. Источником формирования финансовых ресурсов предприятия являются собственные источники и привилегированные средства (займы и кредиты), хотя в настоящее время в условиях мирового финансового кризиса, займам и кредитам, отводится второстепенное значение.

Прекращение деятельности предприятия может осуществляться путем ликвидации, либо реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразование организационно-правовой формы) на условиях и в порядке предусмотренным действующим законодательством РФ.

Структура управления торговым предприятием должна удовлетворять таким требованиям: соответствовать функциональному содержанию процесса управления предприятием; обеспечить планомерное развитие управляемой системы; обладать возможностями для внедрения в практику достижений науки и передового опыта. На структуру управления оказывают влияние численность сотрудников, подчиненных одному руководителю, объем товарооборота, специализация, количество подведомственных торговых единиц (структурных подразделений).

В сложившейся на сегодня структуре предприятия работают:

1. Директор;

2. главный бухгалтер-1;

3. бухгалтер-1;

4. администратор зала-3;

5. менеджер по продажам-3;

6. заведующий складом-1;

7. кассир-3;

8. менеджер по реализации товаров-24;



9. кладовщик-3.

fHidden0fLayoutInCell1

fLayoutInCell1fHidden0fLayoutInCell1

fLayoutInCell1fHidden0fLayoutInCell1











































































fLayoutInCell1fHidden0fLayoutInCell1






























fLayoutInCell1fHidden0fLayoutInCell1
























fLayoutInCell1fHidden0fLayoutInCell1


















































































































fLayoutInCell1fHidden0fLayoutInCell1


















fLayoutInCell1fHidden0fLayoutInCell1









fLayoutInCell1fHidden0fLayoutInCell1



















































































































Механические структуры характеризуются следующими принципами:



  • централизованное принятие решений (то есть, право принять окончательное решение принадлежит одному человеку - директору);

  • четкое разделение труда - что приводит к повышению квалификации специалистов в каждой области;

  • иерархичность уровней управления (то есть, каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему);

  • принцип единогласия;

  • осуществление приема на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

Преимущества: возможность высшего руководства концентрировать внимание на стратегических задачах путем передачи полномочий по оперативной деятельности на уровень отделений; концентрация усилий на конечном результате, уменьшение количества централизованных служб, что благоприятствует улучшению функционального обслуживания в целом; интеграция персонала автономного отделения в связи с его ориентацией на конечный результат.

Недостатки: представление сравнительно широких полномочий магазинам и их руководителям обострило проблему – сочетание самостоятельности магазинов и их ответственности за общие для всей организации конечные результаты.

На генеральном директоре ООО «Три кита», лежит решение огромного число задач. Например, принятие ориентированных на выбранный сегмент рынка решений, направленных на удовлетворение потребностей клиентов, определение общих направлений политики предприятия в рамках поставленных целей и задач, в том числе проведение финансовой политики, к которой могут быть отнесены такие вопросы, как определение лимитов расходов на содержание персонала, предельные расходы на административные и хозяйственные нужды.

Руководитель высшего звена вправе также решать, какая система расчетов с клиентами наиболее предпочтительна, какие кредитные, дисконтные и бонусные карточки будут приниматься в предприятии.

Руководитель отдела снабжения, как руководитель среднего звена определяет принципиальные вопросы закупочной политики, в частности ориентацию на определенных поставщиков. Он по согласованию с генеральным директором ООО «Три кита», вправе определить круг поставщиков, деловые отношения с которыми магазин будет поддерживать в первую очередь. Управленцы среднего звена - администраторы, обеспечивают реализацию политики предприятия, разработанной высшим руководством, и несут ответственность за доведение приказов, указаний, инструкций, детальных заданий до подразделений, а также за их своевременное выполнение.

Администратор магазина осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, контролирует культуру обслуживания посетителей, состояние учета, контроля и сохранность материальных ценностей, подбор и расстановку кадров, соблюдение трудового законодательства, техники безопасности и правил санитарии и гигиены. Администратор руководит и организует работу менеджеров торгового зала, уборщиков зала. Контролирует персонал в соблюдении правил обслуживания посетителей, внутреннего распорядка, личной гигиены, ношения фирменной одежды. Обеспечивает подготовку зала к открытию магазина и обеспечивает четкую связь складов и торгового зала.

Система управления людьми включает не только подбор кадров, но и выбор модели управления предприятием. Управление должно быть простым и гибким, обеспечивать эффективность и конкурентоспособность. По мнению специалистов, лучше всего, если система управления имеет:

- не очень крупные подразделения (службы, отделы, смены), укомплектованные квалифицированными специалистами;

- небольшое число уровней управления;

- структуру, основанную на группах специалистов;

- графики и процедуры работы, ориентированные на потребителей услуг торговли.

Идеальной единой модели управления предприятием торговли не существует, поскольку каждый руководитель разрабатывает свою собственную модель, руководствуясь знаниями, опытом работы и вкусами клиентуры. Среди факторов, которые определяют выбор управленческой модели, принято выделять: размер предприятия, характер среды потребителей услуг, перечень и уровень основных и дополнительных платных и бесплатных услуг, конкурентную ситуацию на рынке. К аппарату управления торгового предприятия относится директор предприятия и менеджеры по товародвижению. К персоналу торгового зала относятся администраторы, старший кассир и кассиры, менеджеры торгового зала. Администратор магазина осуществляет текущее руководство. К текущему управлению относятся организация завоза и реализация товаров, повседневный контроль за работой, оперативное устранение причин, мешающих нормальному ходу торгово-технологического процесса. Текущее управление торговым процессом обеспечивает организационную устойчивость работы всех подведомственных торговых и хозяйственных единиц экономичного и своевременного выполнения поставленных планов и задач. Менеджер по товародвижению подчиняется директору предприятия. Он осуществляет проверку и оприходование принятого товара, проверяет верность штрих-кодов, заводит с помощью сканера штрих-код, оформляет ценники, анализирует товародвижение, организует эффективное движение товаров.

Администратор магазина подчиняется директору. В его непосредственном подчинении находятся менеджеры торгового зала, уборщики. Основной задачей деятельности является контроль за соблюдением персоналом надлежащего качества и культуры обслуживания покупателей при оказании услуг торговли.

Кассир - сотрудник магазина, осуществляющий контроль за денежными потоками по кассовым аппаратам. Основными задачами являются контроль кассовых операций по приему, выдаче и хранению денежных средств, введение и предоставление кассовой отчетности, передача денежной наличности на инкассацию.

Менеджер по реализации товара подчиняется администратору магазина. Основной задачей деятельности является прием и размещение товара на складе. Менеджер торгового зала - сотрудник магазина, представляющий посредством своей деятельности саму фирму, ее реализуемую продукцию и услуги клиентам и потребителям в магазине. Работа менеджера зала заключается в выполнении поставленных руководителями планов по объемам продаж, мерчендайзингу на выделенной территории, а также поддержании и улучшении отношений с потребителями. В деятельности он подчиняется администратору. Основными задачами являются: выкладка товара в торговый зал, приемка товара, замещение администратора с исполнением его обязанностей.

Уборщик производственных и служебных помещений подчиняется администратору зала. Основной задачей деятельности является уборка помещений магазина.

Должностные инструкции каждому исполнителю разрабатывает руководитель предприятия. Эти инструкции отражают задачи, стоящие перед тем или иным отделом, четко определяют обязанности работников с учетом их взаимозаменяемости (на время отпуска, болезни и т.д.), обеспечивают правильное использование труда специалистов.

Магазин находится в спальном районе города – вблизи крупных торговых предприятий, банков, жилого района. Поэтому покупательский поток всегда велик, так как помимо самих жителей города посещают магазин гости города. Магазин расположен вблизи остановок общественного транспорта и имеет удобную парковочную площадку, прилегающую к территории магазина.

При определении торговой территории – зоны обслуживания, необходимо учитывать потоки уличного движения, так как, чем лучше доступность магазина,– тем обширнее его торговая территория.

Также необходимо провести зонирование - разбивку территории по географическому признаку, по плотности численности населения, типу жилья, наличию торговых, административных центров, с целью определения зоны обслуживания предприятия.

Концепция зоны обслуживания определяет:


  1. Каждый определенный товар, услуга характеризуется определенным расстоянием, которое потребители готовы затратить ради его приобретения.

  2. Потребители обычно стремятся воспользоваться услугой в близлежащем месте.

  3. Потребители обычно стремятся в одном месте получить все (качественный товар, ненавязчивый сервис, умеренные цены, дополнительные услуги).

  4. Необходимо знать мнение потребителей об окружающих их предприятиях, аналогичного профиля, об имеющихся у них альтернативах выбора.

В зонировании территории выделяются 4 основных типа торговых зон:

1. Центральная – обычно совпадает с центром деловой активности, действующая торговая сеть и сеть предприятий обслуживания не сбалансирована и ориентируется на обслуживание города в целом.

2. Периферийная - совпадает с деловым центром на уровне района.

3. Пригородная – совпадает с центром спальных районов города.

4. Районная – имеет территориальное ограничение по микрорайону.

Магазин расположен в пригородной части города. Недалеко от магазина расположена магистраль городского значения ул. Лежневская, с интенсивными потоками движения индивидуального и общественного транспорта, остановки общественного транспорта расположены в пределах 2-5 минут ходьбы до магазина.

По типу торговой зоны магазин относится к пригородной торговой – административной зоне, так как совпадает с центром спальных районов и ориентирован на обслуживание постоянных жителей данной территории. А значит основная задача предприятия – формирование торгового ассортимента для полного удовлетворения существующего спроса.

Основной поток покупателей – это люди с разным уровнем дохода. На мой взгляд, место расположения магазина выбрано удачно, что обеспечивает получение большей прибыли. Но в то же время это приводит к большой конкуренции.

Среди других предприятий торговли, которые могут повлиять на поток посетителей, можно назвать магазины «Кенгуру», «Стройсистемы», «Сантехник». Каждый тип зоны может состоять из подзон, которые притягивают потенциальных потребителей.

Подзону магазина можно охарактеризовать как первичная или ближняя торговая зона (территория на которой проживает большинство потенциальных посетителей, 60-65% объемов продаж дают именно эти посетители, границы предприятия проходят в радиусе 2-4 километров). Так как магазин позиционирует себя как место, где можно быстро приобрести товар – основными клиентами являются проживающие в ближайших, жилых домах, а так же монтажные организации, осуществляющие свою деятельность на территории города.

Любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга. Осуществление успешной коммерческой деятельности в рыночных условиях предполагает учет индивидуальных предпочтений различных категорий потребителей. Именно это составляет основу сегментации рынка. Сегментация рынка позволяет повысить эффективность средств и методов рекламы, регулирования цен, применяемых форм и методов обслуживания. Смысл ее заключается в том, что предприятие не распыляет, а концентрирует свои усилия на «направление главного удара» (наиболее перспективном для него сегменте). Сегментация вскрывает потенциальные возможности предприятия на рынке. Предприятие выбирает наиболее привлекательные сегменты, которые должны служить целью для достижения желаемых результатов. Единого способа сегментации рынка не существует, но, как правило, сегментацию проводят, используя следующие признаки: географический (место или район проживания: город, село, центральный район или окраина и т.д.), социально-демографический (пол, возраст, социальный статус, доход), психологические (степень лояльности и приверженности и т.д.).

Магазином была разработана анкета для проведения опроса потенциальных потребителей, определена выборка потребителей, необходимых для опроса - в количестве 120 человек. На основании полученных из анкет данных была выполнена сегментация потребителей и данные занесены в таблицу 1.


Результат анализа опроса потенциальных потребителей магазина. Таблица 1

Принципы сегментации

Сегментация рынка по потребителям

1. Пол.

Структура в %



Мужской женский

70% 30%


2. Возраст.

Структура в %



18-30 30-45 свыше 46

15% 60% 25%



3. Среднедушевой доход.

Структура в %



До 7 тыс. 7-10 тыс. свыше 10 тыс.

25% 60% 15%



4. Социальный статус.

Структура в %



Рабочий служащий личный бизнес

15% 55% 30%



5. Личные качества.

Индивидуальность импульсивность амбициозность

6. Требования к качеству покупаемого товара.

Высокие средние низкие

80% 15% 5%



7. Требования к качеству обслуживания.

Высокие средние низкие

80% 15% 5%



8. Причина посещения предприятий розничной торговли.

Материальное удовлетворение нужд покупателя.

На основании полученных данных, занесенных в таблицу 1 можно сделать вывод о сегменте потребителей, на который магазину необходимо сделать упор: это, как правило, мужчины в возрасте 30-45 лет, служащие, имеющие доход 7-10 тысяч рублей в месяц.

Большинство опрашиваемых охарактеризовало себя как людей импульсивных, а при достаточной мотивации (реклама, убеждения, личная беседа) такие люди готовы потратить на покупку больше, чем планировали заранее. Потенциальные потребители магазина предъявляют высокие требования к качеству покупаемого товара, требования к уровню сервиса средние (возможно это связано с тем, что данная категория посетителей не привыкла посещать заведения «высокого» уровня сервиса, и не избалована им).
Основными видами деятельности ООО «Три кита» являются:


  • оптовая и розничная торговля товарами сантехнического назначения;

  • услуги населению: составление проектов на индивидуальное отопление жилья, монтаж систем отопления, водоснабжения и канализации, гарантийное и постгарантийное обслуживание газового оборудования;

• транспортные услуги, междугородние перевозки, транспортно-экспедиционная деятельность.

На осуществление всех видов деятельности Компания имеет соответствующие лицензии, аккредитации, сертификаты.

Магазин ООО «Три кита» - полносервисное предприятие, с удобным режимом работы (с 9 – до 21), предлагает своим посетителям широкий выбор товаров, обслуживает самый широкий контингент потребителей

Здесь представлены такие группы товаров как:



  1. Трубы и фитинги, для систем водоснабжения, отопления, канализации.

  2. Радиаторы.

  3. Санфаянс, мебель для ванных комнат, ванные, душевые кабины.

  4. Полотенцесушители.

  5. Газовые и электрические котлы, газовые колонки, газовые плиты, водонагреватели.

  6. Смесители и комплектующие к ним.

В соответствии с товарной специализацией и размеров торговой площади осуществляется формирование ассортимента разных групп товаров, их видов и разновидностей.

Основная услуга, которую оказывает розничная торговля - это реализация товаров в магазине. Услуга розничной торговли - результат непосредственного воздействия продавца и покупателя, а также собственной деятельностью продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров по договору купли-продажи.

Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов: формирование ассортимента; приемка товаров; обеспечение хранения; предпродажная подготовка; выкладка товаров; предложение товаров покупателю; расчет с покупателем; отпуск товара.

Общие требования к услугам торговли:

- помещений предприятия торговли, установление режима работы, выбора метода обслуживания, формирования ассортимента. Требования функциональной пригодности услуги торговли предусматривают: точность и своевременность оказания услуги, характеризующиеся соблюдением установленного режима работы предприятия торговли, точностью срока выполнения услуги, точностью выписки счета и оформления кассового чека и др.; наличие товаров надлежащего качества;

- наличие товаров установленного для данного типа предприятия ассортимента; обеспечение условий для компетентного выбора потребителем товаров и услуг; информативность, то есть наличие необходимой достоверной информации об услугах и товарах, номенклатуре услуг и ассортименте товаров, исполнителе услуги, о правилах и условиях оказания услуг, в том числе о правилах продажи товаров и правах покупателей; соответствие обслуживающего персонала своему профессиональному назначению, в том числе компетентность и умение общаться с покупателями.

Деятельность торгового предприятия подобного ООО «Три кита» начинается с изучения и поиска поставщиков способных не только предоставить продукцию, удовлетворяющую потребности рынка, но и наиболее выгодные условия поставки своих товаров, в т.ч. и доставку товара транспортом поставщика.

Основными поставщиками является:

Предприятие ООО «Три кита» закупает товары в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире и других городах, но все же основная масса поставок приходит с московских фирм: «Центртрубпласт», «Терморос», «Терем», «Сантехопторг», «Экотекс», «Санфлор» и другие.

Работа магазинов с поставщиком построена таким образом: еженедельно или 2 раза в неделю менеджер по закупке товаров снимает фактический остаток по товарам, высчитывают реализацию и составляют заявку.

Товар от данного поставщика поступает в магазин, согласно сделанной заявке. Нужно отметить, что по всем группам товаров ведутся анализы продаж. Они способствуют более правильному, более точному составлению заявок, избежание «затаривания» складов магазина. Поставщики - это партнеры по совместному предприятию, члены более крупной системы, союзники, вооруженные технологией, знаниями и убеждениями, которые наше торговое предприятие использует для совершенствования. Наши поставщики находятся на передовой в своей отрасли, чтобы конкурировать; должны быть преданы постоянному совершенствованию и активны в удовлетворении и опережении ожиданий потребителя.

Для размещения товаров в зале магазина предприятием использованы пристенные и островные горки, демонстрационные стенды, прилавки-витрины. Выложенные на них образцы товаров снабжены ярлыками с указанием названия изделия цены, артикула, а также наименования предприятия-изготовителя. В зале есть менеджер по реализации товаров, осуществляющий консультации и принимающий заявки на завоз товаров, оформляющий отборочные листы или счета-фактуры, изучающий спрос оптовых покупателей.

Магазин ООО «Три кита» в своей деятельности в пределах определенных целевых групп выделяет наиболее выгодных для себя клиентов и устанавливает с ними более тесные отношения, организуя долгосрочные договора на оптовую продажу товаров посредством заключения договоров поставки или купли-продажи.

Предприятие ООО «Три кита» несмотря на недавнее существование на рынке города Иванова имеет достаточно приличную клиентскую базу. Перечислим основных, постоянных клиентов: «Техгарант», «ИТБ-Семигорье», «ЗАО Одежда и мода», «ООО Аква», «Монтажник», «МУП МПО ЖКХ», «Сервистрой», «Водоканал», «Прометей» и другие. Предприятие ООО «Три кита», работает не только с монтажными организациями, но и с частными лицами с каждым годом увеличивая объемы клиентской база, а в месте с ней и объёмы продаж.

Предприятие ООО «Три кита» для того чтобы выжить в конкурентной борьбе меняет стратегию и тактику своей работы, непрерывно работает над его совершенствованием, следит за качеством продаваемого товара, освоением новых видов товаров, использует наиболее совершенные и гибкие методы ценообразования.
2.2 Анализ финансово-экономического состояния ООО Торгового Дома «Три кита»
Изучение существующих тенденций и возможностей предприятия, касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.

Анализ розничного товарооборота является предшествующим этапом планирования розничного товарооборота. Цель анализа состоит в выявлении неиспользованных резервов предприятия с целью увеличения объемов товарооборота.

Задачи анализа розничного товарооборота:


  1. Изучение текущей конъюнктуры потребительского рынка.

  2. Оценка общего объема и структуры товарооборота.

  3. Выявление причин изменения объема реализации.

  4. Разработка мероприятий по увеличению объема товарооборота.

Анализ объема и структуры товарооборота начинают со сравнения фактических данных с плановыми данными и определяют процент выполнения

% вып ТО = ТО факт / ТО план * 100 (%), (3)

Где % вып ТО – процент выполнения товарооборота,

ТО факт – фактическое значение товарооборота,

ТО план – плановое значение товарооборота.

Рассмотрим поквартальное выполнение плана товарооборота магазина в таблице 2.


Выполнение плана товарооборота по кварталам Таблица 2.

Квартал 2008

Факт

План

Отклонение

% выполнения

1 квартал

8.660.944 р.

10.000.000 р

- 1.339.056

86,6

2 квартал

10.971.300 р

10.000.000 р

971.300

109,7

3 квартал

19.988.523 р

10.000.000 р

9.988.523

199,9

4 квартал

13.428.838 р

10.000.000 р

3.428.838

134,3

ИТОГО

53.049.605 р

40.000.000 р

13.049.605

132,6

Фактический товарооборот составил 53.049.605 рублей.

Плановый товарооборот составил 40.000.000 рублей.

Процент выполнения = (53.049.605 / 40.000.000) * 100 = 132,6%

Можно сделать вывод, что план выполнен на 132,6%, то есть перевыполнен на 32,6%.

Максимальное значение товарооборота было достигнуто в сентябре месяце и составило 7.200.865 рублей.

Второе место по величине товарооборота занимает август. Значение составило 6.953.473 рублей.

На третьем месяце продажи в июле. Товарооборот за этот месяц составил 5.834.185 рублей.

Причиной высокого спроса на товары стала рекламная акция, проведенная в июле, а так же сезонность продаваемого товара.

Основными факторами, влияющими на объемы продаж магазина, являются:



  • проведение рекламной кампании (июль, декабрь);

  • проведение социальных опросов населения.

По кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в товарообороте за период с 01.07.08 по 30.09.08 занимает оборот третьего квартала - свыше 99,9%, а наименьший удельный вес в обороте за данный период приходится на первый квартал – процент выполнения лишь 86,6%, т.е. план не выполнен на 13,4%. Ритмичность развития розничного товарооборота предприятия по кварталам, наглядно отражена на рис. 1.

Рисунок 1. Выполнение плана товарооборота по кварталам за 2008 года


Величина товарооборота зависит от ассортимента товаров.

Необходимо отметить лидеров продаж магазина:

- трубы и фитинги (полипропилен) 25%;

- ванны и душевые кабины 15%;

- мебель для ванной 13%;

- санфаянс 12%;

- радиаторы 10%;

- газовое оборудование 8%;

- канализация 7%;

- смесители 7%;

- насосные станции 3%.

Рисунок 2. Структура товарооборота по различным видам продукции


Деятельность торгового предприятия связана с момента его создания с разнообразными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Под издержками обращения понимаются выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление торгово-производственной деятельности предприятия.

Различные виды издержек по-разному реагируют на процессы товародвижения и реализации товаров. Их формирование имеет свои специфические особенности. На исследуемом предприятии существуют следующие статьи расходов:



    • аренда помещения; электроэнергия; вода; тепло;

    • телефон;

    • прочие эксплуатационные расходы; ремонтные работы;

    • затраты по приобретению основных средств; списание товаров;

    • транспортные расходы; прочие расходы; канцтовары; хознужды;

    • общехозяйственные расходы;

    • зарплата работников;

    • налоги на зарплату;

    • охрана объекта.

Рассчитаем величину издержек обращения магазина ООО ТД «Три кита». Оплата труда подробно рассмотрена в таблице 3.

Таблица 3. Заработная плата сотрудников магазин за 2008 год



Месяц

Начисленная заработная плата




Менеджер

Администратор

Январь

11005 р.

20000 р.

Февраль

11705 р.

20000 р.

Март

14458 р.

20000 р.

Апрель

14000 р.

20000 р.

Май

13857 р.

20000 р.

Июнь

13500 р.

20000 р.

Июль

16500 р.

20000 р.

Август

16500 р.

20000 р.

Сентябрь

23000 р.

20000 р.

Октябрь

17360 р.

20000 р.

Ноябрь

13200 р.

20000 р.

Декабрь

13100 р.

20000 р.

ИТОГО

178185 р.

240000 р.

среднее

14849 р.

20000 р.

В данном магазине работает 9 менеджеров и 1 администратор.

Фонд оплаты труда за год – 1843665 рублей.

Налоги на зарплату – 479353 рублей.

Аренда магазина – 1 344 000 рублей в год.

Транспортные услуги составляют 20 000 рублей в месяц, в год 240 000 рублей.

Амортизация основных средств 150 000 рублей в год.

Расходы на рекламу составляют 116 000 рублей в год.

Сумма издержек обращения = 4 173 018 рублей в год.

Определим уровень издержек обращения в магазине:


Ур ИО = ИО / ТО * 100 (%),
где Ур ИО – уровень издержек обращения,

ИО – сумма издержек обращения,

ТО – товарооборот.

Уровень ИО = 4 173 018 / 53 049 605* 100 = 7,9%.

На данном предприятии магазине уровень издержек составил 7,9%.

Рассмотрим показатели рентабельности и прибыли.

Основными задачами анализа прибыли и рентабельности торгового предприятия являются:


  • систематический контроль за выполнением плана полученной прибыли;

  • определение влияния объективных и субъективных факторов на финансовые результаты деятельности предприятия;

  • выявление резервов увеличения прибыли и повышения рентабельности;

  • разработка мероприятий по использованию выявленных возможностей увеличения прибыли;

  • оценка работы предприятия по использованию выявленных возможностей увеличения объема реализации товаров, прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучается состав прибыли, ее структура, динамика и выполнение плана за отчетный период. Оценивается влияние отдельных факторов на изменение прибыли и рентабельности.

В условиях рыночной экономики получение прибыли является основным мотивом предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль создает финансовые гарантии для его дальнейшего существования, является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации. Как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, сущность прибыли состоит в том, что она является денежным выражением части стоимости прибавочного продукта.

Прибыль – это превышение валового дохода предприятия над его расходами. Обратное положение (превышение расходов над доходом) называется убытком.

В практике употребляются следующие определения прибыли: прибыль от продаж; прибыль до налогообложения и чистая прибыль.

Прибыль учитывается в абсолютной величине и в относительной.

Для расчета прибыли необходимо рассчитать валовая прибыль.

Валовая прибыль в торговле – это сумма торговых наценок, т.е. при торговой наценке в среднем 34% и товарообороте 2008 года равном 53049605 рублей, валовая прибыль составляет 13460348 рубля.

Рассчитаем прибыль от продаж:


П =ВП –ИО,
где П - прибыль от продаж,

ВП – валовая прибыль,

ИО - издержки обращения.

Рассчитаем чистую прибыль магазина за 2008 год:


ЧП = П – НП,
где ЧП - чистая прибыль,

П – прибыль от продаж,

НП – налог на прибыль.

Налог на прибыль составляет 24%.

Проанализируем прибыльность магазина. Данные оформим в таблицу.

Таблица 4. Расчет прибыли от реализации магазина ООО «Три кита»



Месяц

ВП

ИО

П

ЧП

январь

710 583,00

301 783,00

408 800,00

310 688,00

февраль

700 378,00

309 595,00

390 783,00

296 995,08

март

786 591,00

340 318,00

446 273,00

339 167,48

апрель

816 309,00

335 207,00

481 102,00

365 637,52

май

869 212,00

333 611,00

535 601,00

407 056,76

июнь

1 098 242,00

329 617,00

768 625,00

584 155,00

июль

1 480 316,00

363 107,00

1 117 209,00

849 078,84

август

1 764 314,00

363 107,00

1 401 207,00

1 064 917,32

сентябрь

1 827 085,00

435 647,00

1 391 438,00

1 057 492,88

октябрь

1 430 675,00

372 705,00

1 057 970,00

804 057,20

ноябрь

1 142 492,00

326 279,00

816 213,00

620 321,88

декабрь

834 150,00

325 163,00

508 987,00

386 830,12

ИТОГО

13 460 347,00

4 136 139,00

9 324 208,00

7 086 398,08

Среднее значение

1 121 696,00

344 678,00

777 017,00

590 533,17

Магазин ООО «Три кита» приносит прибыль.

Чистая прибыль магазина за 2008 год составила 7086398,08 рубля.

Несмотря на то, что прибыль является важнейшим экономическим показателем работы предприятия, она не в полной мере характеризует эффективность его работы. Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты работы (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты.

Рентабельность - один из основных качественных показателей эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации.

В торговле наибольшее распространение получил показатель рентабельности, исчисляемый как:


R = П / ТО * 100 (%),
где R – рентабельность,

П – прибыль от продаж,

ТО – товарооборот.

Рентабельность = 9 324 208,00 / 53 049 605,00 * 100 = 17,6%


Магазин в 2008 г. в целом имеет стабильные финансовые показатели хозяйственной деятельности. Магазин ООО «Три кита» приносит прибыль. За 2008 год чистая прибыль магазина составила 7086398,08 рубля.

Рентабельность магазина равна 17,6%.

Величина прибыли в торговле зависит от объемов спроса на товары и их предложения.

Для усиления конкурентоспособности необходимо увеличить ассортимент реализуемых товаров, оптимизировать издержки, что позволит снизить цены.

Таблица 5. Основные показатели финансовой деятельности


Показатели

Ед. изм.

2007 г.

2008 г.

Отклонение (+, -)

Темп роста, %

1. выручка от продажи

тыс. руб.

37 165,24

53 049,61

15 884,36

142,8

2. себестоимость продукции

тыс. руб.

28 155,49

39 589,26

11 433,77

140,6

3. прибыль

тыс. руб.

9 009,76

13 460,35

4 450,59

149,4

4. рентабельность капитала

%

32

34

------------

106,3

5. рентабельность продаж

%

24,2

25,4

------------

104,9

6. фонд заработной платы

тыс. руб.

1 579,55

1 843,67

264,12

116,7

7. численность ППП

человек

9

10

1

111,1

8. производительность труда

руб.

1001

1346

345

134,5

9. среднемесячная

з / плата



руб.

13 953

14 849

896

106,4

10. основные фонды

тыс. руб.

435

577

142

132,6

11. фондоотдача

тыс. руб.

85,4

91,9

6,5

107,6

12. фондооснащенность

тыс. руб.

3,1

4,1

1,0

132,3

13. фондовооруженность

тыс. руб.

48,3

57,7

9,4

119,5

R капитала =; R продаж =; Фондоотдача =; фондовооруженность =; фондооснащенность =; Где П. - прибыль, Спр. - себестоимость продукции, Тоб. - товарооборот, ОС - стоимость основных средств, Ч – численность работников, Sторг. – торговая площадь магазина = 140 кв.м.


2.3 Методы совершенствования коммерческой деятельности ООО Торгового Дома «Три кита»
Исполнитель услуги обязан оказывать услуги, отвечающие требованиям функциональной пригодности в соответствии с правилами продажи. Требования эргономики услуги торговли предусматривают:

- комфортность и удобство покупателей при оказании услуги, включая удобное размещение товара в торговом зале, входов, выходов, секций, оборудования, мебели и прочее;

- гигиенические требования к уровню освещенности, вентилируемости, запыленности, шума, температуры в торговом зале, к персоналу, к содержанию помещений, рабочих мест, оборудованию и т.п.; доступность информации возможностям восприятия потребителем. Требования эстетики услуги торговли предусматривают гармоничность, стилевое единство, целостность композиции и художественной выразительности: архитектурно - планировочных решений помещений торгового предприятия;

- оформления фасада здания, вывески, витрин, выкладки товаров на торговом оборудовании, рабочего места и внешнего вида обслуживающего персонала, исполнения рекламных материалов, фирменных знаков и указателей, сопроводительной документацией и др.;

- интерьера торгового зала путем оснащения соответствующей мебелью, оборудованием, инвентарем и подбора цветового решения и светового освещения. Требования технологичности услуги торговли предусматривают: наличие рационального набора технологического оборудования, инвентаря определенных типов и моделей, формы и назначения, с учетом используемых методов продажи, ассортимента товаров, оказываемых услуг; создание условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания;

- наличие помещений (по назначению и площадям), необходимых для организации торгового процесса и рационального движения покупательских и товарных потоков, обеспечения рационального размещения, максимальной видимости вложенных товаров;

- наличие технических средств для обработки информации, в том числе по товародвижению;

- наличие документов и средств, позволяющих проводить потребителем контроль процессов обслуживания;

- оптимальный уровень затрат труда, времени и других ресурсов на проведение отдельных операций торгово-технологического процесса, создание условий для механизации трудоемких процессов обслуживания покупателей.

- требования безопасности услуг розничной торговли;

- требования охраны окружающей среды.

Для того чтобы покупатели посещали магазин, применяется целый комплекс маркетинговых мероприятий: проведение социальных опросов, семплингов (знакомство потребителя с новыми продуктами), рекламные акций, предоставление льготных скидок.

Далее следуют маркетинговые исследования примерного плана:


  1. Категория клиентов (возраст, профессия, доходы и т.п.).

  2. Предпочтения потребителей.

  3. Уровень и виды обслуживания, наиболее подходящие для данной категории клиентов.

  4. Конкуренты магазина.

  5. Предполагаемый уровень прибыли.

  6. Расходы: зарплата персонала, аренда помещений или оборудования и тому подобное.

  7. Время работы предприятия.

  8. Наиболее часто используемые и наиболее продаваемые товары.

Не стоит забывать о том, что главная цель функционирования предприятия – получение прибыли.

Повышение культуры обслуживания покупателей во многом связано с расширением ассортимента дополнительных услуг, оказываемых им.

К услугам по оказанию помощи в совершенствовании покупки можно отнести упаковку купленного товара; заказы товара по телефону, доставка по городу. Для покупателей магазина имеется бесплатная парковка для автомобилей.

Информационно-консультационные услуги включают предоставление информации о товарах и их изготовителях. Все вышеперечисленные услуги являются бесплатными. Я думаю, что в магазине узкий ассортимент дополнительных услуг и нужно принять меры для его расширения.

Торговые услуги, оказываемые торговым предприятием в процессе покупки, являются частью торгово-технологического процесса.

Торгово-технологические процессы в магазине - это совокупность торговых и технологичных процессов, последовательно взаимосвязанных, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени. Торгово-технологический процесс зависит от степени хозяйственной самостоятельности магазина, формы продажи, вида и типа магазина, степени подготовки товара к продаже.

Принципы организации торгово-технологического процесса:


  1. Выбор оптимального варианта продажи товара.

  2. Создание условий выбора товара, удобство покупателей, экономии времени, высокий уровень торгового обслуживания.

  3. Соответствие технологии современному научно-техническому уровню. Внедрение прогрессивных методов.

  4. Достижение оптимальной экономической эффективности, путем ускорение оборачиваемости товаров, экономии труда, снижение издержек обращения.

  5. Сохранение физико-химических свойств товара.

Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товара в магазин и кончая полной подготовкой к продаже. Он включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торговом оборудовании. Осуществляется без участия покупателей.

Рациональная организация основных оперативных процессов в магазине должна удовлетворять следующим требованиям:

- направлять движение товарных и покупательских потоков навстречу друг другу без взаимных помех, с противоположных сторон магазина, с главного фасада - покупатели, со двора - товары;

- создавать условия для нормального движения покупательских потоков, исключать возможность образования тесноты и заторов из-за различных несовершенств в устройстве помещений, не допускать перекрещивания потоков покупателей; обеспечивать кратчайшие пути движения товаров внутри магазина;

- правильно выбирать и устанавливать оборудование для прибывающего товара, приемки по количеству и качеству, внутримагазинного перемещения, подготовки к продаже; обеспечивать нормальные санитарно-гигиенические условия для обработки и хранения товаров.

Торговый и технологический процессы в магазине складываются из взаимосвязанных последовательных операций, начиная от поступления товаров в магазин и кончая приобретением их покупателями. При этом необходимо сохранить потребительские свойства товаров и товарный вид, выдержать сроки реализации, довести товары до покупателей с наименьшими затратами труда при высоком уровне культуры обслуживания.

Технологический процесс в магазине начинается с разгрузки и приемки товаров.

Характеристика торгово-технологического процесса:



  • Поступление товара:

- проверка сопроводительных документов (накладные, счет-фактуры, сертификаты);

- вид тары, количество мест и так далее;

- оснащенность.


  • Перемещение в зону приемки:

- средство подъемно-транспортного оборудования;

- минимизация затрат по перемещению;

- рациональная организация;

- обеспечение сохранности.



  • Приемка товара:

- зависит от вида товара;

- сплошная или выборочная;

- нормативные документы.


  • Хранение, учитывается срок хранения, условия хранения, товарное соседство, способ укладки, виды оборудования при хранении.

  • Размещение и выкладка в торговом зале.

Размещение – это расположение товара внутри торгового зала с учетом группового ассортимента, потребительского свойства, цены, сырья, особенности спроса.

Принципы размещения:

- количество товара должно обеспечить бесперебойную торговлю ими;

- товары размещаются с учетом движения покупательских потоков;

- хорошая обозримость и доступность товара для покупателей;

- за каждой группой товара желательно закрепить постоянное место;

- новые товары, товары требующие быстрой реализации располагаются в хорошо обозримом месте.

Факторы, влияющие на размещение:

- частота приобретения отдельных видов товара;

- затраты времени на отбор товара;

- компактность покупок.

Выкладка – это расположение товара, укладка, показ их на торгово-технологическом оборудовании с целью создания композиции и заострение внимания потребителя на свойствах товара.



  • Расчет за покупку.

Цель – сократить затраты времени на обслуживание покупателей, обеспечить сохранность товара.
<< предыдущая страница   следующая страница >>