1. Информационные модели правовых процессов 6 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2страница 3 ... страница 8страница 9
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины история политических и правовых учений... 4 728.04kb.
Базовые информационные процессы, их характеристика и модели 3 531.05kb.
Д т. н., профессор Левитский Д. Н 1 93.93kb.
Материальные и информационные модели 1 125.76kb.
Лабораторная работа 11. Дополнение функциональной модели системы... 1 14.76kb.
Программа дисциплины "теория информационных процессов и систем" Рекомендуется... 1 116.92kb.
Информационные основы процессов управления 1 184.91kb.
Информационные процессы в системах управления Р. Д. Колесников 1 188.89kb.
Курсовая работа по дисциплине «Моделирование систем» 1 138.04kb.
Возможности применения символдраматических мотивов в психодраме 1 133.15kb.
От поведения к мышлению 1 172.76kb.
Учебно-методический комплекс для студентов дистанционной формы обучения... 3 536.64kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

1. Информационные модели правовых процессов 6 - страница №2/9

1.1. Информационная модель проблемной ситуации


Модели, обладающие высокой степенью адекватности и малым риском при построении и использовании требуют весьма больших затрат времени и ресурсов. В ряде случаев целесообразно строить не одну, а несколько моделей при одних и тех же ресурсах. Это порождает множество альтернатив, каждая из которых представляется моделью с исходным уровнем адекватности. Такой процесс в свою очередь порождает конструирование сети альтернатив (вариантов), где необходимо умение анализировать и исключать наименее информационные варианты в реальном юридическом процессе. Выбор наилучшего варианта достигается в результате использования натурных исследований юридических ситуаций и знаний опытных специалистов - экспертов в той или иной области юридической практики.

Каждому элементу юридического события может быть поставлена в соответствие гипотеза об элементах юридического события и применимых к ним вероятных шкалах, позволяющая построить многоальтернативную вероятностную сеть с петлями и циклами. Эта сеть позволяет выявлять важнейшие операции юридического процесса:

- операции после синтеза многоальтернативной вероятностной сети, контроль ее полноты, что требует высокой информационной мощности юриста, достигаемой либо за счет высокой личной эрудиции, либо за счет доступа к современным банкам юридических данных;

- операции, связанные с выбором способа перераспределе­ния альтернатив на сети, а также их исключения (фильтрация), либо порождения (генерация) новых альтернатив. Данные процедуры употребляются многократно, вплоть до перехода к операциям, определяющим правила остановки юридического процесса;

- операции процесса остановки.

Операция перераспределения альтернатив составляет сущность юридического процесса и направлена на выбор альтернативного пути.

Как следует из предыдущего, юридическая проблемная ситуация может быть представлена многоальтернативной, многоуровневой схемой, объединяющей высказанные гипотезы и имеющей вероятностный характер. Каждая альтернатива включает содержание определенной гипотезы и оценивается ее вероятностью.

В момент разрешения конфликта в каждом узле сети остается только одна альтернатива с вероятностью близкой и максимально приближающейся к единице. Такой процесс осуществляется с использованием дополнительных источников информации в качестве которых могут выступать новые источники данных, модели логического анализа юридической ситуации, натурные эксперименты воспроизводящие обстоятельства юридической ситуации, а также эксперты по различным аспектам данного юридического дела. Различают экспертов в области данных, информации, знаний, информационных ресурсов. Зона компетенции эксперта фиксирована. Искусство юриста и его профессионализм выражаются в умении рационально сочетать все указанные источники, достигая за относительно короткое время высокого уровня информированности по данной конкретной проблеме.

Каждый элемент юридического процесса имеет своеобразную информационную структуру. Например, нормы права образуют иерархическую информационную взаимосвязь соподчиненных законов, подзаконных нормативных актов, реальной юридической практики.

1.2. Информационная модель разрешения юридических конфликтов


При возникновении конфликта юрист выступает как управляющая система, для которой конфликтующие стороны становятся объектами управления. При этом в такой системе возникают регулярные потоки информации между объектами управления и управляющей системой. В результате конфликтное взаимодействие превращается во взаимодействие с непротивоположными интересами. Если управление неэффективное, развитие конфликта приводит к катастрофе, если удается устранить конфликт, говорят о возникновении консенсуса.

В процессе возникновения и устранения юридических конфликтов (событий) происходит взаимное управление взаимодействующими субъектами: юрист и конфликтующая сторона, так что каждый из них периодически становится то управляющим, то управляемым объектом. Каждый из них, благодаря своим механизмам доступа к информационным ресурсам, строит модель управляемого объекта.

Информационная модель управления юридического процесса может быть представлена в виде 2 сопряженных, конфликтующих подсистем: юриста и клиента через которые проходят информационные потоки нормативных данных о юридических событиях в течение временного интервала с периодичностью Тн, потоки заданий на разрешение проблемной ситуации с периодичностью заданий Тз, потоки критериев, оценивающих информационные условия разрешения проблемной ситуации, изменяемые с периодичностью Тк (рис.1.2.).

Н- нормативный информационный поток данных о нормах права с периодичностью Тн;

З - поток заданий (планов) на разрешение проблемной ситуации юридических событий с периодичностью Тз;

К - поток критериев, оценивающий информационные условия разрешения юридического конфликта с периодичностью Тк.




юрист

клиент


Рис.1.2. Модель взаимного управления юридического акта


Тн,Тз, Тк - периодичности взаимодействия элементов юридической системы;

Тоук, Тоу, Тос, Тоск - периодичности управляющего воздействия критериев оценки управляющей части (юриста) и обратной связи критериев оценки.

Критерии оценки определяют условия завершения юридического события (критерий время). Воздействие на клиента с периодичностью Тоу направлено на разрешение конфликта, в реальном состоянии клиента в юридическом процессе оценивается по цене обратной связи с периодичностью Тос. В свою очередь клиент имея собственные нормы Н и метрику ценностей, руководствуясь собственными ценностями З,К и критериями Тк выступает как управляющая подсистема по отношению к юристу, осуществляя управления Тоук, оценивая его результаты Тоск. Таким образом работают 2 контура взаимного рефлективного управления, где каждая подсистема стремится распространить на другую свою метрику ценностей. Уровень рефлексии в юридическом процессе может быть продолжен. Рассмотренная модель отображает весь комплекс потоков информации в юридической практики. Разрешение конфликта по этой схеме может привести и к равновесию. Важнейший элемент, дополняемый указанную схему - механизм мажоритарной оценки каждого элемента информационных потоков арбитром.

Оценивается каждый элемент рассматриваемых информационных потоков с позиции достоверности, точности и принимается решение, обеспечивающее устранение конфликта за определенное время. Вероятность выбора альтернативы характеризует риск каждой ее версии. Важна априорная оценка вероятности.

Под риском в юридическом процессе понимают остаточную неопределенность после проведения конкретных юридических мероприятий, которые направлены на устранение неопределенности. Информационная характеристика создает возможность оценить качество юридического процесса и выбирать наилучшие способы продолжения процесса. Например, продолжение юридического дознания средствами судебного заседания. Цена юридического риска велика. Во всех случаях необходимо его минимизировать, а в отношении к человеческой личности - исключить. Для этого необходимы специальные методы компенса­ции риска (апелляционный механизм).

1.3. Информационный анализ процессов нормативного управления1


Государственное управление социально-экономи­чес­кими объектами и процессами связано с осуществлением согласованного информационного и нормативного управления. Информационное управление предполагает максимальное информирование о неконтролируемых ненормативных альтернативных событиях и создает предпосылки управляемости общества. Нормативное управление осуществляет выявление вероятных событий-конфликтов, стимулирование конкурентных взаимодействий, ограничение конфронтации, блокирование катастроф и достижение состояния консенсуса. Нормативное управление осуществляет правовая система. Правовая система государства обеспечивает управление в условиях неопределенности параметров состояния социально-экономических систем, что делает актуальным информационный анализ процессов нормативного управления.



Рис. 1.3.
Информационный анализ процессов нормативного управления включает следующие процедуры:

- построение многоальтернативной вероятност­ной сети нормативно-контролируемых событий (МВСНС). Каждое альтернативное событие такой сети является объектом нормативного управления. Эта сеть включает множество событий, наступление которых ограничено нормативными актами. В процессе информационного анализа, конструируется топология сети, объединяющей полную группу событий и определяется вероятность  нормативно контролируемых событий. Задается также минимальная пороговая вероятность события порог, при которой целесообразно нормативное ограничение и контроль наступления события (min  порог, Рис. 1..3.);

- построение фрагментов многоальтернативной сети неконтролируемых ненормативных событий (ННС) внутри нормативно контролируемого коридора (НКК). Каждое ННС внутри НКК является объектом информационного управления;

- переходы ННС в нормативное событие или переходы ННС в другой НКК отображаются информационными моделями конфликта, конкуренции как пограничного взаимодействия ненормативных альтернатив с нормативными альтернативами, конфронтации как взаимодействия альтернатив в “узком” нормативном коридоре, катастрофы как массового неконтролируемого перехода ННС в нормативно контролируемые события (НКС), например, соответствующие юридическому событию;

- нахождение ННС в соответствующих НКК соответствует состоянию консенсуса. Управление состояниями в правовой системе целесообразно вести на основе энтропийных оценок многоальтернативных сетей с помощью специализированных блоков управления.

Информационный анализ завершается анализом информационных ресурсов и информационной структуры системы нормативного управления, объединяющего блоки управления конфликтами, конфронтацией и достижением консенсуса. Особую роль играет информационный анализ и синтез процессов предотвращения конфронтации в правовых системах в переходных процессах от конфликтов к консенсусу, который достигается в результате экспертного, модельного и натурного анализа правовой системы (рис.1.5-1.8).

Выделяются событийный, логический и параметрический подходы к информационному анализу функционирования правовой системы, осуществляющей нормативное управление.

Первый подход исследует основные классы юридических событий и основан на отображении норм права с помощью информационных моделей (рис. 1.4-1.7).

Второй подход исследует характер взаимосвязей между юридическими событиями с помощью логических моделей, в том числе с использованием формального аппарата нечеткой (размытой) логики, k-значной логики, специальной правовой логики, модальной логики, аристотелевой логики.

Третий подход исследует динамику, объемы и другие параметры информации, которая циркулирует в системе нормативного управления при наступлении различных юридических событий и основан на информационной оценке пространства альтернатив для объектов правовой системы нормативного управления.

Выделяются блоки нормативного управления: конфликтов, конкуренции, конфронтации, катастроф, конкордации. Общесистемную роль играет блок конкордации, который обеспечивает консенсус между объектами системы нормативного управления. В каждом блоке нормативного управления различаются персонально-, объектно-, процедурно-ориентированные комплексы процедур. Нормативное управление осуществляется на основе информационных ресурсов, сформированных в результате многих циклов информационного управления социально-экономическими системами (Рис. 1.).

В качестве информационных ресурсов нормативного управления выступают базы данных и базы знаний (процедурная и фактографическая классификация баз данных, Рис. 1).

Данные положения основаны на информационном анализе и ориентируют специалистов по нормативному управлению на достижение консенсуса путем ограничения конфликтов, стимулирования конкуренции, предотвращения конфронтации и блокирования юридических катастроф.





Рис. 1.4. Информационные признаки конфликта:

  • любая зона изменения неопределенности

  • рост неопределенности в процессе нормативного управления Н >Hпорог

  • время роста t > t порог







Рис. 1.5. Информационные признаки ïîääåðæàíèÿ êîíêóðåíöèè:

  • верхний и нижний уровни неопределенности Нкв и Нкв >0

  • текущая неопределенность Нт в пределах Нкв т кв






Рис. 1.6. Информационные признаки катастрофических состояний:

  • высокая скорость роста неопределенности

  • большая абсолютная величина неопределенности







Рис.1.7. Информационные признаки конфликта:

  • неопределенность состояний близка к нулю




Рис. 1.8. Информационные ресурсы нормативного управления





  следующая страница >>