1. Цель дисциплины. Вопросы психического здоровья и его достижения всегда составляли и составляют суть практической психологии - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тренинг для воспитателей на развитие эмоциональной устойчивости и... 1 50.79kb.
Исследование проблематики здоровья является одним из приоритетных... 1 241.48kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Всеобщее управление качеством»... 1 138.76kb.
Методы и техники практической психологии Психоанализ, психосинтез... 8 2637.99kb.
Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан 1 388.66kb.
Рабочей программы учебной дисциплины Педагогическая психология Цель... 2 398.13kb.
Здоровьесберегающая среда в доу условие физического и психического... 1 127.1kb.
Постепенно принцип профилактики проникает во многие тра­диционные... 2 424.36kb.
Рабочей программы дисциплины 1 36.07kb.
Вопросы государственного экзамена по направлению «лингвистика» 1 22.37kb.
История психологии 15 4723.91kb.
Групповая психотерапия с детьми дифференциальная диагностика: наблюдение... 7 2661.12kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

1. Цель дисциплины. Вопросы психического здоровья и его достижения всегда составляли - страница №1/1

I. Введение

1. Цель дисциплины. Вопросы психического здоровья и его достижения всегда составляли и составляют суть практической психологии. В ряду консультативных дисциплин, посвященных психологической помощи, особое место занимает комплекс психотерапевтических систем. И сегодня формирование профессиональной идентичности психолога требует овладения основами психотерапевтических знаний. Настоящий курс нацелен на получение студентами общего представления о психотерапевтических дисциплинах и их основных особенностях. В нем дается обстоятельный обзор базовых направлений современной психотерапии и краткий обзор направлений, являющихся производными от базовых. Обзор проводится в рамках единой исторической перспективы и включает критические оценки и области применения различных психотерапевтических теорий и методов.

2. Задачи дисциплины. В рамках данной дисциплины перед студентами ставятся следующие задачи – сформировать представление о психотерапевтической помощи в целом, об основных ее компонентах и особенностях терапевтических отношений, составить картину исторического прогресса в главных направлениях психотерапии и современных тенденций ее развития; рассмотреть основные теоретические подходы в психотерапии, их ключевые концепции, цели, позиции терапевта и пациента, базовые техники, сильные и слабые стороны, значение в спектре современных направлений; получить общее представление о разнообразии дополнительных практических подходов и некоторых направлениях семейной психотерапии.

3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования. Обзор основ психотерапии требует интеграции практически всех знаний, полученных студентами за предыдущее время обучения. В качестве основы используются как общие дисциплины – «Философия», «Этика» – так и профессиональные – «Общая психология», «Психология личности», «Психодиагностика», «Психология развития и возрастная психология», «Социальная психология», «Клиническая психология», «Психофизиология», «Новые направления в психологии». Исторический обзор тесно связан с представлениями об истории психологии, а тематически курс пересекается с такими дисциплинами как «Консультативная психология» и «Основы психокоррекционной работы». Основы практических знаний, полученные в этом курсе, затем используются в практикуме по психотерапии и других спецкурсах, связанных с психотерапевтическими дисциплинами – «Эриксоновские и постэриксоновские терапии», «Психодинамические теории личности», «Психодрама».

4. Требования к уровню освоения содержания курса. В результате освоения материала курса студенты должны продемонстрировать

- знание определений психотерапии в широком и узком смысле, условий профессиональной помогающей деятельности

- наличие общего представления об универсальных навыках и формах работы в психотерапии

- знание особенностей и ключевых характеристик терапевтических отношений

- понимание основ профессиональной этики

- представление о современных тенденциях развития психотерапии в целом

- знание происхождения, ключевых концепций, основных целей, базовых техник главных психотерапевтических направлений, позиции терапевта в них, основных критических положений

- наличие представления о месте и особенностях основных производных психотерапевтических направлений и их отношении к главным академическим подходам

- наличие базовых представлений об особенностях групповых форм психотерапии

- общие представления о видах и характеристиках семейной терапии



5. Методическая новизна курса. Помимо традиционного лекционного изложения в курсе используются краткие демонстрации специфических терапевтических приемов, такие как «Снятие острой эмоциональной реакции».

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



Введение.


  1. Определения психотерапии. Психотерапия в узком и широком смысле. Условия помогающей деятельности.

Разнообразие проблем клиентов. Вопросы личностного роста. Базовые модели – ориентация на «излечение» и развитие.


  1. Особенности деятельности психотерапевта. Общие навыки психотерапевта. Области умений. Психодиагностические навыки. Индивидуальная работа. Семейное консультирование. Групповая работа. Деятельность в организации. Медиаторская деятельность (психологическое посредничество). Администрирование деятельности психотерапевта. Супервизия. Исследовательская работа в психотерапии. Варианты командной работы и профессионального общения. Области деятельности. Специализации в общей психотерапии.




  1. Психотерапевтические отношения – важнейший фактор эффективной помощи. Характеристики терапевтических отношений. Центральные условия К. Роджерса. Эмпатическое понимание, уважение и положительное отношение, искренность и конгруэнтность терапевта. Переносные отношения, их основные виды и способы работы с ними.




  1. Профессиональная этика психотерапевта. Кодексы этики в профессиональных организациях и их ограничения. Основные этические вопросы в психотерапевтической работе. Законодательная база деятельности психотерапевта и отношений клиента и консультанта.




  1. История психотерапии и консультирования. Междисциплинарные основания развития психотерапии и консультирования. Естественнонаучные модели XIX века. Развитие основных направлений классической психотерапии в первой половине ХХ века. Развитие научной психотерапии во второй половине ХХ века и разнообразие терапевтических подходов. Современные тенденции. Расширение философской базы психотерапии и развитие краткосрочных видов терапии.


Теории и практики психотерапии.


  1. Психоаналитическая психотерапия.

Историческая справка. Ключевые концепции психоаналитической модели. Цели терапии и роль терапевта. Отличия современной психоаналитической психотерапии от классического психоанализа. Терапевтические методы и техники. Критическая оценка.


  1. Аналитическая психология и психотерапия.

Историческая справка. Ключевые концепции. Цели терапии и роль терапевта. Терапевтические методы и техники. Современное расширение классической технической базы аналитической психологии. Критическая оценка.


  1. Адлерианская индивидуальная психология и психотерапия.

Историческая справка. Роль индивидуальной психологии в развитии детской терапии и области социальной работы. Ключевые концепции. Цели терапии и роль терапевта. Терапевтические методы и техники. Критическая оценка.


  1. Экзистенциальная психотерапия.

Историческая справка. Ключевые концепции. Динамический экзистенциализм Ялома. Гуманистический экзистенциализм Бьюдженталя. Трансперсональный экзистенциализм Маслоу. Логотерапия Франкла. Особенности терапевтических отношений. Цели терапии и роль терапевта. Терапевтические методы и техники. Критическая оценка.


  1. Личностно-центрированная психотерапия.

Историческая справка. Этапы недирективной, клиенто-центрированной и личностно-центрированной терапии в работе К. Роджерса. Ключевые концепции. Цели терапии и роль терапевта. Терапевтические методы и техники. Критическая оценка. Развитие терапевтических подходов на основе личностно-центрированного подхода. Фокусирование Ю. Джендлина.


  1. Гештальт-терапия.

Историческая справка. Ключевые концепции. Обобщающее понятие цикла переживаний. Цели терапии и роль терапевта. Терапевтические методы и техники. Завершение гештальтов и эксперименты. Критическая оценка.


  1. Трансактный анализ.

Историческая справка. Основные направления ТА: классический ТА, терапия нового решения Гулдингов, терапия «новых родителей». Ключевые концепции. Структурный, трансактный анализ, анализ игр, сценарный анализ и анализ системы рэкета. Цели терапии и роль терапевта. Терапевтические методы и техники. Критическая оценка.


  1. Поведенческая терапия.

Историческая справка. Ключевые концепции. Цели терапии и роль терапевта. Терапевтические методы и техники. Критическая оценка.


  1. Рационально-эмотивно-поведенческая терапия.

Историческая справка. Ключевые концепции. Классификации иррациональных убеждений. Цели терапии и роль терапевта. Терапевтические методы и техники. Критическая оценка.


  1. Когнитивная и когнитивно-поведенческая терапия.

Историческая справка. Работа А Бека с депрессивными больными. Ключевые концепции. Цели терапии и роль терапевта. Терапевтические методы и техники. Критическая оценка. Когнитивно-поведенческая модификация Д. Мейхенбаума.


  1. Терапия реальности.

Историческая справка. Ключевые концепции. Теория выбора У. Глассера. Классификация потребностей. Цели терапии и роль терапевта. Терапевтические методы и техники. Критическая оценка.


  1. Производные психотерапии. Гипнотерапия. Использование гипноза как инструмента. Медицинский гипноанализ.

Экспрессивные психотерапии. Арт-терапия. Управляемое воображение. Драма-терапия и психодрама.

Игровая психотерапия, ее развитие и особенности. Современная песочная терапия.



Терапии, основанные на концепции субличностей – психосинтез Р. Ассаджиоли, диалог голосов Х. И С. Стоунов, «одиссея» В. Богарта.


  1. Телесно-ориентированная психотерапия.

Концепция «мышечной брони» В. Райха. Биоэнергетика А. Лоуэна, «нежная биоэнергетика» Е. Райх, интегративный метод М. Брауна и другие неорайхианские подходы. Методы глубокого массажа в психотерапии (Дж. Пайнтер, И. Рольф, Дж. Хеллер). Терапия хакоми Р.Курца. Методы телесного переобучения (М. Фельденкрайс, Ф.М. Александер, С. Келеман, М. Э. Тодд). Интеграция телесно-ориентированных подходов в бодинамике Л. Маршер. Акупрессурные методики в психотерапии. Другие методы.


  1. Развитие личного стиля. Процесс обучения психотерапии. Прагматический подход и прагматические допущения.




  1. Групповая психотерапия. Краткий обзор. Особенности групповой терапии в отличие от индивидуальной. Разнообразие подходов в групповой психотерапии.




  1. Семейная и брачная психотерапия.

Факторы, повлиявшие на развитие семейной терапии. Некоторые ключевые понятия семейной терапии. Понятие семейного цикла. Распределение дисфункциональных семей. Обзор и критическая оценка современных направлений семейной терапии.

III. Распределение часов курса по темам и видам работ


№ п/п

Тема, раздел

Учебный план, часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Итого по темам

лекции

практические

1

Введение. Определения психотерапии

1







1

2

Особенности деятельности психотерапевта

1

1

2


3

Психотерапевтические отношения

1

1

2


4

Профессиональная этика психотерапевта

1

1

2


5

История психотерапии и консультирования

2

2


6

Психоаналитическая психотерапия

2

2


7

Аналитическая психология и психотерапия

1

1


8

Адлерианская индивидуальная психология и психотерапия

1







1

9

Экзистенциальная психотерапия

1

1


10

Личностно-центрированная психотерапия

1

1


11

Гештальт-терапия

2

2


12

Трансактный анализ

1

1


13

Поведенческая терапия

1

1


14

Рационально-эмотивно-поведенческая терапия

1

1


15

Когнитивная и когнитивно-поведенческая терапия

1

1


16

Терапия реальности

1

1


17

Производные психотерапии

2

1

3


18

Телесно-ориентированная психотерапия

1

1


19

Развитие личного стиля, групповая психотерапия

1

1

2


20

Семейная и брачная психотерапия

1

1

2





Всего

24







30


IV. Форма итогового контроля

Экзамен