1. Александр-Невский (Новый) кафедральный собор - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Классный час. 11Б класс. 09. 2009 г. Александр Невский личность нации. 1 105.27kb.
Современные российские дискуссии о князе Александре Невском 1 191.93kb.
Межрегиональная научно-практическая конференция «Воскресенский кафедральный... 1 52.19kb.
Экскурсионные программы 31. 12. 2012 – 07. 01. 2013, Эстония, Таллинн 1 170.88kb.
Внеклассное мероприятие (математика + история) "Имя России Александр... 1 81.07kb.
Святые русские воины александр невский, димитрий донской, феодор... 1 457.79kb.
Эра милосердия 10 2609.5kb.
Книги лауреатов Всероссийской историко-литературной премии «Александр... 1 50.97kb.
В сопровождении русскоговорящего гида. Для детей до 11 лет скидка... 1 64.29kb.
А. С. Пушкин Блок Владимирские князья 1 18.71kb.
Конспект урока по теме: Люди Древней Руси 1 67.19kb.
Муниципальные общеобразовательные учреждения 1 228.75kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

1. Александр-Невский (Новый) кафедральный собор - страница №1/1

Введение
В до революционной России почти всё население считалось верующим. Основная часть населения Саратовской губернии была православной веры. Саратов как самый крупный город губернии и Поволжья имел в своих пределах до 4 десятков церквей, часовен и молельных домов. Вдоль Волги выселись главы дюжины церквей- построек 18-19 века.

Церкви в нашем городе были не только культурными заведениями, где отправлялись необходимые церковные требования (крещение, отпевание, венчание, праздничные и будничные литургии). Они были и украшением города, замечательными архитектурными памятниками, возведёнными «талантом и усердием» выдающихся зодчих. А особо привлекательной составляющей духовной жизни города был колокольный звон, раздававшийся ежедневно на всех звонницах и колокольнях. Чарующая музыка его разносилась по близлежащим кварталам и вызывала в обывательских душах просветление и покой…

Наша исследовательская работа называется «Утраченное зодчество». Мы хотим познакомить с утраченными церквями нашего города.

Задачи:


1.Познакомить с утраченными церквями и храмами до революционного Саратова;

2. Привлечь к проблемам нравственности;

3. Вызвать положительное отношение к церквям;

4. Побудить интерес к истории и актуальным проблемам Саратова;

5. Побудить интерес к исследовательской деятельности.
100 лет тому назад по улицам этого города также спешили горожане, только сам город выглядел несколько по-другому! Это был большой, живописный, нарядный, благоустроенный европейский город с прекрасными зданиями и огромным количеством красивых церквей монастырей, соборов. Подавляющее большинство из них было уничтожено в 30-е годы. Из более 40-ка культовых строений до наших дней уцелело всего несколько…

Какие-то дошли до нас целиком, а от каких-то остались лишь фрагменты.



1.Александр-Невский (Новый) кафедральный собор
Собор св. Александра Невского культовая постройка, являющаяся памятником русской доблести в Отечественной войне 1812года.

Собор воздвигнут с изволением императора Александра 1.В архитектурном отношении он имеет фигуру надгробного памятника. Ещё в 1785 году императрица Екатерина 2 повелела отстроить в Саратове новый кафедральный собор, пожертвовав на строительство 15тыс. рублей. В приказе общественного призрения сумма сохранилась и увеличилась до 25тыс.рублей. Построение храма не начиналось долго. Между тем 29июня 1814 года в Саратове получен Высочайший Манифест о заключении мира с Францией. По этому случаю общество города Саратова составило акт, коим предположило соорудить на пустынной площади напротив нового здания губернского присутствия (ныне в этом доме на улице Радищева располагается музыкальное и хореографическое училище)собор о двух престолах :главный – во имя св. Благоверного князя Александра Невского, а другой- во имя святого, в день которого император Александр 1 прибудет в столицу из побеждённой Франции(совпал этот приезд с праздником Архистратига Гавриила).В «достопамятный день Бородинской баталии»государь утвердил план, профили и фасады саратовского собора, выполненные петербургским зодчим В.П.Стасовым.

Василий Петрович Стасов (1769-1848гг.) был прогрессивным архитектором своего времени. Особенно получалось у зодчего оформлять здания тяжёлыми монументальными колоннами дорического стиля, что не стало исключением и для саратовского Александро-Невского собора. На конкурс в столицу поступило два проекта собора для Саратова. Первый представил итальянский архитектор Джакомо Кваренги. Второй принадлежал Стасову. Александр 1 выбрал стасовский вариант, так как он был более прост и практичен для губернского города, чем парадно-дворцовый проект Кваренги.В 1814году была подготовлена смета всех строительных работ, так что уже в 1815 году состоялась торжественная закладка храма.

Предполагалось завершить строительство за 4 года, однако работы затянулись на целое десятилетие и, не обошлось без непредвиденных осложнений. Когда были почти окончены наружные работы и оставалась только внутренняя отделка,24апреля 1824 года, в 8 часов утра произошёл обвал купола собора. К счастью никто не пострадал - все рабочие сидели в отдалении от храма и завтракали. Падение купола объяснилось тем, что стены собора не могли выдержать большую каменную массу купола. После того нижние своды были исправлены, колонны снова возведены и купол устроен деревянный. Для большей прочности его из нутрии поддерживали четыре массивные колонны.

28марта 1826 года состоялось освещение храма. Здание собора для большей прочности углублено в землю на несколько саженей. Оно – двухэтажное; нижний этаж весь под каменными сводами .Храм – четырехэтажный, в форме куба. С трёх сторон-южной, северной и западной находятся колонны, покоющиеся на прочных помостах, по шести с каждой. Внутри, к углам площадки храма, четыре колонны, украшенные живописью изображений сцен из Ветхого и Нового завета…

Колокольня появилась позднее – архитектор Г.В.Петров возвёл её к 1842году.

Часть площади присутственных мест была огорожена деревянной загородкой, внутри которой арестанты Работного дома рассадили липы.

С годами этот бульвар вокруг храма стал нашими знаменитыми «липками», а сама площадь получила название Соборной. Она являлась центром старого города. Здесь проходили военные парады, всевозможные церковные праздники, отсюда уходили на фронт саратовцы в русско-японскую, первую мировую…

В 1930-е годы чудо-храм принялись медленно, но верно уничтожать. Сначала вместо крестов на куполах собора и колокольни водрузили красные флаги. Купола сняли и прекращены были богослужения. В конце 20-х- начале 30-х годов храм «заселили»артисты так называемого «Деревенского»агиттеатра, ряд помещений был отведён под рабочее-крестьянскую инспекцию,библиотеку и другие организации,даже «киношники» сидели какое-то время в бывшем кафедральном соборе.Но затем храм начали по-тихонечку разбирать.Разобрали купол, обезглавленный куб долбили таранами,взрывали,а затем опять долбили здание воинствующие безбожники очень долго, вплоть до начала 40-х годов.Из обломков храма доблестной Отечественной войны 1812 года был возведён…четвёртый этаж дворового крыла губкома ВКП(б)на Советской улице(здание бывшего Крестьянского поземельного банка в советское время занимал обком КПСС.ул.Советская,44).

В настоящее время собора не существует. Зимой, когда на площади перед ним заливали каток, то в остатках собора сделали из дерева небольшой домик – теплушку, используемую для обогрева катающихся граждан. Ныне на его месте расположен стадион «ДИНАМО».


2. Княже – Владимирский собор
Церковь построена в 1494 году,на средства ,собранные всеми горожанами.Храм строился в память 900-летию юбилея крещение Руси.

Проектировал его Сар.Арх. А.М.Салько.Храм освятили в 1894 г.Храм был 3-престольный и богато украшен.При церкви была школа в которой обучалось около 500 детей. Приход состоял из 330 дворов и более 1500 прихожан.

До 30-х гг. церковь брала в аренду для богослужений коллектив верующих.в последующие годы храм разрушили.

На том месте, где когда-то стоял собор, сегодня находится Детский парк. В 2004 году на его территории начато строительство храма во имя святого равноапостольного князя Владимира, архитектурно повторяющего Княже-Владимирский собор, но уступающего ему по размерам.



3.Ильинская церковь
Построена в 1818 г. (по другим данным в 1817 г.) на месте старой деревянной, существовавшей здесь с конца 17 века. Церковь находилась на Ильинской площади (ныне пл.Фрунзе). Колокольня возведена позже, в 1832 г. В 1888-1889 гг. здание церкви подверглось значительной реконструкции, в результате которой площадь церкви была увеличена. При церкви имелась богадельня, начальная школа и одна церковно-приходская женская школа. Около Ильинской церкви были расположены два кладбища: одно на южной стороне (до ул. 2-я Садовая), другая на северо-восточной стороне (вдоль ул. Белоглинской до берега Волги). Согласно ряду источников возле Ильинской церкви находилось и третье кладбище - немецкое. В 70-х годах XIX века эти кладбища были закрыты. Вплоть до конца 80-х годов XIX века к Ильинской церкви ежегодно (на Ильин день) устраивались крестные ходы. В настоящее время церкви не существует (разрушена в 30-х годах XX века).
4. Благовещенская церковь
В 1911 году вдова купца Агафонова Ксения Никитична и ее сын Владимир Васильевич решили в память мужа и отца соорудить в поселке Агафоновка за полотном железной дороги церковь-школу. В 1912 году здание каменной однопрестольной церкви-школы было готово и храм освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Здание имело черты псевдорусского стиля. Над церковью возвышался на круглом барабане купол, а над входом устроена небольшая двухарочная звонница, украшенная тремя главками. Облик храма напоминал храмы древнего Пскова.В годы Советской власти: После революции храм был закрыт, купола и звонница снесены, а на оставшуюся часть храма надстроен второй этаж. Здание было превращено в жилой дом коммунального типа.

В наши дни: 7 июля 2004 года Указом Преосвященнейшего Лонгина, епископа Саратовского и Вольского, клирик храма в честь Рождества Христова иерей Игорь Емельяненко был назначен настоятелем общины храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В начале 2005 года началось расселение жильцов из обезображенной церкви. Все расходы по их расселению храм взял на себя. В день Крещения Господня, 19 января, освободилась комната в западной части храма, там, где некогда был вход. После этого сразу же начался внутренний ремонт. 23 января настоятель храма отслужил здесь первый водосвятный молебен с чтением акафиста Пресвятой Богородице. В маленькой комнате присутствовало около 40 человек. При всеобщем пении акафиста люди, стоявшие с зажженными свечами в руках, плакали и радовались одновременно. 1 марта 2005 года на храме был установлен купол. 23 марта 2005 года, в Неделю Торжества Православия, в Благовещенском храме были совершены Чин положения Святого Антиминса и первая Божественная Литургия.

С этой церковно - приходской школы начинает свою историю наш Лицей №2, которому в ушедшем году исполнилось 100 лет! В настоящее время Храм находится на реставрации.
5. Введенская церковь
Первые упоминания о Введенской Церкви относятся к началу 17в.Церковь первоначально была деревянной и только в 1747 г отстроена в камень. В 1847г на средства коллежской советницы Е.А.Ивановой были пристроены к храму приделы и колокольня. При церкви располагались 6 пожертвованных домов для священнослужителей.26 ноября 1934 г. Здание Старо-покровской церкви передано под засыпку зерна. Позже церковь была разрушена.

В настоящее время на месте церкви возведен жилой дом.



6. Вознесенско-Сенновская (Митрофаньевская) церковь
Ещё в начале прошлого столетия одну из центральных частей современного города – район Крытого рынка – саратовцы воспринимали как отдалённую. Эти места были покрыты сплошными болотами, заросшими осокой и камышом в человеческий рост. Сюда любители-охотники съезжались пострелять дичь (сейчас такое можно представить лишь с большой долей фантазии), которая в изобилии водилась в этих «угодьях».И редко кто-либо из охочих до подобных развлечений возвращался с загородных болот с пустой охотничьей сумкой – чирки, утки, вальдшнепы у саратовских хозяек превращались в праздничные блюда.

Где-то в первой четверти 19века границы городской застройки Саратова продвинулись на много вперёд по Московскому тракту (Московская улица, в сторону железнодорожного вокзала). Болота и топи тем самым оказались в черте города. По объёму они были не такими уж и большими, поэтому даже в то время их осушили в довольно быстрый срок. На месте топей город получил новую, просторную площадь, где с годами расположился главный городской базар – Митрофаньевский.

В 1838 году в самом центре этой площади стараниями помещиков и горажан – благотворителей была возведена Вознесенско-Сенновская церковь. В скоре к ней был пристроен придел(дополнительный алтарь в храме,где наравне с главным происходят богослужения) святого Митрофания. Благодаря народному обиходу это название закрепилось за всей вновь построенной церковью,а затем уже и за самим базаром.

За какие-то несколько лет Митрофаньевская площадь быстро застроилась амбарами, лавками, дешёвыми трактирами. От базара по Михайловской (сейчас Вавилова) улице выстраивался так называемый «тежелый ряд», где всегда торговли телегами,санями,сеном. Маленькая улочка, идущая от Митрофаньевской церкви в город, стала прозываться Дровяной (ныне –ул.Дзержинского),так как здесь, на противоположной стороне площади, саратовцы делали запасы дров и хвороста.

Простояв почти три десятилетия без колокольни, Митрофаньевская церковь получила её в 1864 году. Часовня в ограде храма появилась лишь в 1910 году.

В начале 20 столетия церковь значилась как «трёхпрестольная:в честь Вознесения Господня, во имя святителя Митрофана, святителя и чудотворца Николая и преподобного Сергия Радонежского». Домов в приходе было 334.Ежедневно храм посещало около 1,5 тысячи граждан.При церкви имелась и двухклассная церковно-приходская школа.

В 1930-х годах церковь стали разрушать. Из всех построек до наших дней сохранилось лишь одно небольшое строение (площадь имени Кирова,1),где расположилась одна из кафедр Саратовского государственного медицинского университета. С2005 года Саратовская епархия вернуло храм. В настоящее время он является действующим храмом, названным Храм Святителя Митрофания Воронежского.
7. Сергиевская церковь
Этот православный храм построен в 1825 году на улице Большая Сергиевская (ныне ул. Чернышевского, 148). Автор проекта неизвестен. Средства на строительство были пожертвованы коллежским советником В.М. Максимовым. При церкви имелось приходское епархиальное образцовое женское училище, а также Рукодельная школа. Церковь была снесена в начале 30-х годов. В настоящее время на месте церкви возведен корпус института Травматологии и ортопедии
8. Спасо-Преображенская церковь
Одна из старейших в Саратове. Дата постройки церкви не установлена (согласно архивам РПЦ в 1796 году эта церковь уже существовала).

При Спасо-Преображенской церкви был монастырь, основание которого относится к XVII веку.


Церковь находилась за Глебучевым оврагом, почти на самом берегу Волги (район Предмостовой площади).
Во время сильного пожара, произошедшего 21 июня 1811 года, и от которого выгорел весь Саратов, здание церкви сильно пострадало (от него остались лишь растрескавшиеся от огня стены храма).

В 1820-1825 годах церковь была восстановлена и обращена из монастырской в приходскую, а монастырь перенесён за город, на пятую версту к северо-западу от Саратова по Московскому тракту (см. Спасо-Преображенский мужской монастырь).

В настоящее время этой церкви не существует. На её месте находился областной институт усовершенствования учителей (ул. Большая Горная).

В настоящее время там находится гостиница и развлекательный комплекс «Звездный».


9. Свято-Николаевская церковь
Из истории: Каменный Никольский храм был построен в 1904 году на средства саратовской Духосошественской церкви (ныне кафедральный собор). После освящения церкви к ней отошла часть прихода Покровского «на горах» храма. При церкви имелась церковно-приходская школа. Вновь выстроенная церковь для отличия от уже существовавшей в Саратове Николаевско-Александрийской церкви-школы стала именоваться Ново-Никольской или «Никольской на горах», располагалась на ул. Большая Горная между улицами Соборной и Некрасова.

Храм был небольшой, но очень красивый. В нем был дивный иконостас из белого и голубого фарфора. Аналогичный иконостас был только в Ново-Казанской церкви на Улешах. В годы Советской власти: Храм захватили обновленцы, затем он был закрыт и разрушен. Варварски уничтожен фарфоровый иконостас. После войны остатки фундамента храма были заасфальтированы, на его месте разбит сквер, а на месте алтаря храма воздвигнут памятник героям-краснодонцам.


10. Михаила-Архангельская церковь (Вознесенско-Горянская)
Церковь была возведена на средства прихожан и пожертвования почетного гражданина Саратова Хрисанфа Ивановича Образцова в 1849 г. на Горянской площади в пересечении улиц Московской и Полицейской (ныне ул. Октябрьская), вероятно на месте старого городского кладбища.

Косвенные свидетельства позволяют предположить, что проект этого храма был подготовлен архитектором К.Тооном (автором храма Христа Спасителя в Москве). В народе эта церковь была известна под названием Вознесения Господня или Вознесенско-Горянская. При церкви имелась приходская школа.

При постройке Вознесенско-Горянской церкви найдено много человеческих костей, что дало повод Росницкому высказать в «Саратовских губернских ведомостях» предположение, что на Горянской площади (Михаило-Архангельской), получившей свое название от церкви, находилось кладбище. При строительстве каменной церкви деревянная вместе с часовней была разобрана и продана в село Озерки.

При церкви имелась церковная школа, которая была размещена в церковном доме.

В настоящее время церкви не существует. Здание было разрушено в 1935 году, и на его месте в 1939 году построен, по проекту архитектора Д. В. Капова, жилой дом (Московская, 32).

11. Иоана-Предтеченская церковь (Красного креста)
Этот православный храм построен в 1838 году под патронажем настоятельницы Крестовоздвиженского женского монастыря игумении Евфании на средства А.А.Рылеевой.

Автор проекта неизвестен. Церковь была возведена на месте, где находилось кладбище, на котором в холерные годы производились массовые захоронения (район Дегтярной площади).

Рядом с церковью был врыт большой деревянный крест, покрашенный в красный цвет, отчего в последствии церковь получила название «У Красного креста». Подходившая к ней улица, по которой проходили похоронные процессии, получила название Печальной (ныне ул. Серова).

Изначально церковь существовала как кладбищенская и принадлежала девичьему Крестовоздвиженскому монастырю.Церковь была каменная с такой же колокольней. Престолов в ней было три: главный - во имя Иоанна Предтечи, в приделе – во имя Николая Чудотворца и в колокольне – во имя блаженного Николая.22 апреля 1885 года открывается церковноприходская школа. Священнослужители и учителя школы проживали в церковных домах. В приходе церкви были на 1910г.736дворов и более 5000прихожан. До 1934 года коллектив верующих пытался содержать храм. 2сентября городской совет вынес решение закрыть церковь, а здание использовать под засыпку зерна. В дальнейшем она была снесена. Сейчас на месте церкви стоят жилые и производственные здания и пожарная часть в районе дворца спорта «Кристалл».


12. Воскресенская церковь
В 1844 г.Сар-кий мещанин А.Пичугин выстроил каменную церковь с колокольней. Церковь имела 1 престол во имя Воскресения Христова. Позже на средства В.П.Баринова и купца И.И. Шумилина были вытроены 2 предела во имя иконы казанской Божий матери, и во имя Марии Магдалины. На кладбище имелись 2 часовни. Уничтоженная в 30-е г. Церковь находилась на месте ёлок, посаженных перед могилой Н.Г.Чернышевского.

Здание церкви сегодня не существует. На её месте находится Воскресенское кладбище.


13. Единоверческая-Спасо Преображенская
Здание не сохранилось. На месте церкви расположен сквер (между ул. Московской и ул. Соленой).
14. Церковь Владимирской иконы Божия Матери(Маминская)
Эта деревянная, обложенная снаружи кирпичом церковь была построена на углу улиц Астраханской и Большой Казачьей в 1865 - 1866 годах.

Храм был построен усердием купца второй гильдии В. Д. Мамина, поэтому получил в народе название «Маминской» церкви. Деревянный храм с деревянной колокольней был обложен снаружи кирпичом. При церкви имелись городские начальные школы и одна одноклассная женская.

В настоящее время церкви не существует. В годы Советской власти Храм был разрушен.

На месте, где она находилась, построен жилой дом.


15. Церковь Рождество Богородицы (Никольская)
Построена в конце XVII — начале XVIII веков. Каменная. В 1811 году, во время пожара, обгоревшие колокола попадали с колокольни и проломили свод, где под сводом один из священников, Аким Дмитриевич Крылов, собрал от пожара все свое имущество и запер железной дверью, но когда колокола прошибли свод — сгорело и все имение его. После того вскоре выстроена другая колокольня, а прежняя походила на колокольню, что на горах у Преображения». Вблизи церкви был расположен Пеший базар, со множеством лавок, а также старый гостиный двор. При церкви имелась церковно-приходская женская школа, располагающаяся на Соляной улице. Находилась церковь на углу ул. Московской и Чернышевского. В народе церковь называлась Николая Чудотворца или Никольская.

В настоящее время церкви не существует. На том месте, где она находилась, построен жилой дом и магазин «Гроздь» (ул. Московская, 10).


16. Покровская Единоверческая церковь
Находилась предположительно на углу ул. Чернышевского и Октябрьская.

Построена в 1780 году - беглопоповская община построила в Саратове каменную церковь. Позднее, в 1844 году, она была обращена в единоверческую. Освящена в 1854 году.

В наши дни она не существует, когда разрушена - неизвестно.

В наши дня на месте церкви находятся многоэтажные жилые дома и фонтан на улице Октябрьской, каскадом спускающийся к Набережной Космонавтов.


17. Полковая церковь Александра Невского
Построена в 1898 году около казармы Бобруйского батальона угол улиц Московской и С.Разина. Престол во имя святого благоверного князя Александра Невского. Здание церкви сохранилось до нынешних дней, но, к сожалению, в сильно измененном виде.

В наши дни здание занимает предприятие Вычислительной техники и информатики "ВТИ - Сервис" (ул. Московская, 161). Ведутся переговоры о возможности возвращения здания Саратовской епархии.



18. Сретенская церковь (Петра и Павла)
Находилась на правой стороне Хлебной площади там, где сегодня находится здание Правительства Саратовской области, над торговыми рядами возвышалась церковь Сретения, или по-другому, в народе её ещё называли Петропавловской. Место для постройки церкви было выделено по плану Саратова. Благодаря стараниям саратовского купца Крюкова были собраны пожертвования, да и из церковных средств на постройку было выделено 3000 рублей. В 1860 году была произведена реставрация храма. В годы советской власти его не стало.

На месте церкви разбит газон перед зданием правительства Саратовской губернии.


19. Церковь во имя страстей господних
Построена церковь в 1860 году на месте деревянной кладбищенской часовни, принадлежащей Спасо-Преображенскому мужскому монастырю.

После 1917 года здание церкви было превращено в жилой дом. В значительно измененном виде это здание сохранилось до наших дней. В настоящее время в нем размещается Нижне-Волжская студия кинохроники - Дом кино (ул. Октябрьская, 43).


20. Церковь Агриппины мученицы
В 1841 году на средства почетного гражданина города Саратова Никанора Горбунова на старообрядческом кладбище была построена каменная церковь, с каменной колокольней. По определению Священного Синода в 1853 году церковь была передана в ведение православных церквей.
В простонародье Кладбищенскую церковь называли еще церковью Агриппины Мученицы. Рядом с церковью располагалась каменная часовня, построенная почти в тот же период, что и сама церковь. Сейчас на месте церкви Агриппины Мученицы развернуто промышленное строительство. Рядом с ней в 1904-1906 годах были построены корпуса богадельни. Даты постройки указаны на фасаде.

Здание церкви не сохранилось. В наши дни здание богадельни занимает железнодорожное ГПТУ № 11 (ул. Краевая, 85).


21. Крестовоздвиженский монастырь
Крестовоздвиженский монастырь был по истине грандиозным сооружением и украшением нашего города. Он был одним из самых первых строений, возникших на территории Саратова. Основан монастырь в середине 17-го века при церкви в честь Воздвижения Креста Господня на месте старинной музейной площади, когда ещё сам Саратов располагался на левом берегу Волги.

Первые воспоминания о монастыре датируется 1680 годом. На том самом месте, где сейчас находится гостиница «Словакия», когда-то и возвышался великолепный Крестовоздиженский монастырь.

Путешественники, купцы и прочий люд, прибывающий в Саратов по великой русской реке, любовались роскошным зрелищем, видом величественного храма.

До наших дней от монастыря осталось несколько фрагментов.

О монументальности этого сооружения можно судить по воротам, которые вели в женский Свято Никольский храм. По своей высоте церковь была сравнима с гостиницей «Словакия».

Ещё один фрагмент монастыря, дошедший до наших дней, находится на улиц Лермонтова и Первомайской. Здесь когда-то были кельи, где жили монахини, а так же часовня, откуда послушницы обращались к богу со своими молитвами.

Саратовский Крестовоздвиженский монастырь связан со многими легендарными именами, когда-то здесь побывал Пётр 1. В 1722 году мимо Саратова проплывал в свой знаменитый персидский поход сам Пётр 1, первый российский император. У стен монастыря состоялась его встреча с повелителем калмыцких степей ханом Маюкой. Троицкий кафедральный собор тогда находился в ремонте, и Пётр 1 литургию и молебен служил в храме женского Крестовоздвиженского монастыря.

В то время обитель жила своей обычной жизнью, это была маленькая крепость со своими храмами, кельями, хозяйственными постройками и оборонительными сооружениями. Достоверные источники говорят о том, что все сооружения музейной площади: сам монастырь, Троицкий собор и другие значимые объекты были соедины между собой сетью подземных ходов на случай вражеских набегов.

В 1774 году Саратов подвергся одному из самых страшных и опустошительных пожаров. Сгорел практически весь город ,поэтому когда через какое-то время войско мужицкого царя Емельяна Пугачёва взяло город штурмом, это не составило ему большого труда, потому что город, как писалось в летописях, был практически наг и бос. Женский Крестовоздвиженский монастырь прекратил своё существование и был восстановлен только лишь спустя полвека. В1829 году император Николай 1 на рескрипте о восстановлении женского Крестовоздвиженского монастыря в Саратове собственноручно написал «быть по сему».

Открытие восстановленного монастыря состоялось 30-го марта 1830 года. Теперь Саратов был довольно богатым городом и постепенно в обитель стали поступать пожертвования. Горожане дарили не только иконы, церковную утварь, деньги, но и земельные угодья и смежные с монастырём дома. В1836 году государство выделило сто десятин леса, а город 9 десятин земли около Саратова на реке Гусёлке под огороды. В районе музейной площади монастырь имел собственные торговые ряды.

История Крестовоздвиженского монастыря того времени тесно связана с именем Анны Николаевны Рылеевой. Анна Николаевна Рылеева двоюрная сестра знаменитого декабриста Кондратия Фёдоровича Рылеева, который принимал участие в восстании декабристов. Она становится сначала инокиней, а со временем игуменей женского Крестовоздвиженского монастыря. В Саратове её стараниями и на её средства в 1840 году при женском Крестовоздвиженском монастыре была основана первая в Саратове школа для девочек. Школа была прогрессивной.

Помимо духовного образования рукоделия, духовных дисциплин, которые изучались в церковных учреждениях, она преподавала своим ученицам азы светских дисциплин.

В 1917 году, когда к власти пришли большевики, монастырь был распущен за его ненадобностью. А в 30-х годах 20-го века началось его полномерное уничтожение. В настоящее время в сохранившемся фрагменте монастыря на пересечении улиц Лермонтова и Первомайской, проводятся работы по реставрации Крестовоздвиженского Храма и основана действующая школа сестёр милосердия.


Заключение

Гонение на Православную Церковь, воздвигнутое новой коммунистической властью, носило ярко выраженный антихристианский характер. Физическое уничтожение церковно- и священнослужителей, закрытие, осквернение и разрушение храмов было массовым и планомерным. К концу 1930-х годов в Саратовской епархии не осталось ни одного действующего храма, большинство духовенства было или расстреляно, или находилось в лагерях и ссылках. Апофеозом безумия стало разрушение в 1930-е годы Саратовского Александро-Невского кафедрального собора.

В 30-х годах 20века города теряли Храмы, а люди ДУШИ! Мы надеемся, что больше такого не повториться. Нам удастся сохранить достояние человечества и вернуть утраченное зодчество!

Список использованной литературы:

1. Саратовские епархиальные ведомости 1994г. №1

Духовно- просветительский журнал гл.редактор протоирей Лазарь Новокрещеных. Сдано в набор 1.12.93.Подпись в печать 23.06.94 стр.17-18

2. Православное краеведение.Исторические очерки:М:Линия график.2002г. №19(черки церковной истории Вольска и Саратовского края) – Михаил Воробьёвстр. 5-8 гл.2;стр.100-116

3.Владимир Валеевиз истории саратовских церквей.Краткий иллюстрированный спаравочник.Саратов.Приволжское книжное издательство 1990г.стр.13-21;стр.103-110

4.Энциклопедия саратовского края в очерках,событиях,фактах,схемах.Саратов.Приволжское книжное издательство 2002г. стр.331-339

5. Жизненный путь священника Александра Петровича Мраморнова(1874-1941)Саратов. Приволжское книжное издательство 2004г.(выписка)

6. Газета:Советы,Факты,События.Изд.с августа 1990г.Информационно-аналитический еженедельник 17-23 июля 1998 №28(391)

7. Интернет-портал.Сар.Епархии(православие и современность) http://www.eparhia-saratov.ru

8. Интернет-ресурс: http://saratov.sgu.ru